По Вельфлину существуют два типа красоты. Красота совершенно ясной, воспринимаемой формы (проявилась в классической архитектуре). И красота, основывающаяся на неполном восприятии, на таинственности, каждое мгновение принимающей иной вид (в архитектуре барокко).
Переход первого типа красоты во второй был свойственен переходу высокой готики в позднюю готику и из классического ренессанса в барокко.
Классическая ясность означает изображение в окончательных, неподвижно пребывающих формах (это во времена барокко стало считаться неживым). Барочная неясность рисует форму, как нечто меняющееся, становящееся (живое).
Простые и рациональные формы ренессанса разрушены, чтобы сломить ограниченность в себе замкнутой формы.
Примечание: “чистые” формы снова ожили лишь в новом классицизме.
Аналогия: энергия Ренессанса получает определенное выражение, как освещение Лионардо, которое моделирует в отчетливо ясных формах. Неуловимый поток энергии в барокко сравним с освещением Рембрандта, которое скользит по картине таинственными массами
ПРИМЕР: собор Святого Петра Браманте - Дрезденский Цвингер
Собор Святого Петра (ясность)
Дрезденский Цвингер (неясность)
Пересечения всегда существовали в архитектуре, в барокко на них падает декоративное ударение, они создают все новую и новую конфигурацию. Так хоры, пересеченные колоннами и столбами менее ясны, чем хоры, целиком открытые взору. И если в таком помещении постоянно менять место обзора, зрителю будут открываться все новые и новые картины. Цель этого процесса - разностороннее восприятие потенциально наличных аспектов.
ПРИМЕР: Венская придворная библиотека (неясность)
Внутреннее убранство монастырской церкви в Андексе
Барокко избегает классической фронтальности. Не-фронтальная перспектива всегда создает пересечения, которые создают оптические затемнения, и из двух одинаковых половин (двора или пространства церкви) одна будет казаться больше, чем другая. Такая искаженная картина - художественное достижение барокко.
ПРИМЕР: дворец Нимфенбург (ряд строений, расположенных широким полукругом вокруг центрального здания, фронтальная перспектива дает наименее типичную картину), (неясность).
Прототипом таких композиций является берниниева площадь с колоннадами перед собором св. Петра.
Барокко избегает изображать форму сполна и таким образом обнаруживать ее ограниченность. В церквях появляется свет, как фактор новой силы (живописный мотив), внутреннее пространство компонуется так, что в нем остается что-то необозримое и неразрешимое.
ПРИМЕР: собор св. Петра Браманте (его нельзя обозреть целиком ни с какого пункта внутри собора, но зритель всегда знает, чего ему следует ожидать) - капелла Иоганна Непомука братьев Азам (неожиданная композиция внутреннего пространства)
Внутри собора св. Петра Браманте (ясность)
Внутри капеллы Иоганна Непомука (неясность)
Самое изобретательное искусство по части неожиданных композиций внутренних пространств - немецкое барокко 18 века, особенно архитектура монастырских церквей южной Германии.
Внутреннее убранство: ПРИМЕР: дворец Ренессанса - зеркальный зал Рококо
Галерея Франциска 1 в Фонтенбло (ясность)
Дворец Келуш Тронный зал (неясность)
Орнамент. Давать орнамента ровно столько, чтобы его можно было обозреть при восприятии вещи в целом - новшество высокого ренессанса по сравнению с примитивным. Барокко придерживается этого же правила, но приходит к другому результату, тк не требует больше отчетливости.
ПРИМЕР: Декорация резиденц-театра в Мюнхене. (неясность орнамента)