Честь и сочинение

Sep 28, 2016 17:25

За выпускное сочинение я получил 3 балла. Глубоко оскобрился, отправил на перепроверку директором школы. Оценку не изменили.

Есть некоторая вероятность, что это связано с грамотностью. В школьные годы у меня была "врождённая" грамотность, т.к. очень много читал. Но я накатал слишком много листов черновика, и, скорее всего, при переписывании, понаделал ошибок.

Но 3 мне "выдали" с совсем другой формулировкой. "Ваня, что за чушь ты написал?"

К чему я, собственно, вспомнил про сочинение - к тому, что зачатки правильного мировосприятия возникли уже тогда. Темой сочинения было : "Береги честь смолоду". Но краткое содержание радикально отличалось - я писал о том, что есть некая вообще Честь, а есть понимание чести в данном месте в данное время.
Проиллюстрирую примером. Д'Артаньян считал ниже своего достоинства платить хозяину комнаты, которую снимал. Господа же Офицеры с французской булкой не позволяли себе подобных мыслей.

С возрастом я понял, что это были романтические воззрения 17летнего юноши. Реальность гораздо суровее.
В понятии "честь" смешиваются два явления.
1. Защита интересов группы, т.е. что-то, невыгодное лично тебе, но очень выгодное группе. Например, биться до-последнего. Противник будет осознавать, что все остальные такие же, и в следующий раз многажды подумает. Или вот можно красивую невинную девушку положить спать с книжным Офицером, и ни одна волосинка на ней не будет затронута. Офицер будет невыспавшимся, но все вокруг будут знать, что Офицерам можно доверять. Вызов на дуэль за оскорбления местами про это же. Даже если тебя сейчас убьют, то другого потом не будут оскобрлять. Кстати, 47 ронинов тоже как-то про это.
2. Гонор. Демонстративное потребление праздного класса. Если не будешь вести себя определённым образом, то не сможешь в своей группе казаться её членом.

И, в целом, абстрактной Чести не существует. Точнее, её существование возможно только в том случае, если признавать наличие абстрактной идеальной этики, заложенной в человеке в момент зачатия.
Существует коллективный (или даже частный) договор о том, что сейчас считается честью. И он от эпохи к эпохе постепенно меняется, т.к. меняются внешние условия.

Так вот жаль, что в 17 лет мою частично-правильную идею не направили в нужную сторону.

P.S. Особенно прикольно всегда смотреть, как оба эти элемента старательно демонстрируемой чести входят в конфликт с пожеланиями и рассыпаются. Мало где и когда случались такие феерические регулярные предательства, как в кичащихся своим супер-суровым Кодексом сообществах. Да, в Византии, где никакой Честью в 12-14 веке уже не кичились, были невероятные интриги и частые смены императоров. Но ещё интереснее почитать как-нибудь про становление Сёгуната. Если лень, можно ограничиться битвой при Сэкигехара.

сволочи, мысли, заподлянская природа вселенной

Previous post Next post
Up