beskarss217891 пишет 13 декабря 2019, 20:49 в своём
посте:
Традиционная структура: экономика, политика-война, наука, Украина
Экономика
1.А
РОССИЯ
Прогноз на 2019:
…чтобы остановить поступательный рост сырьевого экспорта потребуются натурально «великие потрясения». Северный и Южный потоки будут запущены, «Сабетта» не остановится… Рост средних и высоких переделов обусловлен жонглированием (резервами) - и он будет продолжаться. Риски растут.
- углубление своей переработки (эпизодично, встречные тенденции, но в целом - да);
- набор «среднетехнологичных» проектов (реализуется, традиционные задержки)
- процесс снижения доходов населения, и попыток это компенсировать…»
Что увидели?
Самоограничение поставок и умеренная конъюнктура, которую преодолевает лишь развертывание проектов.
За 9 месяцев 2019 года товарооборот России составил 483 385 млн долл. США, уменьшившись на 3,44% (17 231 млн долл. США) по сравнению с 9 месяцами 2018 года.
Объем экспорта нефти и газового конденсата из России (включая данные по Республике Белоруссия) в январе-июне 2019 года составил 125,8 млн тонн, что на 0,5% меньше аналогичного показателя за 6 месяцев 2018 года (Белоруссия частично без реэкспорта).
В сентябре доходы от экспорта нефти сократились на 6,8% по отношению к августу - до $9,75 млрд, физический объем экспорта снизился на 5,9%, до 22,23 млн т.
Объем экспорта СПГ из России за отчетный период вырос на 59,9% и достиг 46,6 млрд куб. м.
В январе-сентябре 2019 года объем добычи нефти и газового конденсата в России вырос на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 420 млн тонн, сообщил Росстат.
За 9 месяцев перевалка РЖД выросла на 4%, перевалка портов на 2,9% - тут надежность транспорта показывает себя.
Прогноз на 2019 нельзя назвать целиком оправдавшимся, хотя последний месяц - с запуском газопроводов и нескольких больших производств - отыгрывает очень много.
По отраслям:
Лоутек, инфраструктра, аграрии
Сдан мост Благовещенск-Хэйхэ, готов Крымский мост, Фрунзенский мост в Самаре, идет строительство Северного широтного хода и т.п. Будут делать мост через Лену у Якутска (основной вопрос - будет ли создана в стране еще одна «группа мостостроевцев» такого класса?). Новороссийский морской порт получил глубоководный причал, для судов океанского класса (но перевалка этого порта - снизилась). В «Восточном порту» произошла первая опытная погрузка судна на третьей очереди УК и т.п.
Запущены «Сила Сибири» и готов газопровод в Турцию. Зависание с «Северным потоком-2» пройдено - Дания согласилась. Выдерживаются темпы строительства метро и множества других проектов, но задержки с ЦКАДом. Выросло строительство жилья (на 8% за 10 месяцев). По итогам 9 месяцев 2019 произведено 45,2 млн т цемента (+8,6% г/г). Создается единая военно-строительная корпорация.
Cырьевой и низкопередельный экспорт - разнонаправленные вектора по отраслям - и сдвижке в более высокие переделы.
«Объем экспорта пиломатериалов за три первых квартала 2019 г. вырос в годовом исчислении на 4,3% до 15,036 млн т. Стоимость выросла - на 1,1% до $3,429 млрд. Экспорт круглого леса снизился как в физических объемах - на 14,7% до 11,361 млн м3, так и по стоимости - на 23,2% до $815,5 млн.»
«Угольный экспорт января-августа - 134,4 млн тонн, что на 5,8% больше по сравнению аналогичным периодом 2018 года. Доходы выросли на 3,7%, - 10,9 млрд долларов» /показательно, что угольщики фактически «за свои» начали стройку второго Северомуйского туннеля /.
В январе-июле поставки азотных удобрений увеличились на 5,8% до 7,882 млн. тонн. Продажи калийных удобрений выросли на 1,4% до 4,751 млн. тонн, сложных же сократились на 12% до 5,995 млн. тонн. Экспорт безводного аммиака увеличился на 9% до 2,704 млн. тонн. / идет модернизация в отрасли /
Не-проект - не получается повысить передел в экспорте меди.
23 предприятия получили право на поставки птицеводческой продукции в Китай. В этом году разгон, в следующем птицеводы, вероятно, смогут выйти из тупика своего чисто количественного развития (в который уперлись еще в прошлом году), вообще выстраивать инфраструктуру для этого экспорта. Выстраивают полный цикл производства курятины. Вопрос следующего года - экспорт в Китая свинины. Растительное масло и сахар - уже в перепроизводстве, чтобы не задохнуться, надо улучшать экспорт и повышать переделы. Увеличение производства больше, чем в два раза.
