(
источник)
Израильский историк и футуролог выступает с глобальным предупреждением на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2020 году. (Фото: Boris Baldinger)
В этой и последующих статьях мы приводим конспект выступления Юваля Ноя Харари на ВЭФ Давос 2020
Вступая в третье десятилетие XXI века, человечество сталкивается с таким количеством проблем и вопросов, что действительно трудно понять, на чем сосредоточиться. Но есть три ключевые проблемы, которые создают экзистенциальные проблемы для нашего вида.
Эти проблемы - это ядерная война, экологический коллапс и технологические разрушения.
Сегодня ядерная война и экологический коллапс уже знакомые угрозы, поэтому наибольшая угроза может быта, что менее знакома, создаваемая технологическим прорывом.
Технологии обещают колоссальные перспективы - и эти обещания, безусловно, реальны. Но технологии могут также разрушить человеческое общество и сам смысл человеческой жизни разными способами - от глобального создания бесполезного класса до роста колониализма данных и цифровых диктатур.
Во-первых, мы можем столкнуться с потрясениями на социальном и экономическом уровне.
Автоматизация скоро уничтожит миллионы и миллионы рабочих мест, и, хотя, безусловно, будут созданы новые рабочие места, неясно, смогут ли люди достаточно быстро освоить необходимые новые навыки. Предположим, вам пятьдесят лет, и вы только что потеряли работу водителя. Теперь есть новые рабочие места в разработке программного обеспечения или в йога-тренингах для инженеров - но как пятидесятилетний водитель грузовика заново найдет себя в качестве инженера-программиста или учителя йоги? И люди должны будут сделать это не один раз, а снова и снова на протяжении всей своей жизни, потому что революция в области автоматизации не будет единственным переломным моментом, после которого рынок труда придет в новое равновесие. Скорее, это будет каскад все больших разрушений, потому что пока ИИ далеко не полностью использует свой потенциал.
Старые рабочие места исчезнут, новые рабочие места появятся, но затем новые рабочие места быстро поменяются и исчезнут. Если в прошлом человеку приходилось бороться с эксплуатацией, то в XXI веке наибольшая борьба будет против бесполезности. И быть неуместным гораздо хуже, чем эксплуатироваться.
Те, кто потерпят неудачу в борьбе с неуместностью, будут представлять собой новый «бесполезный класс» - людей, которые бесполезны не с точки зрения своих друзей и семьи, но бесполезны с точки зрения экономической и политической системы. И этот бесполезный класс будет отделен постоянно растущим отрывом от все более могущественной элиты.
Революция ИИ может создать беспрецедентное неравенство не только между классами, но и между странами.
В девятнадцатом веке несколько стран, таких как Великобритания и Япония, начали индустриализацию первыми, и они продолжили завоевывать и эксплуатировать большую часть мира. Если мы не будем осторожны, то же самое произойдет в двадцать первом веке с ИИ.
Мы уже вступили в разгар гонки вооружений ИИ, и Китай и США лидируют в этой гонке, а большинство стран остаются далеко позади. Если мы не примем меры для распределения пользы и мощи ИИ между всем человечеством, ИИ, вероятно, создаст огромное богатство в нескольких высокотехнологичных центрах, тогда как другие страны либо обанкротятся, либо станут эксплуатируемыми колониями данных.
И это не научно-фантастический сценарий, когда роботы восстают против людей. Речь о гораздо более примитивном ИИ, которого, тем не менее, достаточно, чтобы нарушить глобальный баланс.
Например, что будет с развивающейся экономикой, если в Калифорнии будет дешевле производить текстиль или автомобили, чем в Мексике? А что будет с политикой в любой стране через двадцать лет, когда кто-нибудь в Сан-Франциско или Пекине будет знать всю медицинскую и личную историю каждого политика, каждого судьи и каждого журналиста по всему миру, включая все их сексуальные наклонности, все их психические слабости и все их коррупционные взаимоотношения? Будет ли она по-прежнему независимой страной или станет колонией данных?
Когда есть достаточно данных, то не нужно отправлять солдат, чтобы контролировать страну.
Продолжение
2 часть...