В 2019 году в Новоуральске была уничтожена лучшая на Урале производственная площадка, на которой мог быть быстро налажен выпуск литейной продукции (так необходимой сегодня отечественному машиностроению) или автомобилей по программе импортозамещения, на которую выделены огромные деньги в ведомстве вице-премьера Дениса Мантурова.
Это было уникальное здание, площадью 200 000 квадратных метров (для понимания: это 28 футбольных поля под крышей, с теплом, светом, водоотведением и дорогим техническим оснащением!), 17 метров в высоту, 9 - в глубину, с опорами и балками, выполненными из дорогих марок легированных сталей. На момент продажи здание было оснащено несколькими 50-ти тонными кран-балками и десятками тяжёлых прессов фирмы «Эрфурт». Здание, построенное в 1973-м году по передовым технологиям, которое могло прослужить ещё лет 200, было пущено под нож всего за 85 с половиной (а, по другим данным, даже за 30) миллионов рублей!
Интересно: сколько миллиардов потребуется, чтобы построить сегодня точно такое же?! Речь идёт о здании № 401 многострадального автозавода УАМЗ-АМУР, к сомнительному затяжному банкротству которого причастно немало стервятников местного и более высокого пошиба. Но сейчас не об этом.
При чём здесь Попов, Баранов и Цветов?
Сегодня я хочу рассказать о той роли, которую сыграли в ликвидации уникального строения (и проекта, который мог дать ему вторую жизнь) главы администрации Новоуральска Валерий Попов, Александр Баранов и Владимир Цветов. Первое, во многом надуманное банкротство Зила было инициировано ещё при Фельдмане. И цена тому банкротству была всего 18 миллионов. В те годы город мог просто купить ЗИЛ и стать его учредителем, а не в Усть-Качку деньги вкачивать да на депозитах ныкать. В общем, Зил был обанкрочен. Но тогда ему ещё повезло. Купили его учредители банка «Северная казна». Так появилось ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР).
Второе банкротство завода началось в 2009 и растянулось на годы. Спусковым механизмом для него стало постановление правительства России от 10 ноября 2008 года, которое устанавливало ставку ввозной таможенной пошлины на кузова для легковых автомобилей. Она составила 15% таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за одну штуку. По сути, правительство экономически запретило на время сборку автомобилей, но оставило прежними условия ввоза готовых машин в страну. Кстати, уже в 2009 году в Россию завезли около 10 тысяч Geely. А сейчас их сборкой успешно занимается завод в Белоруссии. Постановление было подписано явно в пользу автоваза. АМУР не выдержал и к 2017-му тихо умер.
Но оставались уникальные здания, оборудование и станки. В 2012 - 2016 годы на угасание автозавода равнодушно взирал глава администрации Валерий Попов. А уже при главе Александре Баранове в январе 2018-го состоялись торги по продаже 401 здания. Без соответствующего разрешения Росатома и УФСБ. В апреле 2019 года исполняющим обязанности главы был назначен Владимир Цветов (который с ноября 2017-го числился, между прочим, замглавы по стратегическому развитию и инвестициям). То есть, окончательный разпил АМУРа-ЗИЛа происходил на глазах у Баранова и Цветова при полнейшем их бездействии. И практически при безмолвии депутатов-пересидков Думы НГО. Были, конечно, со стороны Думы робкие попытки остановить беспредел. Но уж очень робкие и формальные.
Знаю, что и в 17-м и в 18-м году к Баранову и его заму по инвестициям Цветову поступали письма от жителей города с просьбой сохранить жемчужину АМУРа-ЗИЛа - 401-е здание. И указания из областного правительства по тому же поводу были, и люди умные с проектами и инициативами приходили. Был, например, проект Уральского центра сложного литья по организации серийного производства литейных заготовок из стали, высокопрочного чугуна и цветных металлов для нужд отечественного машиностроения. 550 новых рабочих мест создать планировали. Говорят, что во время одной из экскурсий на площадки АМУРа, директора ведущих уральских заводов языками цокали: не видали, мол, более удобного здания под организацию сталелитейного производства.
В 2019-м Новоуральск уже ТОСЭРом стал, территорией опережающего социально-экономического развития, значит. Со всеми вытекающими льготами и преференциями. А жемчужину АМУРа-ЗИЛа к тому времени уже несколько раз продали. Сначала за 85 миллионов Денису Бондарю, предпринимателю одному из Перми. Да так, видно, понравилось конкурсному управляющему продавать это здание - остановиться никак не мог - ещё потом 19 раз продавал. Последний раз уже за 30 миллионов. А кто в оконцовке купил - не известно. Как такое произойти могло - никто понять-разъяснить не может. А вот смотрите да судите сами.
За сколько миллионов завод сравняли с землёй?
По данным Федеральной электронной торговой площадки «Фабрикант» 4 января 2018 года гражданин Бондарь Денис Петрович был признан победителем торгов. Он за 85 594 500 рублей купил основную часть здания 401, с подвалом, двумя вставками, встройками и антресолями, площадью 157 505 квадратных метров. Это 22 футбольных поля, значит. Причём, крытых, тёплых, освещённых. Кто сомневается в количестве футбольных полей - википедия в помощь. Рекомендуемые FIFA размеры: длина - 105 метров, ширина - 68 метров, площадь - 7140 м2.