/Говядина - все еще не-проект/
Большие инвестиции в переработку всех видов продукции. Вертикальная теплица в Москве за 5млрд. - это заявка на будущее. И так стоит задача полного обеспечения местной же тепличной зеленью, но это что-то новое в работе с овощами закрытого грунта. Инвестиции в генетические лаборатории (с этого года разрешены генетические эксперименты, но без промышленного производства).
Среднетехнологические…
Обрабатывающие (без металлургии) производства показали рост больше, чем добывающие.
Сборочные производства стали рутиной: «5 июня Китайский автоконцерн Great Wall открыл на территории Индустриального парка «Узловая» Тульской области новый автозавод Haval. 80 тыс. автомобилей в год».
Растет производство и экспорт авто российской сборки (особенно прицепы) при падении покупок внутри страны.
Проект экспорта электричества в Китай - продавать не уголь, а самим генерировать - не развернут (стройки ЛЭП такого класса отсутствуют).
Ответственный проект - мусоросжигающие заводы.
Апрель - своя турбина для них (это элемент хайтека, но общую технологию закупили у японцев). Пять заводов строятся, запланировано еще два десятка (потребность больше сотни). В ближайшие 2-3 года можно прогнозировать рост переработки мусора и становление отрасли. Тут видны все проблемы современной российской проектности:
а) требуется централизованное управление, а оно запаздывает (сам проект - это чисто рефлекторное действие, вызванное кризисом вокруг свалок, догоняющая модернизация);
б) громадные капиталовложения из-за масштабности и срочности, ради оптимизации которых все всегда затягивается (выбор лучшего варианта сдвигает сроки вправо),
в) досталось на орехи малым переработчикам мусора и под мусор повысили сборы
Но в случае успеха - эквивалент создание пеллетной отрасли, отрасли переработки попутного газа и т.п.
«Газпром нефть» и группа «Энергопром» решили побороться за перспективный рынок графитированных электродов и сырья для их производства - игольчатого кокса.
Но преимущественно металлургия -2019-го - это ремонт, модернизация и спад производства. Экспорт по стали и части цветных металлов - просел.
Кораблестроение. Рыболовные суда (несколько верфей, под квоты вылова рыбы), пассажирские суда (в пару к ним строятся причалы и гидроузлы по рекам), большие танкеры (завод «Звезда» - досборка корейских с ростом локализации), ледоколы. Вообще судостроение - стабильно получает заказы, развивается под них, это тот случай, когда отрасли достаточно внутренней ёмкости рынка (тут лучший пример завод «Пелла»).
Нефтехимия. Достроили и запустили «Запсибнефтехим». Строится завод по извлечению гелия, есть контракт на постройку очередного мега-завода по метанолу с саудовцами и т.п.
Пример не-проекта - это попытка одним махом перевести все вагоны РФ на кассетные подшипники. В РФ лишь сборка, а если постановление вошло бы в силу, то лицензию на полный цикл никогда не продали. Дали задний ход.
Но этот не-проект - существует в рамках общей линии на повышение эффективности железной дороги. И тут снова противоречия: тепловозы производят, новые двухэтажные вагоны производят, даже алюминиевые вагоны производят, но явный затык с высокоскоростными линиями и электрификацией уже существующих. Темпы строительства новой колеи даже в сравнении с Казахстаном - низкие. Классикой тут выступает Кызыл-Курагино, который обещали начать строить в августе этого года, но новостей про реальную стройку в сети найти не получилось, даже и на сайте компании-консессионера… / Крупнейший оператор контейнерных перевозок ушел в частные руки. /
Хайтек:
Новые станки: Промышленное производство установки аддитивного селективного лазерного сплавления. Позволяет выращивать детали 250×250×250 мм. работают одновременно два лазера.
Авиастроение: Отрасли не удалось воспользоваться сложностями Боинга, которые были позитивным джокером, но она находится под очень большим внешним давлением.
Суперджет достиг предела - фактически переведен на госсубсидирование, уперся в границы рыночной ниши. Вряд ли в этом году будут достигнуты результаты 2014 или 2017-го… Идет разгон для МС-21. Планы на следующий год фактически заявлены через реформирование ОАК. «…предстоит резко увеличить выпуск Ил-76МД-90А, запустить в серийное производство легкий военно-транспортный самолет Ил-112В и поднять в воздух новый пассажирский турбовинтовой лайнер для местных авиалиний Ил-114-300. Предприятия транспортного дивизиона ОАК должны провести автоматизацию своих производств и радикально сократить избыточный персонал».
