Мы съездили хорошо. Лично я в середине субботы ныл, что как-то всё не так, а к вечеру уже даже подробно обсуждал планы на следующую игру. Ну и в воскресенье был жёсткий отходняк, я даже сел смотреть "Балладу о доблестном рыцаре Айвенго", хорошо, что сумел себя вовремя остановить. Теперь о том, что же там было. Много букв о том, что написано во втором абзаце.
Марас после игры сказал, что, мол, ролевые игры бывают такие, которые высокое искусство, а бывают более казуальные. С этим его определением я не согласен. Ну или точнее у меня в голове понятие "высокое искусство" - это что-то вроде "Очков в золотой оправе" или там "Танцующей в темноте". А игры, которые я делаю и на которые преимущественно езжу, и которые принято в моей части реальности называть "ролевыми играми" - это скорее хорошее массовое искусство. "Властелин колец", "Старикам здесь не место", "Однажды в Америке", "В августе 44го...", "Осень в Нью-Йорке", "Форрест Гамп" и так далее.
И вот от этого Вархаммер был достаточно далеко. Эта игра была сплавом мморпг, фестиваля и некоторого (к сожалению весьма малого) количества классической ролевой игры. Временами её приходилось прямо вот добывать. Особенно оригинально получилось в бретонском городе, где бретонскую половину составлял клуб "Нюрнберг" и друзья, а тилейскую половину сборная солянка, в основном кабакобордель. Для понимания ситуации скажу, что мы играли бретонских странствующих рыцарей.
Так вот, по приходу чаще всего мы сталкивались либо с "я понимаю, что вы рыцари, но у нас тут положено сдавать оружие" и ещё с "Петрович! Куда ты эту хуйню поволок, а ну-ка срочно её отнеси в другое место". Постепенно минут за 10 мы достаточно перевоплотили в нужную форму первых встреченных рыцарей, а дальше с их помощью пошли вытрясать из кабака остальных. С большим трудом вытрясли и чудом из этого кабака сбежали. И вот дальше очень прикольно было с ними общаться. Человек садится с нами в рыцарском зале, мы обсуждаем окружающий мир, планы на завтра, пьём вино и даже поём баллады. Тут его кто-то отвлекает и по-делу выводит из зала. Возвращается он уже железячником, что-то объясняющим Петровичу про хуйню. Ему приходится снова постепенно напоминать, кто вокруг и что происходит - он снова теплеет душой и с радостью с нами общается. И так несколько циклов :-)
На следующий день даже возникло ощущение, что парни из своих рядов выделили специалиста по общению с нами, т.к. остальных мы толком больше и не видели.
И вот с подобным мы сталкивались регулярно. Другое дело, что ролевое взаимодействие в мире Вархаммера в принципе очень ограничено - львиная доля персонажей друг друга будет либо рубить, либо им вместе делать нечего, т.к. у них разные понятия о чём-либо. Для примера, мы вот жили без денег, а однажды вечером пришли в гости к людям, которые этих денег очень много заработали. И у нас было дальше два пути - что-то вместе обсуждать или вставать и уходить, потому что мы рыцари.
Тем не менее, и эта срезающая ролевое взаимодействие проблема могла бы ролевую игру усилить, если бы работала "внутри" противостояния светлые-тёмные. Поясню примером. Бретонские рыцари не ходят в бордель и кабак, это сокращает их игру. Возможно даже торгашей бретонцы должны не игнорировать, а рубить. Но ведь и сами пираты внутри себя, и тёмные эльфы внутри себя тоже должны друг друга рубить. Бороться за влияние не на стратегическом уровне, а в мелочах.
Т.е. грубо говоря, там, где для одних персонажей стоит неприемлемый барьер и они могут только уйти - другие персонажи могут начать вражду и это усилит игру. Но я слышал много историй о том, как эта вражда сглаживалась, и пока не слышал историй о конфликте. При этом мы с Рингилем в вопросах чести разошлись и состоялся настоящий поединок с потенциально плохим исходом.
Было ли вышеописанное на Первой эпохе, УвИ или Греции? Да, было. Но там оно называлось неигровухой и это старались прятать, и оно редко встречалось. А на Вахе очень много где это было обычное состояние. Были даже случаи, когда мы к кому-то подходили и нас останавливали словами "погодите, у меня тут ролевой момент". Ну и , конечно, особенно сразило "давайте просто поиграем" в тот момент, когда в центре города началось сражение с хаоситами. В смысле нас развели на две линии и громко объявили, что мы просто играем. После чего дали отмашку на бой.
Можно ли сравнивать Ваху и УвИ по какой-то сложной системе критериев ролевой игры? Не знаю. Planescape:Torment и Diablo 2 вроде как тоже находятся в одной категории "компьютерной ролевой игры". Но даже в рамках этой категории они радикально отличаются, а наши ролевые игры существенно более ролевые, чем Torment.
Тут вопрос, на самом деле, не в терминах. Вопрос в том, как играть. Если считать погружение в мир и в персонажа значимым, то УвИ и Ваха находятся в разных областях интерактивного творчества. А если не значимым, а важен антураж, что в аусвайсе написано и кто тебе враги, то в одной.