Однако, по данным той же самой площадки «Фабрикант», в разделе по тому же 395 лоту, но на другой странице мы видим, что торги в тот же день продолжились и здание продавалось ещё 19 раз! Ежемесячно, аккурат четвёртого числа! И только в августе 2019 года торги эти завершились! Смотрите сами. Ссылка на результаты торгов здесь
https://www.fabrikant.ru/v2/trades/procedure/view/nVvFawq_N_KfnuBfLnKUsw
Чудо! Проданная 4 января 2018 года за 85 с половиной миллионов часть здания 401 площадью 157 505 м.кв. за инвентарным номером 00083 опять продано 6 августа 2019 года, но уже за 30 152 519 рублей и 99 копеек.
Как понять: за 30 миллионов продали здание или за 85 с половиной? В 2018 году или в 2019-м? Кто рассудит? Может это просто опечатки такие на торговой площадке «Фабрикант» каждый месяц 4-го числа 19 раз выскакивают? Может, сбой системы? А грамотные люди говорят, что Бондарь, мол, выиграть то выиграл, а деньги то мог и не внести. И торговался ещё 19 раз полтора года пока цена до суммы задатка не упала. Не знаю, что и сказать. Разумею так, что на вопрос этот только федеральная служба безопасности ответ может дать. Тем более, сделка эта прошла в нарушение Закона о ЗАТО, без согласования с Росатомом и УФСБ.
Ну и до кучи! Ещё один сбой этой системы я углядел. Сказывают, что здание № 401 занимало площадь 400х500 м = 200 000 м.кв. А, продали на торгах только 157 504, 8 м. кв. Значит, были ещё торги на оставшиеся 42 500 м.кв. Или не было? Следов таких торгов в открытом доступе я не нашёл. А это наводит на нехорошие мысли: может, 42 500 м.кв порезали и сдали без торгов? А это шесть футбольных полей…
Вот так просто арбитражный управляющий ЗАО «АМУР» некто Олег Семенович Хвошнянский продал бывшее некогда гордостью советского автопрома народное достояние (где собиралось 70 автомобилей в сутки!), обычному физлицу из Перми некоему Денису Петровичу Бондарю, который порезал его на кусочки и сдал в металлолом!
На момент покупки этот Денис Петрович даже как ипэшник не был зарегистрирован. И до сих пор не ясно, а нет ли у него двойного гражданства, например, Украины или Израиля.
Почему чужие хозяйничают в закрытом городе?!
Бондарь и Хвошнянский. Кто эти люди? Какое отношение они имеют к Новоуральску? А никакое! Плевать они хотели на ЗИЛ, с которым у тысяч семей новоуральцев связана вся жизнь! Ну, а Попов, Баранов и Цветов? Выходит, что и им было плевать. Безразличие к традициям города и формализм в работе этих бесцветных сити-менеджеров похоронили надежды новоуральцев на возрождение завода. Пусть не автомобильного - литейного, трамвайного (были и такие предложения от инвесторов), какого угодно… Хотя сегодня, когда Россию изолировали бывшие «партнёры», какая бы площадка была бы для импортозамещения! Мечта вице-премьера Мантурова!
Уничтожено место притяжения инвесторов, уничтожена история жизни половины жителей города. Это как отчий дом или школу взорвать…Представляю какие чувства испытывают зиловцы и первостроители к Валерию Попову, Александру Баранову и Владимиру Цветову, которые допустили, чтобы смысл всей их жизни заезжие дельцы втоптали в грязь!
При виде этой фотографии возникает вопрос: а зачем тогда забор Новоуральску, если любой делец может, даже не заезжая в город, сравнять с землёй всё что нам дорого?! Причём, дом купить, квартиру продать без разрешения Росатома и УФСБ невозможно, а завод порезать ну куски и вывезти - пожалуйста!
Хотя может, это такая стратегия развития города была у «недоглав» Попова, Баранова и Цветова и зависимых от них депутатов-пересидков: повышение темпов реализации металлолома с уничтоженных промышленных предприятий Новоуральска на Магнитогорский комбинат?! Не утверждаю, но и не исключаю, что с выгодой для себя любимых.
А как должен был действовать грамотный управленец?
Первым делом он бы заглянул в Закон о ЗАТО. Там, в первом пункте статьи 8 он бы прочитал, что «сделки с недвижимостью на территории ЗАТО могут совершаться только гражданами России, постоянно проживающими на территории ЗАТО». (Ну и где здесь Бондарь и Хвошнянский?)
А во втором пункте этой статьи он бы обнаружил, что «Участие граждан и юридических лиц, не указанных в
пункте 1 настоящей статьи, в совершении сделок с недвижимостью, допускается только по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с Госкорпорацией "Росатом" совместно с органами ФСБ.» Он бы изучил «Порядок согласования Госкорпорацией «Росатом» решений органов местного самоуправления ЗАТО об участии граждан и юрлиц в совершении сделок с недвижимостью на территории ЗАТО».
