(
источник)
Прочитал интересную
новость о том, что к концу этого года производители ноутбуков в Западной Европе перестанут комплектовать свои компьютеры жестким диском. Разумеется, тут сразу возникает вопрос о том, какие производители остались в указанном регионе: видимо, речь идет не о производстве Европы, а о производстве для Европы. Однако, в целом, общая картина примерно ясна - в том смысле, что классический HDD, судя по всему, действительно, доживает последние годы. Точнее сказать - доживает классический ПК, составной частью которого и является жесткий диск.
Разумеется, можно - как автор приведенного поста - считать, что речь тут идет исключительно о «технологической революции». В том смысле, что пресловутые SSD стали действительно превзошли HDD по всем параметрам. Однако на самом деле это далеко не очевидно. В том смысле, что по важнейшему из требуемых для носителей информации качеству - по стоимости хранения информации - твердотельные накопители до сих пор серьезно отстают от накопителей магнитных. Поэтому емкости наиболее продаваемых моделей SSD соответствуют жестким дискам более, чем десятилетней давности.
В недалеком прошлом это неизбежно значило бы ограниченную нишу для данных устройств. В том смысле, что, конечно, высокая стойкость к вибрациям и ударам - это хорошо, равно как и малое время доступа. Тем не менее, основной показатель, по которым выбирают (точнее, выбирали) диск - это, конечно, его размер. Однако сейчас данная ситуация сильно изменилась. Причем, не в том смысле, что потребные для работы компьютера файлы вдруг стали крайне маленькими. А в том, что они вообще перестали интересовать пользователя. Да, именно так - понятие, вокруг которого десятилетиями «крутилась» вся компьютерная жизнь, уходит в прошлое. Поскольку уходит в прошлое давняя традиция сохранять информацию на «личном устройстве».
* * *
Например, практически ушла в прошлое такая важная еще недавно часть жизни, как собирание видео или аудио архивов. В том смысле, что молодое поколение теперь не видит смысла не только в накоплении физических носителей -скажем, компакт дисков или пластинок- но и в том, чтобы скачивать фильмы и аудиозаписи себе на устройство. (Разумеется, остаются фанаты-аудиофилы, но их общее число ничтожно.) Кстати, даже на «облако» - т.е., на некий удаленный сервер - у данной аудитории практически ничего не сохраняется. Поскольку, в лучшем случае, речь идет о просмотре-прослушивании в режиме «онлайн» (звучит забавно, конечно - «онлайн» в онлайне, но дело обстоит именно так). Т.е., в выборе соответствующей строки на каком-то сайте или соцсети - и запуске его без скачивания.
В «лучшем случае» - это потому, что намечается еще более интересная тенденция. Состоящая в том, что и выбирать становится ничего не нужно, поскольку некая программа сама составляет набор треков на основе «анализа предпочтений пользователя». (Тут вспоминается Станислав Лем с его «выборкиберами».) В любом случае, никаких «личных коллекций» тут даже не подразумевается. (Какая может быть «личная коллекция», если речь идет о составленном «роботом» наборе треков.)
Неудивительно, что потребность в наличии «дискового пространства» в подобном случае снижается очень сильно. Более того, в конечном итоге оно становится вообще не нужным - в том смысле, что и программы вполне возможно хранить на удаленном сервере, и вообще, все необходимое реализовывать через браузер. Правда, пока этому мешает некоторая недоступность высокоскоростной мобильной связи, а так же - общепринятая идея о том, что «купленные программы должны быть у пользователя». Однако и первое, и второе ограничения с каждым годом становятся все слабее. В том смысле, что развитие 4G и 5G сотовых сетей практически закрывает вопрос со связью, а переход от «покупки» программ к «подписке» на них практически уничтожает концепцию «владения». Поэтому вопрос о том, когда «собственное дисковое пространство» в ПК будет полностью уничтожено, оказывается далеко не риторическим.
Разумеется, полностью «диски» из компьютерного мира после этого не исчезнут - поскольку остается (а точнее, разовьется) «серверная часть». Ну, и те немногие пользователи, потребности которых отличаются от потребностей большинства: скажем, в плане работы с «тяжелыми» файлами - вроде графики и видео. Однако число последних так же существенно сократиться - например, в связи с широким развитием т.н. «искусственного интерфейса» (на самом деле просто нейронных сетей), позволяющего автоматизировать ту же работу с фотографиями. (Например, подгоняя их к «общепринятым образцам красоты».) После чего последние будут сразу же выкладываться в соцсети - с полным уничтожением на «личном устройстве». (А зачем еще нужны «фотки», если ими нельзя похвастаться среди подруг?)
