Метрополис
Пространство фильма условное, об этом нам говорят следующие детали:
простые формы зданий, которые напоминают картонные декорации.
подчеркнуто механистические движения рабочих на заводе: шагают в ногу, передвигают стрелки на приборах синхронно, будто сами являются деталями машин.
утрированная мимика и жестикуляция персонажей.
в фильме мы ни разу не увидим неба, даже тогда, когда оно появляется в кадре - это либо белое, либо черное искусственное полотно.
есть несколько кадров, в которых мы видим часы. Это два циферблата, расположенных один под другим. На нижнем вместо 12 делений - только 10. Эти часы отсчитывают часы смены, и соответственно у рабочего день становится не 24 часовым, а 20 часовым, искусственным. Но на верхнем маленьком циферблате тем не менее 24 деления, что это значит?
В фильме присутствуют отсылки к библии:
Молох, который чудится Фредеру во время взрыва на заводе
Вечный сад
Легенда о Вавилонской Башне и “Новая Вавилонская башня” - офис Йо Фредерсена
Мария
Вавилонская блудница
7 смертных грехов
Книга “Откровение Иоана Богослова” в руках у Фредера
Возможно, есть и другие отсылки, но я их не выявила в силу недостаточного знания Библии.
Большинство персонажей фильма “не подают признаков жизни” - не обладают человечностью.
Йо Фредерсен, яркий представитель диктатуры зла, жесток к рабочим “на дне”, считает, что там их место, готов спровоцировать их на бунт, чтобы затем якобы заслуженно покарать. Он безжалостен к подчиненным, не раздумывая увольняет помощника, который через минуту уже готов покончить с собой. Йо не обращает внимание даже на слова сына “Отец, ты ведь знаешь, что значит быть уволенным тобой? Это значит отправиться на дно”.
Сыщик Худой - безжалостная сыскная машина, что следует из его устрашающего внешнего вида и злодейской мимики.
Изобретатель - человек, одержимый погибшей женой Йо Фредерсена, Хель, чей огромный бюст он держит дома.
Касательно его дома, кстати, у меня возникло несколько нерешенных вопросов: почему он затерян на протяжении более 2000 лет? Почему на дверях его дома звезды?
Изобретатель замышляет робота, копию Хель, и представляет ее Фредерсену со словами “это новый человек будущего”. Если по его мнению человек будущего - это робот, “идеальный помощник”, вряд этот человек имеет понятие о человеческом. К тому же он и сам уже немного машина - у него искусственная рука.
Основная масса рабочих со дна тоже, увы, потеряли свой человеческий облик. Об этом свидетельствуют сцены в конце фильма, когда лже-мария подстрекает их на бунт. Сцена 1, у лифтов, Лже-Мария кричит (цитата не точная, но смысл точный) “Рабочие, берите своих жен, сыновей, идемте громить машины”. Рабочие и жены собираются, про детей все забывают.
Сцена 2, когда рабочие прорываются к машине-сердцу, Грот говорит им (цитата не точная, но смысл точный) “Остановитесь, если вы сломаете машину-сердце, город рабочих будет затоплен!” Все игнорируют тот факт, что в городе рабочих остались дети, в диком, зверином ажиотаже люди бросаются крушить машину и водят затем безумный хоровод у обломков.
Сцена 3, побитый Грот приходит в себя и, наконец, прямым текстом говорит стаду (цитата не точная, но смысл точный) “Зачем вы разрушили машину, город рабочих затопило, а там остались ваши дети”. Здесь все осознают, что натворили и заламывают руки. Но быстро находят виноватую - лже-марию.
Лже-Мария, робот, “человек” будущего, Вавилонская блудница - один из ключевых персонажей и изначально не живой.
К “живым” в фильме можно отнести Фредера. Несмотря на то, что он “щенок в беленькой шелковой шкурке”, как говорит один из работяг, то есть вырос вдали от кошмаров завода, тем не менее он живо сочувствует рабочим. Он приходит в ужас во время взрыва на заводе, ему чудится Молох, он бежит к отцу, чтобы рассказать, что случилось. Он спасает Йоасафата, уволенного отцом, от самоубийства. Его мотивация изначально в том, чтобы найти девушку Марию, но по пути он не может пройти мимо обессиленного рабочего и меняется с ним местами, выполняет тяжелую работу за него. Он помогает спасать детей вместе с Марией. Он - посредник и “сердце”. Единственный, у кого дома мы видим живые цветы в вазе и изображение цветов на стене.
Мария, девушка, которую рабочие почитают как святую, она проповедует, вселяет в уставших людей надежду. Она говорит ключевую фразу фильма “Посредником между головой и руками должно быть сердце”. Она ужасно переживает, когда Изобретатель рассказывает ей, что случится с рабочими, как они пойдут на бунт. Она спасает детей рабочих из затопленного города. В конце фильма она находит свое спасение в храме. Она помогает в финале “голове”, “сердцу” и “рукам” соединиться.
У меня вопрос: почему к этому светлому образу Марии был добавлен ее двойник-антагонист, тоже Мария, но неживая, демоническая (одна мимика чего стоит)?
Еще двое “живых”: Йоасафат не продается Худому за деньги, рабочий 11811 Георгий (почему его так зовут? Что значит этот номер?) защищает Фредера во время начала бунта работяг.
Ремарка: есть небольшая линия в фильме, связанная с Георгием, когда он в одежде Фредера едет в машине и находит в кармане деньги. Он поддается искушению и отправляется на улицу Красных Фонарей. О чем это нам говорит?
Грот, механик Машины-сердца, он хоть и выдает Йо Фредерсену схемы из карманов рабочих, то есть выступает на стороне зла, а, может быть, порядка, он единственный, кто помнит про детей во время атаки рабочих.
Пытаясь собрать воедино факты, получаем: неживое, искусственное пространство фильма, “неживых” людей вокруг, робота, пятерых “живых персонажей” и много отсылок к библии. События фильма остаются вне времени и актуальны всегда.
Немаловажно, что развязка фильма происходит на пороге древнего (судя по горгулиям) храма, там встречаются и объединяются “Голова”, “Сердце” и “Руки”, там же стоит Мария.
Я, к сожалению, не уверена, что поняла, что из всего этого следует.
Мои скромные выводы: когда на верхушке власти находятся люди, лишенные человеческих качеств, созданная ими система постепенно делает "неживыми" большие массы людей. В таких условиях даже бунт низших слоев не может привести к чему-то хорошему: в ответ на зло творится другое зло. А вслед за этим скорее всего последует полное истребление человечества. Лишь то меньшинство, которое сохранило в себе человеческое, "вооружившись" верой и неравнодушием, способно изменить эту страшную ситуацию. Стать тем "сердцем", которое одушевит "голову" и "руки".