Пост Максима Абрахимова
http://abpaximov.livejournal.com/1716768.html и комментарии к нему натолкнули меня на размышления по теме образования. Тема эта болезненная, обсуждается в России с не помню каких пор, но воз и ныне там.
Так как учусь в школе, естественно, не могу ничего (пока) сказать о высшем образовании, разве что маме пришлось срочно делать из диссертации, как она выразилась, гамно. И все потому, что диссертационному совету показалось, что в ней (диссертации) слишком много математики.
А вот про ЕГЭ
хотелось бы поговорить отдельно и поконкретнее. Я считаю, что этот экзамен ничего не выявляет, наоборот, способствует отуплению учеников. В математике, например, пункт А некоторые девятиклассники делали методом "тыка". И, самое прикольное, получили баллы не меньше, чем те, кто решал сам. В одиннадцатом классе (по отзывам друзей) было то же самое. Кроме того, те, кто встал пораньше, точно так же скачали однотипные задания с владивостокских сайтов, как это было и до ЕГЭ (по рассказам мамы).
Что касается русского языка, то там ситуация, на мой взгляд, еще хуже. Хочу привести пример вопросов ЕГЭ в 9 классе. Чтобы понять смысл, сделаю краткое пояснение. Вопросы задаются по тексту, данному в заданиях ЕГЭ, то есть читаешь текст - отвечаешь на вопросы. Не помню автора текста, но смысл помню. Охотник пошел в лес и попал в лесной пожар. Навстречу старику выскочил обессилевший и обожженный заяц. Охотник сжалился над ним и взял с собой домой. Вопрос: "Зачем старик взял зайца домой:
А) чтобы съесть;
Б) чтобы вылечить;
В) чтобы потом отпустить."
Что же здесь проверяется: степень ума или...?
Это напоминает пародии А. Белянина на американские системы тестирования.
Я думаю, что лучше всего было бы вернуться к сочинениям (не эссе) - и правописание проверяется, и знание литературы, и умение выражать свои мысли. А по математике - давать контрольную, можно и с записью числового ответа, но не с выбором правильных ответов. По остальным предметам я ЕГЭ еще не сдавала, но, по слухам, там то же самое, не будем конкретизировать, что...
Что касается рекламируемого мнения о том, что ЕГЭ спасает от взяточничества, то это в корне неверно. У нас, например, все знали, что один экзамен (через Брянск), стоит 35000 рублей, а два - 70000. Кроме того, в школах пышным цветом расцвело репетиторство. Если раньше репетиторством занимались в основном ВУЗовские преподаватели, то сейчас эту отрасль дохода монополизировали школьные учителя, а у большинства из них уровень знаний по предмету куда ниже, чем у ВУЗовских.
Так что я считаю, что ЕГЭ - очередной лохотрон, на котором кто-то нехило греет руки. А как считаете вы?