Часть 2 интервью с Г.Д. Семёновым
- Давайте поговорим о том, как создавалась «Новоуральская школа», как формировалось это устойчивое уже сейчас понятие, позволяющее смотреть на новоуральских выпускников, как на продукт, отмеченный знаком качества. Итак, 1 сентября 1987 года вы вступили в должность заведующего городским отделом образования Свердловска-44. Что вы увидели в существующей тогда системе образования?
- Что нарастает актуальность смены поколений. Также я ощутил изолированность наших учителей от коллег из других городов области. Некоторые директора проявляли завышенную оценку своих школ, не имея возможностей сравнения со школами открытых городов. Необходимо было создавать систему повышения квалификации, обмена опытом, которая бы нивелировала эту изолированность. Если же говорить о материально-технической базе, то внешний облик и интерьеры зданий, состояние сетей жизнеобеспечения, рабочих мест педагогов, освещенность классов, школьная мебель, наглядные пособия, спортивный инвентарь - всё это оставляло желать много лучшего.
- В нашем специфическом городе уникальный менталитет - приезжему очень непросто: ведь, все самые достойные и умные, конечно, родились именно здесь!))… Как вы не растерялись? Как не сломались?
- Мне помогали, меня поддерживали руководители города (Никитин В.Ф., Пенских Л. К., В.Е. Фельдман), директора УЭХК (А. И. Савчук, В. Ф. Корнилов, А. П. Кнутарев), СУС (П. И. Боков), УАМЗа (Н. М. Фоменко). Главную задачу я сформулировал для себя так. Ничего не утратить из добрых традиций. На существующей основе продолжить работу по развитию народного образования в городе. Как в организационно-педагогическом направлении, так и в улучшении материально-технической базы. С выходом на новые рубежи, с опорой на скрытые для меня пока, но наверняка существующие возможности. А если эти возможности сами по себе не будут открываться, так открывать их! Это моё жизненное кредо.
- Сильно сказано!.. На момент Вашего прихода на должность в системе народного образования города работали 16 школ и три внешкольных учреждения (Дворец пионеров, учебно-производственный комбинат, ДЮСШ). На момент Вашего ухода с должности в городе работали 21 школа и шесть внешкольных учреждений: к трем вышеуказанным добавились ДЮСШ-2, Станция юных техников и Детский экологический центр. Как вам удалось за 17 лет работы, в условиях постоянного стресса и неопределённости, не только не потерять, но и приумножить достижения городской системы образования?
- Это, конечно, заслуга всего коллектива управления образования и управленческих команд всех наших учреждений. Важное место в этой работе занимали Г. М. Новикова, Р. А. Коровин, В. П. Широбоков, И. К. Воробьев, Т. Н. Мухамедзянова, В. Н. Голышев, А. Ф. Буренок, Е. Ю. Кольтеева… Я перечислил лишь часть команды, лишь тех, кто по должности наиболее тесно занимались текущими делами городской системы народного образования, её развитием. Формат нашего интервью не позволяет мне рассказать обо всех директорах школ и сотрудниках учреждений, внесших вклад в создание и становление «Новоуральской школы», но я постарался никого не забыть и сказать спасибо каждому в монографии «Краткий экскурс в историю «Новоуральской школы» (1987 - 2004 годы)», которую в ближайшее время размещу на интернет-ресурсах.
- Я читал Ваш труд и понимаю, какой колоссальный объём задач был выполнен в каждом коллективе, сколько было построено, сколько введено новых программ! Какие удивительные люди вложили свою энергию и талант в создание «Новоуральской школы»! …Сделано действительно очень много. Чем больше всего гордитесь?
- Тем, что в тяжелейшие годы перестройки, когда во многих предприятиях, организациях и учреждениях страны задерживалась выдача заработной платы, в школах нашего города не было ни одного такого случая…Тем, что создал городскую психологическую службу, ввел в штаты школ педагогов-психологов… Вдвое увеличил штат Дворца пионеров, взял под его крыло пионерлагерь «Самоцветы», который подлежал ликвидации… Тем, что, уходя на пенсию в апреле 2004 года, имел веские основания считать, что хозяйственный комплекс «Новоуральской школы» будет в ближайшие годы работать надежно и устойчиво. Что и подтвердило время…Тем, что предложения на проектирование школ 40, 48, 58, школы села Тарасково и Станции юных техников разрабатывал лично я …
- Более того, разрешение на строительство школы № 48 вам пришлось получать у самого Егора Кузьмича Лигачёва, секретаря ЦК КПСС по идеологии. Почему так высоко пришлось просить?
- Дело в том, что согласно норм проектирования общеобразовательных школ того времени, школа не могла быть 4-х этажной и включать в себя столько дополнительных помещений: центр по обучению детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, бассейн с двумя ваннами, два спортивных зала, баня-сауна для спортсменов, зал ЛФК, тренажерный зал, зал для занятий борьбой, тир, лыжную базу. И директор проектного института ВНИПИЭТ сказал, что в предложенном варианте проект не может быть принят в разработку. И с сарказмом добавил: вот, если бы у вас было разрешение от ЦК КПСС …
Невероятно, но благодаря протекции первого секретаря Горкома Б. Д. Зинченко вскоре я действительно попал на прием к Е.К. Лигачеву - секретарю ЦК КПСС по идеологии. Он внимательно выслушал меня, прочитал письмо, сказал, что я его убедил и что он подумает. Я не уходил. Он: «Что-то ещё?». Я: «Нет. Я не могу уйти, Егор Кузьмич: без вашей резолюции на письме меня домой не пустят». Он: «Ну, хорошо. Что написать?». Я: «Разрешаю». И он размашисто через левый угол начертил: «Разрешаю»… Вот так у нас появилась 48 школа.
- Предлагаю присвоить ей имя Геннадия Семёнова…)
- Но тогда уж справедливым будет - Егора Лигачёва …)
- История нас рассудит…) Усилиями вашего управления образования, при колоссальной финансовой и организационной помощи Уральского электрохимического комбината и городской администрации в 90-е годы была создана «Новоуральская школа», одна из лучших систем образования в стране. Это мощнейшее конкурентное преимущество Новоуральска. Но, парадокс в том, что «Новоуральская школа», создавая человеческий капитал высочайшего качества стала кузницей кадров для Москвы, Петербурга и Екатеринбурга… и невольно наносит ущерб демографии Новоуральска. Пока получается, что, если бы у нас не было такой отличной школы, в городе было бы больше населения?…))
Продолжение следует.
Часть 1 можно прочитать здесь
https://zorkiysokol.livejournal.com/286124.html