Лирическое отступление №1. Как я поработала на ферме в Зеландии.
Дабы немного отвлечься от скучной теории, расскажу вам историю из жизни.
В Зеландии я прожила довольно долго, но практически нигде не была, так что в этот раз решила немного наверстать упущенное. Как оказалось, есть способ попутешествовать и поближе познакомиться с аборигенами почти за бесплатно: договариваешься с фермером, которому не хватает рабочих рук, и живёшь у него какое-то время в обмен на несколько часов работы в день. Для начала я решила слишком далеко от Окленда не уезжать и выбрала ферму, где разводят лошадей породы аппалуза, вот таких:
Как человек осторожный и благоразумный, я решила предварительно съездить познакомиться с хозяевами. Огромный новый дом с гаражом на две машины стоял на взгорке, а под ним и вокруг него были огороженные участки (здесь говорят paddock), где паслись лошади (породистые! штук 20, каждая ценой в несколько тысяч долларов), коровы (3 штуки и 6 телят - каждая корова выкармливает одного своего и одного приёмного телка на мясо) и овечки (тоже штук 20-30). Рядом с домом - громадная конюшня. [дальше] Интерьер дома произвёл на меня странное впечатление: чувствовался какой-то диссонанс. Такой дом с таким участком и все прочие прибамбасы тянули на пару миллионов, не меньше (я думаю, даже больше). А мебель в доме была какая-то старая, да и сами хозяева отнюдь не были похожи на миллионеров. Хозяйка с ходу принялась жаловаться на маленькую пенсию, и как они каждую копейку считают, как она никогда не ходит в супермаркет без списка продуктов (Ну вы же знаете эту рекламу! Поддашься на неё, наберёшь всего и потратишь в два раза больше, чем рассчитывал! А где ж нам столько взять?). А на самом деле у них был промышленный морозильник (такой напольный, высотой по пояс и длиной метра два как минимум), забитый мороженными продуктами от овощей до мяса, плюс целая комната, площадью минимум в 2 квадрата, с полками до потолка и с трёх сторон - и эти полки были забиты продуктами! В том числе там были упаковки нескольких сортов печенья и конфет, которые, по признанию хозяйки, она покупает редко, только когда остаются деньги и есть скидки. Кстати, мясо, как вы понимаете, у них своё (ещё бы, при таком-то хозяйстве!), часть овощей она тоже выращивает на своём огороде, а свежих яиц в холодильнике было, наверное, около сотни - курочки у неё тоже водятся, ага. При этом хозяйка всем занимается одна, ибо нанять помощника, чтоб за всем этим хозяйством помогал следить, денег у них не было - вот и искали бесплатного.
Вот такая скромная фазенда на 20 га: слева - старый дом, справа - конюшня; на переднем плане видно овечек
Признаться, я тогда подумала, что деньги они в лотерею выиграли и все просадить на хозяйство успели, но в результате дальнейших расспросов выяснилась вот такая история:
Хозяин и хозяйка лет семидесяти с лишним (я так поняла, они оба родились ещё до 2-й мировой) в 60-е годы приехали в Зеландию из Англии по программе переселения: школьных учителей и прочих спецов в Зеландии тогда не хватало. Им выделили домик, они пожили-поработали и решили остаться насовсем. Купили дом с небольшим участком к югу от Окленда. Он работал в школе, она растила детей и занималась «приусадебным хозяйством» - такая типичная идиллия среднего класса, американская мечта. Время шло, Окленд рос, и маленький домик на задворках вдруг заметно подскочил в цене. А тут и на пенсию пора выходить. Продали они домик, купили участок побольше, за городом, и стали заниматься огородиком да немного лошадок разводить - хозяйка от них просто без ума.
Время шло, город неудержимо расползался по швам, и бывшие пригороды стали городской зоной, то есть их довольно большой участок можно было выгодно разделить на несколько участков поменьше и на каждом построить дом. И пенсионеров стали осаждать агенты по продаже недвижимости.
Старички привыкли, переезжать в таком возрасте трудно, и натиску они сопротивлялись довольно долго. Но когда им предложили очень большую сумму, не устояли (сколько именно, мне не сказали, но намекнули, что число было семизначное).
Продали они дом, хорошо подумали, потом купили вот этот участок и пару машин (Не новых, упаси бог! Муж, разумеется, мечтал о новенькой машине - хоть раз в жизни! - чтоб пахло в салоне новой кожей, но это ж баловство! - ну, вы поняли, кто в этой семье, как говорится, носит штаны?). Построили дом, конюшню, изгороди (электрические! с дистанционным управлением! - и это действительно очень круто по местным меркам) и квадроцикл последней модели тоже прикупили (участочек-то 20га, пешком не набегаешься, да и корм такому стаду всяческой скотинки руками не потаскаешь).