Во главе процесса поставлен Сердюков.
Электроника:
Производство выросло.
Национальный проект в электронике - получит бюджет около 6 трлн. рублей.
Норси-Транс и Huawei заключили соглашение разработке сервера.
Атомщики решили делать квантовый компьютер. Сбербанк - запустил очередной сперкомпьютер. «Силовые машины» запустили суперкомпьютер для просчета турбин
В октябре - Путин утвердил стратегию развития ИИ до 2030-го, в ноябре также административно-законодательные решения.
Вырос экспорт российского программного обеспечения - после снижение темпов прошлого года, снова скачок.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) завершил первый раунд инвестиций в отечественного разработчика и производителя инновационных хирургических роботов Assisted Surgical Technologies (AST). AST, - роботизация в абдоминальной, гинекологической и урологической хирургии.
По роботостроению в целом - могу только отослать к обзору «Сбербанка» этого года.
Энергетика: испытана и будет производится российская газовая турбина большой мощности ГТД-110М - и одновременно Сименс предлагает локализовать производство в РФ своих турбин. Вероятно, модернизация ТЭЦ будет в какой-то пропорции.
Космос: проектная недостаточность во весь рост. Есть набор каких-то идей, бешеная грызня за их реализацию («Ангара»), при том, что на большие обороты они не выходят, продолжается постоянный сдвиг сроков. В результате - робота Фёдора свозили на орбиту, испытали - успех. По количеству запусков - выровняли ситуацию после прошлого года. Но космодром Восточный: «Фактическое строительства второй очереди началось 30 мая 2019 года и полностью закончится в 2025 году. Первый пуск назначен в августе 2023 года для ракеты-носителя «Ангара-А5», после чего стартовый стол будет подвергнут модернизации (до ноября 2025 года) для обеспечения запусков «Ангары-А5В» в 2027 году». Временные схемы и выход на постоянную готовность после смены существующей администрации не сулят простой жизни. Начали строить «Федерацию» в алюминиевом исполнении - но с ней уже возятся десять лет.
Да, есть новое лицо, которое будет отвечать за работу с проектами, но сколько этому человеку брать разгон?
Стабильно развитие Росатома - очередной реактор в РФ, экспортные контракты и т.п. Нормальная конкуренция с китайцами и южнокорейцами. Но чего ждут - это технологической и экономической готовности замкнутого ядерного цикла - «Прорыв».
Уже подписан контракт на реактор БРЕСТ-ОД-300 (свинцовый теплоноситель), модуль фабрикации/рефабрикации и модуль переработки топлива. Топливо испытано (это успех 2019-го). Будут строить и его, и БН-1200. Если дело пойдет хоть сколько-нибудь позитивно -мы получим тренд 2020-30-х в ядерной энергетике.
/ Росатом объявил о строительстве исследовательского жидкосолевого реактора в подгорной части Горно-химического комбината - дожигание ядерных отходов с возможность внешних услуг (ядерное топливо на переработку).
Сдвиги сроков вправо и у атомщиков, и у ракетчиков. Почему атомщики молодцы, а у ракетчиков проблемы? Атомщики смогли выиграть локальную конкурентную гонку с западом и сейчас занимают первые позиции в мире. Создание замкнутого ядерного цикла - позволит предложить принципиально лучший продукт, чем поставляемые китайцами и южнокорейцами реакторы. Только создание коммерческого термоядерного реактора сможет радикально на что-то повлиять - но в ближайшие десять-пятнадцать лет вероятность этого ничтожно мала.
На этом фоне Роскосмос откровенно тормозит с использованием окна возможностей - «Федерация» должна была взлетать 3-5 лет назад. Да, у «Роскосмоса» проблема - надо одновременно достраивать свой космодром, допиливать ракетоноситель и делать сам корабль. Но - все равно медлят.
Если атомщики проваландаются до 26 года не запустив в серию БН-1200 или БРЕСТ-ОД-300, а потребуют еще 10 лет, как после постройки БН-800 - к ним будут применимы те же определения.
Зачем так много о проектности?
а) Пришел мировой кризис. Авторынок падает, снижался спрос на жилье после бума прошлого года (будут поддерживать снижением процентов по ипотеке, с октября введен отцовский капитал на третьего и последующего ребенка, дальневосточная ипотека под 2%), свое население платежеспособным спросом не накачали. То есть внешний и внутренний рыночный спрос в чистом виде расти не будет (колебания по отдельным сегментам). В этом случае остается только расти качественно или через госзаказ. Для этого надо вытеснить тех же китайцев с рынка, допустим, строительного крепежа. Большим компаниям это мало интересно (500 тонн для комбината, который торгует горячим прокатам? Цифра не цепляет менеджеров). А подобное требует организованности.
