Рецензия: Жак Аттали «На пороге нового тысячелетия»
Jan 14, 2015 20:33
В последнее время стали тревожить меня мысли, что я сильно погрузился в теоретические дебри о будущем именно российского розлива. А как же благословенный запад? А как же могучий интеллект мирового гегемона? В общем, решил я понемного исправлять этот недостаток, а здесь под руку попалась ссылка на труд алжирского еврея, вписанного во французскую культурную платформу (кто в теме - поймёт) - Жака Аттали «На пороге нового тысячелетия».
Книга, скажем так, не нова. Год выпуска 1991. Это и плохо, так как оценивает реалии двадцатилетней давности, и хорошо по тем же причинам, так как можно отследить: что выполнилось, а что - нет.
В целом, западный футуристический интеллект меня как-то не радует. В памяти помимо Аттали мелькает Валлерстайн, Фукуяма и Бжезинский. Все они примерно ровесники и птенцы Холодной войны (в данном случае имеется в виду время интеллектуального взросления, а не место на баррикаде), поэтому и футуристика у них в основном упиралась на конец 20 - начало 21 века. А из всех прочитанных в последнее время научных трудов наиболее впечатлил Пер Бак с его Теорией самоорганизованной критичности. Причём, в книге хорошо заметна одна особенность - наложение теории на естественно-научные процессы выше всяких похвал, но как только речь заходит о социальных явлениях - начинаются либеральные мантры, хотя теория хороша и для описания общественных процессов.
О чём пишет Жак Аттали? О будущем капиталистической мир-системы в начале 21-го века. То есть того времени, которое мы уже частично прожили. Поэтому интересно посмотреть: что свершилось, что нет. И сделать некоторый анализ: почему так произошло. И, вообще, понять: насколько совершенен метод оценки будущего европейского элитария конца 20-го века.
Что, пожалуй, свершилось: это глобализация, которая всё это время медленно, но верно опутывала мир. Процесс этот начался задолго до написания данной книги, но финальную точку поставило крушение Социалистической системы.
Жак Аттали вполне себе чётко улавливает тренд развития либерального общества, которое в поисках лучшего места теряет свои национальные и этнические характеристики, превращаясь в номадов - новых кочевников. Это богатая и образованная часть общества, которое кочует по всему миру в поисках прибылей, удобства и новых впечатлений. В некотором роде развитие высшего сословия офисного планктона из ТНК подтверждает этот вывод.
Ну, и конечно, такой мир будет состоять из процветающих мировых городов/кластеров инноваций и безблагодатной периферии, где будет всё ещё херовей, чем в беспросветном настоящем. Включая и соответствующие выводы по увеличению антропотока в сторону более богатых счастливчиков.
Так же в кон идёт полная уверенность Аттали по поводу снижения мощи мирового гегемона США. Выводы эти он делает на американском дефиците бюджета, который уже тогда был изрядным (интересно: какая ситуация была тогда у европейских стран?).
В остальном его прогнозы, что называет «пальцем в небо».
Во-первых, на мировое лидерство у него претендовала... Япония. Понятно, что к моменту написания книги она ещё не рухнула в затяжную рецессию, но негативные процессы шли давно, а отсутствие учёта их последствий не очень хорошо говорит об аналитических возможностей автора.
То же самое, кстати, сказано и о будущем Европы. В целом, интересно наблюдать диссонансные высказывания у Аттали. С одной стороны, он свято и совершенно оправдано говорит о неостановимой глобализации мира, с другой, у него вполне себе хорошо уживаются либеральные штампы: раз капитализм, то должна быть конкуренция. В итоге создаётся парадокс: в мире сформировался класс кочевников-номадов, которым пофигу на родину и нацию, крупные мировые регионы будут специализированы (США на финансах и силе, ЕС на услугах, Япония на промышленности), но при этом будут конкурировать друг с другом. Как должны были конкурировать номады друг с другом в региональном плане, если разделение труда этому никак не способствовало? Это для меня осталось загадкой.
И к слову: Китай у него бесперспективная держава. Ибо только что случился Тяньаньмэнь (1989), а это значит демократия под угрозой и будущее этой страны безблагодатно. Ох, уж эти мне либералы: пишут идеалистичекую дрянь, а действуют ровно наоборот - потому что выгодно.
В этом вся либеральная теоретическая платформа. Провозглашается, что потребление двигатель капитализма. А следом пишется, что сверхпотребление (номадическое безумие) опасно, так как снижает наличие не восполняемых ресурсов, поэтому его надо ограничивать.
Декларируется полная свобода выбора хотя бы для богатой верхушки номадов, но при этом вполне обыденно рассказывается, что худо будет тем, кто выбивается из заданных общественных стандартов.
Здесь как в старой поговорке про крестик и трусы.
В общем, лично по мне это не аналитика (как и у Фукуямы), а пожелалки новых хозяев мира (элиты капблока) после победы над сильным и грозным соперником (соцблоком). Разумно предсказан процесс глобализации, но его трудно было не заметить, да и шёл он без разрыва с интересами победивших элит запада. В остальном - пальцем в небо. В этом отношении читать много интереснее Валлерстайна, который на порядок прозорливее Аттали, так как мыслит системно и видел противоречие во всей капиталистической мир-системе, где крах СССР был лишь началом её погибели, а не начало благословенного «конца истории».
Кстати, вопрос. А кого из западных мыслителей последнего времени интересно почитать с точки зрения футуристики? Чтобы без особой конспирологии (то есть с упором на текущие процессы в мир-системе) и не особый трэшак (то есть без падения гигантских астероидов и восстания сотоны).