...лица и тени, прикосновения и виды.
к славе ступени и в подземелье Аида.
русла гармоний, истоки тревог.
Е. Барановская
Это сейчас я прочитала про Борус и заповедник "Шушенский бор", про местность, тропы и как оно должно быть.. На деле же мы, спустившись со Столбов, решили "сбегать на Борус". Чего такого-то, тот же Черский, только в Хакасии.
В заповедник приехали уже в седьмом часу вечера. Честно пытались заплатить за вход, но никого не нашли. Поставили машину и пошли по тропе. Навстречу "исход с Боруса": народ тянулся к цивилизации и многозначительно говорил "ПОГОДА".
По карте напрямки от ворот визит-центра до вершины Большого Боруса 13,5 км.
Первые 5,5 км тропа идет круто вверх, без плоскостей, без передыха, только вверх. Воды нет. Зато стоят клевые беседки, информационные щиты (это - береза, а это -мох) и.. о чудо -поленницы для розжига костров. Вот это было откровение -есть все-таки природные парки, где можно самое главное - жечь! И даже самим рубить не надо.
На этом, правда, прелести организации Шушенского бора закончились.
Вставать пришлось через пару часов, когда стало понятно, что дальше уже никак: мы вышли на край огроменного курумника, про который упоминают все, кто был на Борусе.
Попрыгав по краю и тщетно поискав хоть какие-то маркеры, мы решили ночевать здесь.
Позже V сказал, что у женщин без сомнения есть интуиция, и он сбольшим почтением к ней относится: в радиусе пары километров другого места под палатку просто не было. И если он никогда бы даже не пригляделся к этому "ровному" месту, то я на него прямо указала. И как позже выяснилось - был права.
"Ровное" место выглядело так:
Если честно, ночь была просто пц. И если я кое-как еще смогла выровнять свою кочку с помощью рюкзака, то V в своей ямке промучился всю ночь.
Завтрак (впрочем как и ужин) устроили прямо на тропе, здесь же развесив сушиться одежду: было ясно, что кроме нас вряд ли кто нынче ходит на Борус.
Утром пришел туман. Мы прошли курумник, поднялись выше, и... тропа пропала. Если честно, остановились только когда поняли, что залезли в какие-то «ебеня»...
Включили gps, смотрели карту, петляли по склонам, слушая мою интуицию, даже звонили другу... Но видно так было суждено: мы сбились с тропы. Залезли высоко, в тумане окружающий ландшафт не видно и совет друга "ну так на вершину прямо идите" прошел всуе.
Самое интересное настало, когда мы поняли что надо спускаться. Первое - ноги болели адски. Да, мы клевые спортивные и тренированные лоси. Но Пашкина школа альпинизма на Красноярских столбах оказалась сильнее. Второе -туман, нифига не видать, камни скользкие и... бесконечные. В общем, мы ходили 4 часа.
Отделались синяками, ссадинами и сломанной палкой. По навигатору все-таки нашли тропу (хайвэй) и дошли до "Венеции", а оттуда - до очередного курумника у подножия Боруса. Дальше встал вопрос -лезть на вершину или нет.
Хотя меня что называется несло, я все-таки согласилась с железными доводами: смысла идти на вершину нет. Сплошное "молоко", тропа без маркеров: на восхождении ориентируются на признаки ландшафта, а где он - ландшафт этот?
И мы пошли обратно.
На выходе из парка так никого и не встретили, денег не заплатили. На обратном пути посмотрели на Саяно-Шушенскую ГЭС:
на село Шушенское, знаменитое ссылкой Ленина:
А мысли, сердце и сама судьба тянули к волшебному: к Ергакам, зачарованной стране, приготовившей нам и чудеса и испытания. И от этого ожидания, от этого предвкушения, от всего этого воображения, казалось, даже машина летела над асфальтом.