б) импортозамещение по военным, медицинским и части гражданских технологий приобрело черты стабильного процесса: все что смогли заместить быстро - закрыли, что не смогли - покупают/терпят. Но полного замещения по всем технологиям за 5 лет не произошло (с корабельными двигателями не все в порядке и по сию пору). Скорее отработан процесс импортозамещения в рамках существующих и перспективных санкций - бюрократия в целом научилась не рассчитывать на критически важные иностранные технологии, но целиком обойтись без них на этапе планирования не получается (углеволокно для МС-21 или турбина для «Приразломной»).
в) в мировом разделении труда страна удерживает рынок - ведется борьба за него - как чисто экономическими, так и военно-политическими методами (тут хороший показатель экспорт оружия: растут конкуренты, но получается удержать долю);
г) есть и проекты, и целый ряд официально утвержденных стратегий (вроде «Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года», а в мае объявлены национальные проекты.), но вопрос: иметь представление, во что станет очередная модернизация, насколько она необходима, какие есть под неё заделы / самосбывающиеся-несбывающиеся прогнозы, насколько Россия может позволить объявить о тех или иных приоритетах (тут и внешнее воздействие, и спекуляция внутри, и административные противоречия). Без достаточной организации - ассигнования либо воруют, либо (если наказание видится неотвратимым) просто не берут.
Идет отказ от доллара в резервах, от расчетов в долларах - государство застраховалось как от резкого усиления санкций США в финансовой сфере, так и страхуется от гиперинфляции доллара.
В 2020-м:
- нестабильность и сжатие мировых рынков, локальные провалы (санкции, экономические коллапсы у покупателей и т.п.) значит бизнес и вообще хозяйственная деятельность продолжат все больше ориентироваться на госзаказ/нацпроект/партнерство с государством. Стабильные рынки, вроде китайского продовольственного, польского угольного, европейского газового - дадут постепенное увеличение своих оборотов. Но вообще по миру потребление будет сокращаться, потому российский сбыт - это борьба на сжимающемся рынке (лишь 30% вероятность его роста, и 25-30% - стагнации, остальное - спад). Больше государственной экономики - выше вероятность чисто административных перекосов;
- продолжится повышение переделов (по отраслям все очень зависит от вложения больших средств, концентрации специалистов и политических договоренностей). Как пример: возможно, с отсрочкой на год-другой - в РФ должен начаться подъем использования углеволокна. Субъект производителя создан, производства разворачиваются - если Росатом делает и сами волокна, и осваивает ветряки, и т.п., то прорыв ожидаем. Начала подобных процессов можно ждать и в сельском хозяйстве: если грибы и осетр дали такой рост, то вероятен прорыв в необычной культуре, которая не требует длительного цикла капиталовложений/ короткий цикл роста существа - это может быть водоросль, червь, какой-то грызун и т.п.
- продолжится процесс прихода в РФ сборочных и среднетехнологических производств не критических характеристик. Политическая стабильность, средний по мировым масштабам рынок, развитая энергетика и транспортные возможности, относительно дешевая рабочая сила (пусть её мало). Два основных донора: а) Китай/Корея - инженерные школы там уже появились, и, вероятно, будут заключаться сложные сделки сразу по трем уровням сырье/ среднетехнологичные / высокотехнологичные. Китаю технологическая кооперация и расширение своего присутствия в иностранных производственных цепочках - необходимо. Корея - спад производства уже есть, потому насчет кооперации (по танкерам) вопросов нет б) снятие самых острых экономических противоречий с ЕС (торговая война ЕС-США автоматом снижает остроту санкций для России, вообще осознание кризиса заставит искать новые рынки и партнеров), при сохранении политических (ЕС не может себе позволить ослабить контроль над восточной Европой).
- продолжится рост вложений в инфраструктуру, особенно в устойчивость экспорта. Возможно, его еще больше увяжут с демографическим фактором (сельское жилье, жилье под третьего или даже под второго ребенка);
Джокеры:
+ прорыв на американские рынки тамошней ликвидности: начало гиперинфляции доллара потребует платить за ресурсы в мире настоящую цену;
+ договоренность с ЕС;
- резкий и глубокий кризис Китая при сохранении доллара как мировой валюты;
- политический распад ЕС с переходом в хаос и его жесткий экономический кризис;
- переход США к фактическому пиратству на море (различные формы торговой блокады)