* * *
Поэтому неудивительно, что тех относительно невысоких объемов, которые дают современные доступные по цене SSD, оказывается более, чем достаточным. А это, в свою очередь, означает, что «классический ПК» получает еще один, крайне значительный, удар. Причем, удар действительно «ниже ватерлинии», в смысле - бьющий по самому главному преимуществу, предписываемому данному устройству: по «персональности», по приватности. По тому, что в свое время стало тем самым фактором, что позволил ПК за короткое время охватить весь мир. На какой-то момент создав иллюзию того, что именно это устройство является истинным символом прогресса. (Не какие-то там атомные станции, реактивные лайнеры и космические ракеты, а «настоящий компьютер», стоящий на столе каждого пользователя.) На самом деле, кстати, это «торжество персональности» было коротким - с начала 1980 до начала 1990 годов. После чего началось массовое подключение «писишек» ко всемирной сети Интернет с очевидным снижением уровня «персональности». Однако даже в «интернетное время» еще создавалась иллюзия того, что человек может сохранить свой «кусочек приватного пространства» в нахлынувшей на него массе информации.
Но это была только иллюзия. Причем, иллюзия, состоящая даже не в том, что это невозможно (как раз с возможностью-то все нормально), а в том, что для подавляющего большинства это абсолютно не нужно. Да-да, та самая пресловутая приватность в действительности ценностью для современных людей не является - поэтому они с потрясающей легкостью не только передают свои личные данные различным социальным сетям, но и выкладывают туда свои самые «интимные» (во всех смыслах слова) моменты жизни. На этом фоне пресловутые «уличные камеры» выглядят просто детскими игрушками. Если же связать данный процесс с описанным выше явлением, состоящим в исчезновении «личных коллекций», «личных программ», текстов и даже предпочтений - формирование которых все чаще просто отдается некоему «бездушному механизму» - то можно понять, что описываемая эволюция «личных вычислительных устройств» к некоему «всеобщему информационному пространству», открытому для всех и вся, выглядит совершенно логичным.
Поэтому совершенно логичным выглядит и эволюция ПК к практически чистому терминалу. Т.е., оконечному устройству некоей «удаленной системы», практически лишенному своей «индивидуальности», «приватности» - в общем, того, что еще лет двадцать-тридцать назад было принято считать главным достижением «писишной революции». А это, в свою очередь, означает, что последняя была была скорее не революцией, а неким «зигзагом истории». Причем, ИМХО, «зигзагом», обусловленным не развитием, а торможением мира, произошедшим в 1980 годах. (А точнее - начатым еще во второй половине 1970, когда стало понятным, что развертывание массовых систем коммуникации задерживается.)
* * *
Кстати, это относится не только к СССР с его нереализованным проектом ОГАС, но и к Соединенным Штатам, в которых так же к началу 1970 годов существовало несколько проектов «доступных терминалов». ПК же - в смысле, недорогой компьютер с ограниченными мощностями - в этой системе должен был занимать нишу пресловутых «рабочих станций» для инженерной и научной деятельности. (В СССР был аналог этого - машины МИР-1 и МИР-2. Которые «похерили» после принятия решения копирования IBM 370.) Ну, и для программирования, разумеется - хотя последнее есть, по существу, разновидность инженерной работы. (Скажу больше - даже дизайн есть инженерная деятельность, как бы абсурдным это не казалось.) Для «обычного» же человека полноценная ЭВМ дома нужна так же, как корове нужно седло, а собаке - пятая нога. То есть - никак. (Даже пресловутые «компьютерные игры», в конечном итоге, эволюционируют к системе «коллективных действий». Что так же требует скорее терминала, нежели «полноценного отдельного устройства».)
Поэтому то, что происходит сейчас, может рассматриваться, как возврат к «исторической норме» - как бы странно это не звучало. Впрочем, если честно, то только «компьютерной» областью это не ограничивается…
МЕТКИ: постсоветизм, смена эпох, техника, техникогуманитарный баланс, футурология