- фазовый переход, скачок на следующую ступень развития, занимает 70-80 лет. Жизни трех поколений. Потом или успех, или настолько критически растрачены ресурсы, что начинается обвальная деградация. В этом смысле Россия, подойдя к кризису индустриальной фазы в 80-х, и прыгнув в 90-х - фактически стратила одно поколение из трех. Потому что не смотря на все изменения, нельзя сказать, что построено динамично развивающееся общество с ростом экономики и т.п. /лектор приводит в пример в т.ч. и Рим - очень показательно применить его слова в бывшему СССР - часть территорий вообще отброшена в нео-средневековье, часть, формально построив постиндустриальную экономику, фактически растратила свои кадровые резервы/. Запад, подойдя к этому же кризису в 80-е - использовал два поколения. Китай - подходит к нему сейчас, и осознает угрозу;
- возможный выход - организмичность новых форм кооперации в экономике (5 видов кооперации и т.п.). Невозможность директивно решить все проблемы из одного центра управления требует делать что-то вроде нейросетки (самообучающейся структуры) на всех уровнях управления. При этом дикий рынок попробовали - плохо. Чистую директивщину пробовали - в 60-х она перестала себя оправдывать. /тут лектору можно не то чтобы возразить, но указать на рост скорости в принятии решений компьютеров - то самое научение нейросетей, о котором он говорит. При нынешнем уровне контроля и объемах перемещаемой информации, вот вам единый мировой (или всероссийский) центр контроля суперкомьютером, который непрерывно учится на входящих потоках информации. /
- аддитивные технологии позволяют резко сократить производственную цепочку:вам не надо столько работников на большом конвейере и столько поставщиков / вам тупо не надо столько деталей, двигатель грузовика теперь может содержать десятки деталей, а не сотни/, потому тот же уровнь сложности производства сохраняет прибыльность на меньшем по объеме рынке. Это звоночек для глобализации.
Комментарий:
- вот о проблема фазового барьера - очень хорошо, хоть лектор говорит о некоторых расхождениях с Переслегиным, но его слова явно дополняют образы последнего. Сразу рисуется картинка макрорегионов, которые подходят к барьеру так же, как подходили провинции Римской империи (Италия "сопрела" к 3-му веку, потому жизнь в империю вдыхали уже другие народы, пришлось из Рима столицу убирать);
- при бешеном прогрессе в электронике - созданный набор технологий оказывается недостаточным для устойчивого нового развития;
- есть сокращение цепочки поставщиков, но есть и взаимодействие производства с наукой - эта цепочка становится если не длиннее (если мы заменяем часть лаборантов нейронками), то сильно капризнее, куда сложнее становится создать её на пустом месте;
- чего мне очень недоставало - это картинок человека-машинного взаимодействия, причем на уровне личности. Новая кооперация - и новые субъекты для неё, которые не сводятся только к большому набору имен в мобильнике (а так - очень хорош образ стенфордского студента, который нужен там как ходячий блокнот).
Университет НТИ 20.35 Опубликовано: 19 июл. 2019 г.
Михаил Кожаринов, педагог и историк, генеральный директор образовательного бюро «Солинг», прочел на «Острове 10-22» визионерскую лекцию «Трансформация общества во время фазового перехода»: «30 лет - это срок, после которого можно спросить, куда мы пришли. Прыгнули мы или нет? Ответ, если быть честными перед собой, такой: никуда мы особо не прыгнули за 30 лет. Да, какой-то рост есть, что-то изменилось, но глобального перехода в другое общество не получилось. О нем много говорили - постиндустриальное, когнитивное, информационное общество, - но все, в общем-то, так же, да и повестка та же. Как 30 лет назад мы в образовании говорили про индивидуальные образовательные траектории, личностный подход, так же мы говорим об этом и сейчас. Как мы 30 лет назад говорили об инновационной экономике, новых товарах, развитом рынке, так мы сейчас об этом и говорим. Никаких существенных и глобальных изменений не произошло. В таких ситуациях можно утверждать, что общество уперлось в фазовый барьер. У нас есть эволюционные накопления каких-то предпосылок: более динамичная экономика, появление гаджетов, новых орудий труда. Затем наступает момент Х, и нужно, чтобы переход состоялся. Когда мы подходим к этому моменту, общество обычно разрывает все связи во всех сферах, не только в образовании, но и в управлении. Экономические связи перестраиваются глобально. Впоследствии должны образовываться новые связи, которые обеспечивают рывок. Если связи устанавливаются, рывок действительно происходит, и за 30 лет - глобальный скачок. Когда за 30 лет проходит поколение, а переход не состоялся, значит, устанавливаются не те связи, и в этом причина того, что рывка нет. И мы находимся в ситуации, когда старые связи мы разрушили и общество не может себя воспроизвести в том виде, в котором оно подошло к точке фазового перехода». #Остров1022 #edu2035 #ВизионерыОстрова