Новый хозяйский дом почти скрыт за знаком; левее - сеновал под округлой крышей; видны огороженные участки (paddocks)
Зимы в Зеландии практически нет (по крайней мере, в этих краях), и скот всегда пасётся на пастбище, но зимой трава растёт дольше, и скотинку надо подкармливать сеном. Именно с этим мне и предложили помочь в мой ознакомительный приезд. Причём даже чаем не напоили. Всё показали, ввели в курс дела и сразу устроили проверку боем.
Вообще, в этот приезд было много моментов, которые чётко указывали на будущее развитие событий, но тогда я их либо не заметила, либо не придала им значения. За что и поплатилась впоследствии.
Через пару дней я приехала уже со всеми шмотками и устроилась в выделенной мне спальне. Всего в доме было 4 спальни, правда, одну переделали в кабинет. Ещё была кухня-столовая, плавно переходившая в гостиную и всего одна ванная - зато с ванной! Учитывая, что на таких фермах центрального водоснабжения, как вы понимаете, нет, и вода обычно дождевая, собранная в специальный бак, ванна - это роскошь. Правда, на этой ферме была ещё и скважина, так что в крайнем случае можно было продержаться в засуху.
Дорога к ферме и типичный пейзаж в окрестностях
Прожила я на этой ферме ровно 4 дня и сбежала. В основном потому, что чувствовала себя там очень и очень неуютно. Не получалось у меня контакта с хозяевами - и это было очень заметно по контрасту с моей первой фермой, где хозяева были кивийцы.
Подружка-армянка, выслушав историю моих приключений, пожала плечами: «А чего ты хотела? Это ж англичане. Они все такие - не надо было вообще с ними связываться!» Подружка работает заведующей в яслях-саде, имеет дело по работе с людьми самых разных национальностей, так что про особенности национального менталитета самых разных наций может рассказать много интересного.
Но это была ещё не сказка, а всего лишь присказка. Сказка начинается сейчас.
Первый день моего проживания на этой ферме был Днём матери. Я помогала хозяйке готовиться к вечерней кормёжке животины, когда в конюшню вошла женщина лет сорока и с ней двое мальчишек-подростков. Как оказалось, это была дочка хозяйки с сыновьями и пришли они поздравить мать/бабушку с праздником. Принесли открытку. Ни цветов, ни конфет - только открытку. Пообщавшись с полчасика, гости удалились, и хозяйка принялась жаловаться на дочь: такая она и сякая, что ж это за подарок матери, да ещё и пришла не вовремя, хотя знает, что это время кормления, свою-то животину она уже накормила, а мы вот теперь припозднились и кормить будем уже в темноте. Я сочувственно кивала.
Но в дальнейшем сочувствия у меня поубавилось, поскольку выяснилась вот такая предыстория:
Рядом с большим новым домом стоял старый, маленький фермерский дом традиционной постройки, в котором жили квартиранты. Этот домик уже был на участке, когда его купили, но старички очень хотели построить себе новый дом, для чего требовалось разделить участок на два, потому что правила запрещают иметь два дома на одном участке. Таким образом получился лишний дом, да ещё и с собственным небольшим участком, и счастливые миллионеры решили помочь дочке обзавестись своим жильём. Думаете, подарили? Щас! Продали. Под проценты, насколько я поняла. И родная дочь выплачивает родителям займ. Ну а что, вполне разумно и рационально: нечего молодёжь развращать лёгкими деньгами! Пусть знают, почём фунт лиха!
Но дочь почему-то не пожелала жить рядом с родителями и помогать матери по хозяйству, а стала снимать дом где-то в округе, в 15 минутах езды на машине. А в этот дом пустила квартирантов, берёт с них арендную плату и таким образом выплачивает родителям кредит.
Но это ещё не все особенности национального менталитета. Я человек любознательный, слушать умею терпеливо, так что хозяйка мне много чего рассказала. В частности, пожаловалась, что сделали они большую глупость: не надо было новый дом на себя оформлять, надо было сделать family trust (такое юридическое лицо из членов семьи и стороннего адвоката).
Почему? Да потому что возраст уже не тот и скоро она больше не сможет вести всё это огромное хозяйство (даже с добровольными помощниками за кормёжку) и тогда придётся переехать в посёлок для престарелых (что-то вроде маленького микрорайона, специально построенного для пожилых людей; они покупают квартиру или домик, живут вроде бы как раньше, но там есть вся необходимая инфраструктура: медицинское обслуживание, клубы по интересам, магазины и т.д. и т.п.). Но для этого дом придётся продать, и из этих денег оплачивать проживание в доме престарелых. А вот если бы дом был собственностью семейного фонда, то - ВНИМАНИЕ! - заботу о старичках взяло бы на себя государство.
На этом месте я почувствовала, что крыша у меня съехала окончательно. Мне показалось, что я общаюсь с инопланетянами. И я решила, что пора оттуда бежать.
Честно говоря, этих старичков по-человечески жалко. Они не виноваты, это просто особенности национального менталитета - о котором, кстати, довольно подробно поведал Всеволод Владимирович Овчинников в книге «Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах».