На пути к орбите

Apr 12, 2012 22:36

Полёту первого человека в космическое пространство посвящается.

22 декабря 1960 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с кораблём-спутником «Восток» 1К № 6. На борту находились четвероногие космонавты Жулька и Альфа. Преодолевая земное притяжение, многотонная ракета с огромной скоростью уносила лохматых путешественников к орбите. Однако, случилось непредвиденное...




Жулька и Альфа перед полётом

...из-за разрушения газогенератора двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя на 425-й секунде полета и аварийного выключения двигателя на 432-й корабль-спутник "Восток" экспериментальной серии 1К на орбиту не вышел. На высоте 214 км спускаемый аппарат корабля аварийно отделился и нормально приземлился в 65 км юго-западнее Туры. Место приземления находится между речками Огнэктэ (эвенк. - пересыхающая речка) и Юктэкэн (эвенк. - ключик) в точке с координатами - 63°42' с.ш. 99°50' в.д. Собаки, совершившие суборбитальный космический полет, остались в спускаемом аппарате из-за отказа катапульты.

В район падения срочно вылетела группа учёных под руководством конструктора ракетной и космической техники - Арвида Владимировича Палло.



Что было дальше? Читаем отрывок из книги Владимира Губарева «Тайны Гагарина»

- Вы товарищ Палло? - тормошил его человек в летной форме.
- Да. - Палло вскочил.
- Вот телефонограмма, - летчик протянул конверт, - самолет к вылету готов.
«Немедленно вылетайте. Королев».
- Куда вылетать? - не понял Палло.
- Не знаю, - ответил летчик. - «Ил-14» начал прогревать моторы.
И только в аэропорту Красноярска Палло узнал о «загадочном радиопередатчике», который работал где-то на Нижней Тунгуске. К сожалению, было известно только направление, по которому следовало искать «шарик» - контейнер, - именно он подавал свой голос из тайги. Самолет шел к Туре, где, как сообщили Палло, уже прочесывали тайгу несколько «илов» и «аннушек», пытаясь обнаружить «шарик».
Люди измотаны. Сутки назад засекли этот передатчик, и вот уже 26 часов он не сомкнул глаз. Подняли с постели, и сюда - в Туруханск. Пять самолетов, почти сотню человек перебросили. Наконец нашли эту «пищалку» за полторы тысячи километров отсюда, «держали» ее с воздуха да вот потеряли. А как туда добраться? Тайга, мороз, снег - столько намело, что утонуть можно. А метеоролог погоду не обещает до следующей среды… В Туру надо перебраться, но там взлетная полоса не готова. Расчищают от снега… Завтра и начальство пожалует, значит, «пищалка» эта беспокоит Москву. Может, шпионы какие оставили? Но зачем им так далеко в тайге…
Палло передал телеграмму: «Москва: Королеву. Необходим опытный пилот вертолета. Груз на тонну выше допустимого. Или пилить пополам? Вылетаю на «точку».
Ответ пришел через полчаса.
«Шарик» доставить целым. К вам вылетает нужный человек. Жду результатов поиска. Королев».
Ночью Сергей Павлович позвонил М.Л. Милю. Тот сразу ответил, что вытащить этот «шарик» сможет лишь Капрэлян.
- Почему только он? - не удержался от вопроса Королев.
- А Капрэлян все может, - ответил авиаконструктор, - даже то, что нельзя, Сергей Павлович.



Карта района приземления спускаемого аппарата «Восток» 1К № 6

- Ну вот и северная заря, - сказал командир. Самолет шел над рекой. В левом иллюминаторе встали красные столбы полярного сияния. Они уже оторвались от земли, и между ними и горизонтом появился просвет.
- Приготовьтесь. Пора, - добавил командир. - Выброшу вас аккуратно, чтобы поменьше ходить там. - Он кивнул вниз.
Они шли к земле плотной группой. Палло машинально пересчитал: да, все. Он взглянул на землю. Уже проступили очертания реки, а слева и справа от нее черная, бесконечная тайга. «Грузовики уже сели, - подумал Палло, - ветра почти нет, искать их не придется».
Красный грузовой парашют он заметил метрах в пятидесяти, на полянке, которую успел выбрать. Земля летела навстречу быстро, и он привычно собрался перед ударом. Он ждал его, но происходило что-то странное. Стропы дернулись. «Зацепился», - мелькнуло у Палло, и вдруг он почувствовал, что висит неподвижно. Почему ничего не видно? Он сдернул маску, и на лицо поползла колючая белая каша. «Снег», - догадался Палло.
Он освободился от парашюта, скользнул вниз. Под ногой почувствовал твердое - земля. «Ничего сугробик, - усмехнулся он, - метра три-четыре».
Снег сползал на голову, и Палло понял, что медлить нельзя. Словно крот, он начал рыться в этом белом месиве.
Выбрался из сугроба быстро. Но все-таки снег был глубокий, до пояса. Парашют действительно зацепился за два дерева. «Хорошо, - подумал Палло, - ориентир для ребят».
Грузовой парашют где-то рядом. Память точно зафиксировала направление, и Палло уверенно пошел в сторону реки. Точнее, поплыл, потому что снег приходилось разгребать руками.
Сначала он увидел красное пятно. Парашют частично был засыпан снегом - почему, ведь метели не было? Он потрогал материю, она захрустела. Образовалась складка… Неужели? Палло лихорадочно заработал руками. Стропы… Да, вот они… Из снега торчал черный, обгорелый «шарик».
Он поднял голову, надеясь услышать самолет. Хотел еще раз поблагодарить того неразговорчивого пилота, который не представляет, какое большое дело сделал. Но самолет уже ушел в Туруханск - горючего оставалось в обрез.
Палло достал ракетницу.
Над тайгой загорелась красная звездочка, и вся группа поиска «поплыла» к своему начальнику. Они поняли, что «шарик» найден.
Метрах в двухстах от «шарика» торчал бугорок, словно специально созданный для посадочной площадки вертолета. Чтобы спилить и убрать десяток деревьев, потребовалось каких-нибудь два часа, и Палло передал радиограмму, что готов принять вертолет.
Теперь можно было заняться «шариком».
Палло сдержал то естественное любопытство и нетерпение, возникшие у него, когда вся группа собралась у контейнера.
- Торопиться некуда, - переборол себя Палло. - Будем действовать так, словно ничего не произошло.
Он понимал нелепость сказанного, но привычка четко соблюдать инструкцию, а именно в ней было определено не приступать к эвакуации «пассажиров», пока не придет вертолет, все-таки победила.
- Очень холодно, - добавил он, оправдываясь, - она может замерзнуть. Но меня СП предупредил, чтобы там, - он кивнул в сторону «шарика», - все было сохранено по возможности так, как есть… Короче, приказ готов: посадочная площадка. Ясно?
Конечно же, Палло не верил в чудеса. Еще там, в расчетном районе посадки, где они ждали этот контейнер, стало ясно: «нерасчетная траектория спуска» подразумевает гибель и собачки, и всей «начинки» аппарата. Баллистики быстро подсчитали: перегрузки плюс гигантская температура. «Шарик» должен рассыпаться и сгореть. То, что он, обуглившийся, весь в сплетении проводов, лежит сейчас перед ним на снегу - это действительно чудо. Оболочка все-таки выдержала, и Палло воспринимал находку «шарика» как подарок. Прежде всего коллективу Королева. Ведь прошло хоть и незапланированное, но чрезвычайно важное испытание. Ну, а биологи и медики? Они тоже кое-что получат, если, конечно, что-то сохранилось внутри…
Вертолет завис над ними неожиданно быстро. Всего несколько минут назад Палло передал радиограмму, а уже над лесом слышался рокот мотора.
Летчик сделал два круга над ними, присматриваясь к площадке, а затем уверенно посадил машину.
Палло мог теперь заняться «шариком». Волнение, которое уже не раз испытывал он при вскрытии аппарата, сейчас нахлынуло, и он коротко бросил: «Инструменты!»
«Контейнер, упакованный в специальный чехол, находится в нижней части люка № 2 под рамой. При работе с контейнером соблюдать осторожность - он может быть выброшен из шара», - вертелись в голове строки из инструкции. Надо прежде всего добраться до разъемов, а они с той стороны, у самой земли. Палло просунул отвертку в щель, прижался к «шарику». Да, если сейчас сработают пиропатроны… Разъем поддался легко… Теперь надо снять планку и отвернуть два болта… И ввинтить ударную трубку, а потом гайку… Пиропатрон за ней…
Первое, что увидел Палло, - большие, удивительно большие глаза собаки.
Они смотрели на него доверчиво и, как ему почудилось, с грустью…



Так приходилось работать группе Арвида Палло в Туруханске. Иллюстрация из книги О.Г.Ивановского «Ракеты и космос в СССР», 2005

И вдруг собачонки неожиданно залаяли! Живы! Несмотря на самые пессимистические прогнозы. Несчастных, замерзших, измученных собачонок Армен Арамович Гюрджиан (личный врач питомцев) завернул в тулуп и на вертолете отправился в Туру. Собачки провели в заточении более 3 суток. И это после чудовищных перегрузок (порядка 20 g), возникших при аварийном отделении СА от третьей ступени РН и последовавшего после этого сильнейшего холода (− 50-55 °C). Никакая теплоизоляция не могла удержать приемлемого теплового режима более 36 часов. Можно смело считать, что 25 декабря 1960 стало вторым днем их рождения.

Кстати, Жулька была опытным первопроходцем - она уже летала на геофизических ракетах под именами Снежинка и Жемчужная в 1959 году и благополучно возвращалась. Повезло Жульке и на этот раз - её взял к себе специалист по авиационной медицине Олег Георгиевич Газенко. Собачка прожила у академика около 14 лет.

По мотивам событий в 1985 году был снят художественный фильм «Корабль пришельцев» (режиссёр - Сергей Никоненко, автор сценария - Владимир Губарев), который вы можете посмотреть

image Click to view



Источники (рекомендую прочитать!)
1. Александр Коваль «Спасение собак-космонавтов и эвакуация корабля-спутника «Восток» серии 1К №6 из эвенкийской тайги» - часть 1 часть 2,
2. Арвид Палло «Поисково-эвакуационный отряд»,
3. Владимир Губарев «Тайны Гагарина»

первопроходцы, кино, video, photo

Previous post Next post
Up