Высокая плотность населения и наличие больших городских агломераций делает Северную Рейн-Вестфалию очень интересной землёй благодаря системе региональных железнодорожных экспрессов, электричек, системам трамваев и метро, покрывающим сразу несколько городов.
Среди агломераций можно выделить Кёльн-Боннскую (обслуживается оператором KVB) и
Рейн-Рурскую (транспортные сети оператора
VRR охватывают Дюссельдорф, Дуйсбург, Мюльхайм, Эссен, Гельзенкирхен, Бохум, Дортмунд).
Эксплуатацией трамвая в Дюссельдорфе занимается компания
Rheinbahn, входящая в
VRR (штаб-квартира в Гельзенкирхене). Ширина колеи столичного трамвая - 1435 мм (в Эссене, Бохуме - 1000 мм).
Подвижной состав представлен трамваями NF6, NF8, NF10 и вагонами новейшей серии NF8U. "NF" значит "Niederflur" (низкопольный), а цифра - число осей.
В ближайших планах - продление маршрутов 701, 704, 706, а также конвертация центрального участка маршрутов 703, 706, 712, 713 между между остановками Bilk - Heinhrich-Heine-Allee - Wehrhahn в систему метрополитена: линия будет убрана в туннель и передана в состав дюссельдорфского метро.
01. СМЕ из двух NF6 (первый низкопольник компании Rheinbahn),
на Граф-Адольф-штрассе, недалеко от Штреземаннплатц. 02. NF8U на маршруте 704.
03. Он же, вид сзади.
04. Устройство
перекрёстка Граф-Адольф-штрассе и Остштрассе. 05. Одна из платформ остановки
на перекрёстке Граф-Адольф-штрассе и Берлинер Аллее. 06.
07. NF8U проезжает
перекрёсток Граф-Адольф-штрассе и Берлинер Аллее. 08. NF8 маршрута 709 на
остановке "Берлинер Аллее". 09. NF8U 704-го маршрута на той же остановке.
10.
11. NF8U с двусторонним расположением дверей.
12. NF8U на
пересечении с Кёнигсаллее. 13. NF10 там же.
14. Ну и NF8U до кучи.
15.
16. СМЕ из NF8U поворачивает
с Брайтештрассе на Граф-Адольф-платц. 17. NF10
на Граф-Адольф-платц. 18. NF8U и NF10
на перечении Граф-Адольф-платц и Брайтештрассе. 19. NF8U маршрута 706 выезжает на северную сторону
Граф-Адольф-платц со стороны Брайтештрассе. 20. 705-й NF8U пересекает
Гарольдштрассе с севера по Элизабетштрассе. 21.
22. Остановка
"Постштрассе", квартал земельных министерств и ведомств. Впереди телебашня Rheinturm (она же - "Рейнская башня"), по соседству с которой расположен Ландтаг (земельный парламент). В сквере у Ландтага гуляют зайцы.
23. NF8U на "Постштрассе".
24. У перевозчика VRR сквозная нумерация маршрутов трамваев, автобусов и линий метро: дюссельдорфские номера начинаются на семёрку, эссенские - на единицу, дортмундские - на четвёрку, бохумские - на тройку. Например, трамвай 709 или линия метро U77 в Дюссельдорфе, эссенский трамвай 108, линия метро U11 и т.д.
25. Двери по обеим сторонам и заготовка под пульт водителя в хвосте NF8U.
26. Остановка "Постштрассе" вечером, на табло - ближайшее время прибытия маршрутов. Стандартное решение для европейских перевозчиков.
27. NF10, двери только справа. Гарольдштрассе. Тут мы
уже были. 28. СМЕ из двух NF8U 712-го маршрута
на углу Хунсрюкенштрассе и Флингерштрассе. Если я верно понял, этот участок скоро уберут под землю, и он будет линией метро U72.
29. Немцы жизнерадостны и доброжелательны. Когда один из сменяющихся водителей заметил, что попадает в кадр, то демонстративно причесался, заулыбался и стал позировать.