Dec 02, 2022 06:58
Воз огромен. Тянут его миллионы щук и лебедей. Один оборот красного колеса - лет пятьдесят.
начал писать красиво, потом всё куда-то исчезло. так что запишу тезисно.
тут многие маются чувством вины, или, наоборот, затыкают свою совесть путём примыкания к стае. и много споров, в том числе внутренних.
почему эти споры так болезненно-бесплодны?
1. для большинства людей их вклад в импульс воза ничтожен, так же как и ма-а-аленькое отклонение его траектории, вызванное их вкладом. результат невозможно объективно измерить. а словами можно объяснить всё что угодно. остался - и поддержал тем самым кровавый режим. уехал - и облегчил кровавому режиму задачу всех подмять. или наоборот.
2. вопрос не абстрактный, а чрезвычайно эмоциональный. люди погибают. все картинки есть в интернете. и невозможно прикинуться, что это на другом глобусе, в руанде или Камбодже. многоэтажки такие же. люди такие же.
3. всё пропитывает страх. и это не только конкретный страх потерять близких или материальное благополучие. это непреодолимый экзистенциальный ужас перед несопоставимостью масштабов. перед огромной инерцией общества и жалким моим комариным писком против. перед смертью, в конце концов.
обычно мысли о смерти задвинуты в дальний чулан. а сейчас она воцарилась на всех экранах, как тыква перед халоуином. и мы цепенеем как бандерлоги.
поэтому все метания, "виновата ли я", стыдно быть русским или наоборот - естественны, но бесплодны.
ненавижу,
антропология