Полдень XXI век - конец детства. Часть 5/3

Dec 18, 2013 21:23

.
Оригинал взят у realtiger в Полдень XXI век - конец детства. Часть 5/3
начало

Теперь вы понимаете, почему родители продали дом родной дочери и почему эта дочь не рвётся жить даже не вместе, а просто рядом с родителями? Дочери и в голову не приходит позаботиться о престарелых родителях, а родители на это и не рассчитывают.
Честно говоря, я даже не знаю, кто в этой ситуации более несчастен: родители или дети?

Моя подруга приехала в Зеландию, когда старший только пошёл в школу. Теперь он школу уже заканчивает. Трое её детей полностью интегрировались в зеландское общество: и акцент у них местный, и говорят они только по-английски, даже с родителями, а по-армянски лишь понимают немного. Подруга иллюзий не питает: пройдёт всего несколько лет, и даже младшая вырастет, уйдёт из родительского дома, выйдет замуж (скорее всего за кивийца, за кого ж ещё) и родители ей станут не нужны - а со временем отдадут дитятки родителей в дом престарелых. Что в Армении просто немыслимо. Зато в Зеландии совершенно естественно. Сын уже заявил ей, что после окончания школы хотел бы уйти из дома, снимать с друзьями жильё и найти работу. Подруга была в шоке: ну как же он не понимает, что дома он будет накормлен, вещи постираны и поглажены и вообще не надо будет зря напрягаться? Да и как он один жить будет, что он о жизни знает в свои 16 лет? Зачем хочет так рано покинуть родительский дом?

Впрочем, она человек здравомыслящий и прекрасно понимает, что это и есть истинная плата за переезд в другую страну: дети теряют корни и становятся чужими, врастая в чужую культуру - но ведь именно этого и хотели родители. Родители выбрали будущее своих детей, когда привезли их сюда и сделали всё, чтобы дети ничем не выделялись среди местных сверстников. Вот только кто же знал, что на самом деле за этим стоит.

(А теперь прочтите вышеизложенное ещё раз - в свете «закона Димы Яковлева». В Америке, конечно, всё не совсем так, но сходства достаточно, а есть ещё собственно американские «особенности национального менталитета». А если вы сами живёте на Западе и у вас есть дети, то подумайте, что ждёт их (и вас) в будущем: русскими они уже не будут однозначно. Впрочем, некоторые родители хотят именно этого.)



Ученики одной из старейших школ Зеландии - англиканской школы для мальчиков Christ's College в Крайстчёрче. Кстати, от Англии не отличить.
[дальше]Гуляя по вечерам в Лэнгхольме, я постоянно встречала подростков, разносящих газеты - обычно именно подростки этим и занимаются, начиная лет с 11. Когда я работала в супермаркете кассиром, половина моих коллег была тётеньками лет за сорок, а вторая половина - старшеклассниками. Лет в 16 они собираются группами по 4-6 человек и вскладчину снимают дом, где у каждого есть своя комната (а вы думали, коммуналки были только в Союзе?).

Деньги на жизнь зарабатывают самостоятельно, обычно какой-то работой, которая не требует особой квалификации, например, в супермаркете. Некоторые, начиная с кассира, дорастают до менеджера. Кто-то идёт в подмастерья и получает рабочую специальность или становится помощником на ферме. В университет идут немногие: дорого. Можно взять у государства займ на учёбу и даже получать пособие на проживание, но после получения диплома деньги-то придётся возвращать. И деньги немаленькие, поэтому многие выпускники уезжают в Австралию или в Британию, где и платят больше, и работу найти легче. Любимое времяпрепровождение молодёжи - повеселиться в баре, в ночном клубе или просто пить пиво на пляже.
Работа - это досадная необходимость, отвлекающая от рыбалки, пикников, игры в рэгби и прочих хобби.
Кстати, о работе и хобби. У Овчинникова про это тоже подробно написано (но я не буду слишком углубляться в детали):

«Культ частной жизни, возвеличение домашнего очага - осевые координаты национальной психологии англичан. Именно «домоцентризм» часто дает ключ к пониманию своеобразных черт их характера.

Взять, к примеру, излюбленное ими противопоставление любителей и профессионалов... Многие традиционные взгляды англичан кажутся необъяснимыми, даже парадоксальными, пока не доберешься до их общей исходной точки. Принято считать или хотя бы делать вид, что более важное место в жизни человека занимает то, чем он увлекается в часы досуга, а не то, чем он занимается во время работы. Стало быть, любительское отношение к делу ценится выше специальных знаний, а любитель почитается больше, чем профессионал.

Деление на любителей и профессионалов идет из крикета. А крикет - поистине святая святых для англичан, национальная игра, которую они считают праматерью не только спорта, но и морали. Именно от крикета ведут свою родословную те принципы спортивной этики, которые стали для англичан основами подобающего поведения, мерилом порядочности.

...Помимо любителей и профессионалов, в крикете существуют еще и параллельные термины: джентльмены и игроки. Это второе противопоставление помогает понять, почему любительское отношение к делу стало отождествляться с принадлежностью к избранному классу. Статус джентльмена, как и владение землей, был вершиной человеческих амбиций. Считалось, что хозяин загородного поместья если и пробовал свои силы на каком-то поприще, то не ради корысти, а из чувства долга перед обществом или для собственного удовольствия.

Принадлежность к регулярной рабочей силе считалась следствием экономической или социальной зависимости. Так что даже если джентльмен трудился по необходимости, он все равно старался делать вид, что относится к работе как к некоему побочному увлечению, то есть изображал из себя любителя.
Эта своеобразная шкала социальных ценностей дает больше престижа тому, кто может оставаться дома, чем тому, кто вынужден уходить по делам. Поэтому англичанин подсознательно склонен считать, что дом занимает в его жизни более существенное место, чем работа, независимо от того, так ли это на самом деле. Принижая роль труда за счет досуга, он как бы приподнимает собственный социальный статус.

...Присущая англичанам склонность предпочитать любителя профессионалу сложилась, разумеется, у определенного класса в определенную историческую эпоху. Имея за плечами колониальную империю и промышленный потенциал мастерской мира, можно было позволить себе относиться к труду с аристократической легкостью и свысока смотреть на тех, кто с фанатической одержимостью лез из кожи вон, чтобы выбиться в люди.
Однако любительский подход к делу, которым когда-то кичились джентльмены, наложил свой отпечаток на национальный характер в целом.»

Итак, особенностями национального характера англичан являются презрение к труду и отсутствие близких отношений в семье и в обществе, то есть одиночество.

«Британцы, наверное, самый одинокий народ в мире. Многие из них живут в одиночестве физически. Другие даже у себя дома или в школе одиноки эмоционально и духовно. Это страна, где разрыв между поколениями не только признается, но и одобряется, где человеку некому открыть душу, кроме как занятому доктору или автору колонки «Одинокие сердца» в местной газете.»
Энтони Глин (Англия), «Кровь британца» (1970).

Ну и что из этого следует, скажете вы?
Об этом мы поговорим в следующий раз, а то и так слишком много букв получилось.


продолжение следует
[.]_____________________________________
Правила ИГРЫ СО-сообществ 3-го круга: 2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа 3.0, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник.

прогресс, автор - realtiger, западная цивилизация, эволюция

Previous post Next post
Up