D-X-D: «Движение в зимний и/или в дождливый период можно сравнить с ходьбой пьяного - это когда Вы движетесь медленно, и аккуратно, чтобы ничего себе не повредить».
Зимой любая поездка может превратиться в экстремальное вождение. Хорошо, если Вы пройдете курс контраварийной подготовки. Но если Вы еще не успели этого сделать, то, как минимум, нужно понимать с чем Вы можете столкнуться и разобраться в этом самостоятельно.
6. Поведение машины на льду (разгон, торможение, заносы и т.д. и). Что делать, если автомобиль занесло?Клуб Почетных Паджероводов помог мне разобраться в этом вопросе и поделился своими секретами :)
D-X-D: «Нужно понимать - скорость на ледяном покрытии - враг. Идеально было бы, чтобы машину не заносило и Вы никогда бы не узнали, как с этим бороться. Но кто предупрежден - тот вооружен!
Движение на скользкой поверхности имеет свои особенности ( предполагаем, что это на дороге, а не на бездорожье, что является отдельной темой), а именно:
трогаться нужно плавно:
- если авто оснащено АКПП, то просто отпустив педаль тормоза, и, только после того как автомобиль тронулся, можно добавлять газ;
- если автомобиль с МКПП, то особенность его в том, что нужно очень плавно отпускать сцепление и газ добавлять ровно столько, сколько нужно для троганья (это достигается опытным путем);
- для автомобилей с дизельным двигателем, можно просто плавно отпустить сцепление и педаль газа не трогать пока не начнется движение.
Важно помнить, что даже на полном приводе (хотя трогаться на нем гораздо легче, чем на моноприводе) тормозят все машины одинаково.
Теперь о торможении. Даже обычное торможение на скользкой поверхности может вызвать сложности. Для того, что бы этого избежать, необходимо стараться предвидеть ситуацию и начинать процесс замедления заранее. Сначала снижая обороты двигателя (чтобы автомобиль начал тормозить именно двигателем) - при этом можно начитать торможение при помощи тормозов, но нажатия на педаль должны быть очень плавными и аккуратными. И надо помнить, что тормозной путь зимой на снегу или на льду может быть в два-три раза длиннее обычного на сухом асфальте. И если вы начали слишком поздно тормозить, то никакие электронные помощники тут не спасут ситуацию.
В любой экстренной ситуации главное - не паниковать!
Собственно, нужно научиться различать состояния неуправляемого автомобиля. Бывают три основных вида:
а) срыв в скольжение передней оси (снос),
б) потеря сцепления задней оси (занос),
в) потеря сцепления всеми четырьмя колесами.
Чтобы легче было понять, чем они отличаются, существует определение: при заносе сначала слышишь удар о дерево, а потом видишь его, а при сносе сначала видишь дерево, а потом слышишь удар о него.
О чем еще нужно помнить - движение на скользкой поверхности сильно разниться от типа привода:
- Передний привод. Практически все машины, имеющие передний привод, имеют склонность к недостаточной поворачиваемости - это когда переднюю часть автомобиля выносит наружу поворота. И этот момент сильно влияет на управление. В случае сноса добавление газа (как многие рекомендуют) только усугубляет ситуацию и, как бы это не противоречило общепринятому мнению, в такой ситуации нужно просто сбрасывать газ и ловить момент сцепления колес с поверхностью дороги. Только после этого можно производить дальнейшие действия: торможение/набор скорости/вращение рулем.
Конечно, в идеале, колеса должны смотреть в сторону движения!!!
В случае заноса (т.е. потери сцепления задней оси) действия отличаются: сначала можно попытаться добавить газ, что бы это выровняло автомобиль, при этом руль надо поворачивать в противоположную заносу сторону и только после этого пытаться снижать скорость. Но тут есть большая вероятность, что при слишком резком добавлении газа машина станет полностью неуправляемой и потеряет сцепление всех колес.
При полной потере сцепления колес автомобиля с дорогой, не делаем никаких резких движений, руль поворачиваем в сторону, противоположную вращению (если это произошло на повороте) и плавно сбрасываем газ. А если автомобиль движется прямо, то отпускаем тормоз (в случае если это произошло в результате торможения).
- Задний привод. При сносе и при заносе, а также при потере сцепления всех колес, сбрасываем газ и при этом стараемся вращать руль так, что бы колеса смотрели по направлению движения.
- Полный привод. На полном приводе автомобиль ведет себя менее предсказуемо, даже в случае потери сцепления на одной оси. Важно понимать устройство полного привода своего автомобиля. Если у вас настоящий постоянный полный привод (например: Тойота Ленд Крузер, Митсубиси Паджеро, Ленд Ровер), то Ваши действия в случае непредвиденной ситуации будут отличаться от автомобилей с подключаемым полным приводом (например Хюндаи ТУшкан, Ниссан Х-Трейл, Хонда СРВ, Фольксваген Тигуан) - в таких автомобилях основной привод передний и повадки автомобиля переднеприводные, усугубленные подключением заднего, и на них надо вести себя как на переднеприводном, только ещё аккуратней.
Пожалуй, это все. Но что из всего вышенаписанного следует? Самый важный вывод, если вы смогли дочитать так много букв, - это контроль над автомобилем и, если вы теряетесь, лучше снизить скорость заранее. Кроме того, никакая теория не даст понимания того, как ведет себя именно ваш автомобиль в такой ситуации, поэтому выход только один - не допускать её, или идти учиться экстремальному вождению".