Он бы увидел, что Порядок этот утверждён приказом генерального директора Госкорпорации «Росатом» А. Е. Лихачёвым. Он бы вспомнил, что в Новоуральске, нарушив Закон и Порядок, чужие решили стереть с лица Земли филиал ЗИЛа - завода имени И. А. Лихачёва, первого наркома Минсредмаша СССР. Не правда ли, знаковое совпадение фамилий?
Меня бы лично на месте глав Новоуральска такое совпадение заставило бы сильно призадуматься над судьбой последнего мощнейшего актива ЗИЛа: может быть не всё ещё потеряно? Может, можно ещё остановить циничное решение безразличных и ловких дельцов, орудующих в закрытом городе? Может можно ещё ударить по рукам коллаборационистам из местных нуворишей?
Цветов, приступив к обязанностям главы НГО в апреле 2019 года и зная о том, что на вверенной тебе территории при пособничестве твоего предшественника (Баранова) состоялась незаконная сделка по продаже за бесценок актива, который потенциально может стать основой для создания второго градообразующего предприятия и что демонтаж уникального здания и его дорогостоящего оборудования ещё не начался, что должен был сделать нормальный социальный мэр?
Объясняю по пунктам:
1. Немедленно вызвать к себе начальника юротдела и заставить подготовить тексты писем: в прокуратуру, в суд, в УФСБ, в Росатом, в УВД, арбитражному управляющему ЗАО «АМУР» с требованием об отмене торгов в силу их незаконности. Оперативно отправить их по всем каналам. Держать на контроле.
2. Подключить общественность: «Наш Новоуральск», Совет ветеранов, Общественную палату, местное отделение СОСПП, профсоюзы.
3. Обратиться за помощью к Думе НГО.
4. Подключить к проблеме местные и областные СМИ. Провести совместную с общественностью и прокуратурой пресс-конференцию.
5. Добиться от руководства УВД разрешения на перекрытие служебных дорог ведущих к 401 зданию, приказать УГХ заблокировать их плитами, заключить договор с чопом на временную охрану периметра здания.
6. Забить пропуск в город господину Хвошнянскому и смотрящим от Бондаря. Опечатать их помещения. Всё, конечно, на законном основании. Методов десятки.
7. Поставить задачу комитету по управлению муниципальным имуществом участвовать в торгах (а мы видим, что они продолжались вплоть до августа 2019 года) и выкупить 401 здание под проекты ТОСЭР.
8. И вот когда ты всё это закрутил - лично сам поезжай на приём в министерство промышленности Свердловской области, к профильным замам губернатора, к губернатору, в АТОМ-ТОР, в Росатом… Ночуй там в приёмных, но добивайся поддержки в приостановке незаконной сделки и в создании нового производства на мощностях этой уникальной площадки.
А ведь, ещё 28 марта 2018 года, в бытность главой Баранова, состоялось совещание под председательством Министра промышленности и науки Свердловской области Сергея Пересторонина «О ходе процедуры конкурсного производства в ЗАО «АМУР» и о перспективах развития промышленной площадки предприятия» (протокол от 10.04.2018 № 16). Этим протоколом собственнику зданий было дано указание направить в Администрацию Новоуральска заявление о согласовании сделки купли-продажи с Госкорпорацией «Росатом» и ФСБ. Почему Баранов этого не сделал? По каким причинам?
Цветов стал главой в апреле 2019-го. Очнулся он только в январе 2020-го - создал Комиссию по проверке выполнения поручений, предусмотренных протоколом Пересторонина (Об этом в Решении Думы №24 от 27.05.2020
https://duma-ngo.ru/node/2797). Но было уже слишком поздно. 7 февраля 2020-го комиссия констатировала смерть жемчужины промышленного Урала: «здания разрушены, на месте зданий находится несанкционированная свалка строительного мусора». Занавес!
Вот так, при попустительстве нерадивых глав Баранова и Цветова, и при формальном подходе к делу депутатов-пересидков уникальная площадка, которая могла вытянуть весь город на принципиально новый уровень жизни, была беспощадно уничтожена чужаками-вандалами.
Уверен, если бы в Думе интересы горожан представляли не директора мупов и школ, повязанные с главами высокооплачиваемыми долгосрочными контрактами, а по-настоящему народные, честные, активные, думающие депутаты - этого бы не произошло. И уже сегодня в задание № 401 разворачивалось бы мощное импортозамещающее предприятие - второе градообразующее для Новоуральска.
Вот такая цена у лени и неверии в значимость своего голоса для каждого, кто не пошёл голосовать за новую Думу 5 лет назад. Все, кто пускают выборы на самотёк, прикрываясь любыми аргументами, становятся невольными соучастниками преступлений выбранной другими власти. Как сказал кто-то из великих: «Бойтесь равнодушных! Ведь именно с их молчаливого согласия совершаются все самые большие преступления на Земле».
Вадим Аверьянов