Nov 27, 2016 23:39
Действие фильма разворачивается в 30е годы 20 века в провинциальном итальянском городке. С первых кадров мы погружаемся в уютную, местечковую атмосферу: во дворе частного дома, где женщина хлопочет по хозяйству, летит пух, дедушка читает народную прибаутку "Пух по небу полетел - это есть зимы предел". Переносимся на площадь, видим других жителей города, мальчишек, которые подхватывают прибаутку и продолжают ее, затем бродягу, который обращается прямо к зрителям, смотрит в кадр.
Сцены сменяют друг друга, как воспоминания или сновидения, в их очередности нет очевидной логики. Здесь не существует запретных уголков: мы оказываемся и в школьном классе, и во дворе у графа, и на кухне у обычной итальянской семьи, и в церкви на исповеди, и в гараже, где мальчики коллективно "гладят себя". Так создается ощущение, что нам рассказывают историю одного города глазами сразу всех его жителей. При этом необязательно правдивую историю, а реальность смешанную с фантазиями и снами, о чем намекает фантасмагоричность некоторых сцен: туман и белый бык, говорящий портрет Муссолини, кивающие женщины из гарема и прочие.
Центральный персонаж фильма, мальчик Титто, угадывается благодаря тем местам, где мы чаще бываем: это родительский дом, школа, главная площадь, кинотеатр и другие. Мы видим, чем живет подросток того времени: шалости, первые романтические чувства, желание стать взрослым и испытать близость с женщиной, противостояние с отцом, нежность к матери.
Основной акцент делается на страсти, желании. Нам показывают, что это присуще не только молодости, но и каждому жителю города: все без ума от Градиски, самой желанной женщины, дедушка Титто, вспоминает, каким неугомонным был в 42, и хватается за горничную, сумасшедший дядя Тео кричит о своем желании, сидя на дереве, дядя Лало хвалится, как повеселился с немецкой туристкой, продавщица в табачной лавке не может устоять перед юным парнем, который взял ее на руки. Апогеем всеобщей страсти является Лисичка - нимфоманка или проститутка, которая действительно напоминает зверька, который одержимо передвигается по городку в поисках новой “жертвы”.
Важную роль в передаче этой мысли играет цвет. То и дело мы видим, как в кадре вспыхивает алый или красный: среди однородной по цвету толпы яркой вспышкой мелькает Градиска в красном пальто и берете, в классе кто-то один обязательно в алой кофте, у других есть красные элементы в аксессуарах, у Титто - красная полоса на футболке. В момент его страстных объятий с продавщицей сигарет на заднем плане мы видим красный цвет на плакате. Когда Чиччо фантазирует о свадьбе с Альдиной, перед ними находится бело-красный портрет Муссолини. Одна Лисичка одета в ядовито-зеленый, возможно потому, что ее страсть извращенная и болезненная.
К теме любви нас отсылает и название фильма, трактовку слова “Амаркорд” я взяла из Википедии - «нити горькой любви, связывающие автора с прошлым».
В фильме много юмора и иронии. Это простецкие шутки в толпе на площади, пылкие перебранки отца Титто с кусанием шляпы и попыткой покончить с собой, разорвав рот руками. Это учителя, которых то и дело ставят в нелепое положение ученики, равнодушный священник, которого цветы в вазе и “поглаживания себя” прихожанами интересуют больше всего. Это и более серьезные гротескные сцены: бег фашистов по городу под веселую музыку, расстрел граммофона фашистами в ночи. Музыка играет важную роль в передаче юмора. Она напоминает аккомпанемент цирковых номеров и через это заставляет по иному взглянуть на тот же бег фашистов по городу, придает этому процессу нелепости.
Несмотря на то, что порядка в повествовании как будто нет, мы замечаем последовательную смену времен года: все начинается с весны, затем лето, осень, зима и опять лето. В жизни главного героя происходят важные изменения: умирает его мать, а любимая Градиска выходит замуж. Вот и конец детству, начало взрослой жизни.
Касательно структуры фильма здесь отсутствует привычная сюжетная линия, что, на мой взгляд, помогает больше концентрироваться на визуальных образах и переживать эмоции. Сцены сменяют друг друга подобно снам, не оставляя после себя продолжения. Большинство кадров залиты солнцем, что создает легкое настроение. Но некоторые события в фильме резко с этим настроением контрастируют: сцены с Лисичкой, фашистами, болезнь матери.
В фильме используется прием повторения одного действия, я запомнила несколько сцен, которые его содержат: “тик-так, тик-так” на уроке в классе, женщины, садящиеся на велосипеды, мальчики в гараже, кивающие женщины из гарема, такие же кивающие женщины на вечеринке с туристками. Это явное преувеличение дополняет фильм элементом фантасмагории, и оставляет нас гадать, что же в этой истории происходило на самом деле, а чего и быть не могло.