Я не уверен, что хочу быть тем человеком, который проведёт границу и скажет "вот тут вот уже ролевые игры, а тут ещё нет". Но точно уверен, что хочу, чтобы на других играх (например моих) играли по-другому. И вообще лучше трансляция привычки играть от нас к ним, чем трансляция "погодите, у меня тут ролевой момент" к нам. А то последнее некоторые игроки, едущие на ПЭ и УвИ пытались осуществлять, и на это уходило очень много мастерских сил.
Поеду ли я ещё? Да, поеду. но буду играть в эту игру так, как там принято. В смысле я продолжу играть так, как привык, но буду существенно менее требователен к окружающим. И больше внимания уделю слабомотивированным походам за подвигами. Надо прорубиться через пиратский город чтобы выпороть пастушку - значит пойдём прорубаться :-) Ну и будем набирать квестов (как бы ужасно это ни звучало) и без какой-либо причины лезть в донжоны. Буду окружающим мастерам рассказывать о подвигах, а ещё убеждать жрецов и кузнецов, что надо улучшить именно мой меч.
Но я всё равно очень надеюсь, что ролевой игры станет больше. Хотя бы начиная с того, чтобы после боя брать в плен, а не рубить.
На самом деле, с игры много интересных историй. А уж подвигов-то мы насовершали - мама дорогая. Постараюсь об этом сложить балладу, как-никак трубадур.
Про гуманизированное оружие спою вам песню. Всё с ним отлично, кроме четырёх моментов. Три можно победить, один нельзя.
1. Надо не херачить. Крепким привычным мужикам нормально, хотя сотрясы были. А вот девушке перебили переносицу и отвезли в больницу. Очень надеюсь, что сойдёт отёк и с лицом ничего делать не потребуется. И надо как-то убеждать любящих херачить прекратить это дело или ехать на бугурты.
2. В наибольшей степени это относится к тяжёлому оружию (молоты, огромные топоры). По останавливающему воздействию оно близко к текстолиту и этим очень нравится всем тем, кто раньше протектированное оружие ругал. А оно блин и правда близко. Я вот получил по голове сверху в лоб и больше не хочу. При этом мечом в челюсть получал неоднократно и не опасаюсь получить ещё. Такое оружие надо делать легче и выводить его в ларп, а не в такое, которое и на текстале нормально. И копья делать полегче.
3. Огнестрел. Пока ещё слабо контролируемая мощность и я видел выстрелы из пушки такие, которые бы меня могли даже с места сдвинуть, не говоря про размеры синяка или там попадание в лицо. А вот пулей в глаз Астальдо попали. Результат вроде как нормальный, но тоже надо допродумать.
4. Вот что нельзя изменить - так это шпаги. Утверждается что они протектированные есть, но я не понимаю, как такое технологически возможно. А опасность будет велика. Например копьями в лицо попадали не так уж и редко.
При этом рассказы о том, что якобы нет фехтования - иллюзия. Я и фехтовал, и сталкивался с серьёзными противниками, и в штурме рубился. Как только более плотный стержень внутри - сразу всё отлично с фехтованием. Да, классические старые приёмы с ударами за угол или за спину щитовику вернулись, но этого было мало. Зато было не страшно куда-то лезть, а девушки могли драться в одном купальнике. В общем я и раньше был ЗА, а теперь так ВАЩЕ ЗА! Можно на него полностью переходить, кроме шпаг. Только надо производство в России налаживать.
Кстати хочу лишний раз сказать, что так много вонзаться, бегать по полигону и взаимодействовать с теми, с кем хотим, нам позволили именно пластиковые доспехи и гуманизированное оружие. Меньше усталости.
Теперь про корректировкую ситуации на следующей игре. Помимо "больше ролевой игры".
1. Надо разводить по результатам игры людей в разные лиги. Есть те, кто набрал по 600 и даже больше экспы, а есть те, кто даже 100 не набрал. Первые вторых сложат при встрече даже при двукратном и даже трёхкратном численном превосходстве.
2. Тем, у кого большие доспехи и кто крайне неповоротливый, надо давать какие-то на совсем другом уровне бонусы. Например, они не берутся метательным оружием. Или даже берутся вообще только магическим оружием. А обычным у них по 20 хитов и можно драться только в поединке.
Не то, чтобы я считал, что такие парни приносят какую-то особую пользу ролевой игре. Если бы столько же вкладывались в антураж локаций - было бы всем в этих локациях круче играть. Но всё-таки очень уж приятно на таких смотреть. И особенно страшно драться в поединке. Только вот к сожалению до их первого взмаха.
Кстати очень печально, что парни из п.1 не повезут в следующий раз гаргантюанских доспехов. А то можно было бы их туда перевести. Магией не берётся, у самого 8 хитов, снимает 5.
3. С метательным и "плевательным" оружием надо что-то делать. Им не нужно уметь пользоваться, а скорострельность, удобство использования и точность крайне велики.
4. Чипование красивого отыгрыша - крайне странная материя. Мы вот играли всегда, кроме редких моментов уныния после чего-нибудь очередного выбившего из игры. Как к этому мастер должен относиться?
На правах шутки можно сказать, что есть особые зоны, где строго и только играют. И ещё есть маркер "хочу играть" яркий и заметный. В этих зонах и у таких людей отыгрыш не чипуется :-)