Назаретян НЕЛИНЕЙНОЕ БУДУЩЕЕ

Oct 05, 2013 23:12

Оригинал взят у macroevolution в Новая книга А.П.Назаретяна
(материал предоставлен автором)

В марте 2013 года в издательстве МБА выйдет книга А.П. Назаретяна НЕЛИНЕЙНОЕ БУДУЩЕЕ. Мегаисторические, синергетические и культурно-психологические предпосылки глобального прогнозирования (440 с.,цена- 220р.). Монография публикуется под грифом Института востоковедения РАН, Центра Мегаистории и системного прогнозирования и движения «Россия - 2045».



Далее приведены аннотация и оглавление. Заказать любое число экземпляров можно по адресу: izmba@yandex.ru и по телефонам: (495) 726 31 69, (495) 968 24 16.

Как показано серией независимых расчётов, на протяжении миллиардов лет природа и затем общество развивались по определённым векторам в режиме последовательного ускорения, а периоды между фазовыми переходами биосферной, прасоциальной и социальной эволюции сокращались в соответствии со строгим логарифмическим законом. При экстраполяции полученной функции выходит, что около середины XXI века скорость глобальных изменений должна устремиться к бесконечности, а промежуток между фазовыми переходами - к нулю.

Означает ли этот загадочный результат, что обозримое будущее ознаменуется беспримерным по крутизне переломом в развитии человечества, биосферы и, возможно, космоса? Каковы сценарии дальнейших событий? Обвал? Смена векторов? Прорыв в качественно новые реальности? Как зависят перспективы мировой цивилизации от мыслей и действий каждого из нас?

Для обсуждения прогнозных моделей автор опирается на опыт Универсальной истории (Мегаистории), а также на новейшие концепции астро- и микрофизики, синергетики, культурной антропологии, психологии и эвристики. Подробно обоснован вывод о том, что сознание, успевшее сделаться планетарным фактором, способно перерасти в фактор космологический и что решающим препятствием для этого могут стать не пределы управляемости масс-энергетического мира, а самоубийственная неготовность разума совладать с растущим инструментальным могуществом. Исследованы перспективы, связанные с развитием мировоззрения и жизненных смыслов, которые могли бы способствовать устойчивости планетарной цивилизации в быстро изменяющихся условиях.

Рецензенты:
Доктор истор. наук А.В. Коротаев
Доктор биол. наук А.В. Марков
Канд. физ.-мат. наук А.Д. Панов
Доктор психол. наук, чл.-корр. РАН В.Ф. Петренко

На первой странице переплёта: рисунок А.А.Пинкина«Два рукава Мегаистории».
На четвёртой странице- рисунок И.Л. Максимова «Лестница универсальной эволюции».

Оглавление

О прогнозировании в шутку и всерьёз. Вступительные заметки

Введение. XXI век: градиент нелинейности

Часть I. Мегатренды и механизмы эволюции. Очерк Универсальной истории
Раздел 1.1. От Олдовайского ущелья до Кремниевой долины
Гл. 1.1.1. Векторы социально-исторической эволюции
§1.1.1.1. Общечеловеческая история: реальности и идеологемы
§1.1.1.2.«Прогресс» и «счастье»: достоверны ли эмоционально-оценочные критерии исторического развития?
§1.1.1.3. Три вектора социальной эволюции: технология - демография - организация
§1.1.1.4. Четвёртый вектор эволюции: информация и интеллект. «Конец географии»
§1.1.1.5. Пятый вектор эволюции: ограничение физического насилия. Коэффициент кровопролитностикак кросс-культурный показатель
§1.1.1.6. Модель техно-гуманитарного баланса и шестой вектор эволюции: виртуализация

Гл. 1.1.2. Фазовые переходы в истории и предыстории общества
§1.1.2.1. «Голубь с ястребиным клювом» и жизнеутверждающий невроз
§1.1.2.2. Культурное псевдовидообразование, грегарно-индивидуальный отбор и кризисы в палеолите
§1.1.2.3. Неолит: у истоков социоприродной и межплеменной кооперации
§1.1.2.4. Городская революция: «обычное» и письменное право
§1.1.2.5. «Мораль бронзы» и «мораль стали»: начала критического мышления
§1.1.2.6. Предыстория и становление «индуст-реальности». Разочарования индустриального рая
§1.1.2.7. Век гуманизма?
§1.1.2.8. О сослагательном наклонении в истории. Через свободу воли - к эволюционной гиперболе

Гл. 1.1.3. Системно-синергетическая модель эволюции
§1.1.3.1. Устойчивое неравновесие и типология кризисов. Закон отсроченной дисфункции; правило избыточного разнообразия
§1.1.3.2. Эволюционная динамика: закон необходимого разнообразия и закон иерархических компенсаций
§1.1.3.3. Феномен сложности: структура, энергия и информация. Интеллект как Демон Максвелла

Раздел 1.2. От Большого взрыва до Олдовая
Гл. 1.2.1. Мегаэволюция: планетарный и космический контексты истории человечества
§1.2.1.1. Конструкты всемирной, глобальной и Универсальной истории
§1.2.1.2. Версии Универсальной истории
§1.2.1.3. Универсальная истории, кибернетика и синергетика

Гл. 1.2.2. Преемственность эволюционных механизмов
§1.2.2.1. Коллизии устойчивого неравновесия в биосфере
§1.2.2.2. Расширение эволюционной гиперболы, и - ещё раз о сослагательном наклонении
§1.2.2.3. Космологическая стрела времени

Часть II. Гуманитарные детерминанты будущего
Раздел 2.1. Середина XXI века: загадка сингулярности
Гл. 2.1.1. «Законы природы» и творческое сознание
§2.1.1.1. Вертикаль Снукса-Панова. Сознание как агент универсальной эволюции
§2.1.1.2. Два ключевых вопроса стратегической прогностики

Гл. 2.1.2. Вызовы ХХI века
§2.1.2.1. Что такое «глобальный кризис»?
§2.1.2.2. Гуманистическая культура и биология человека
§2.1.2.3. «Знания массового поражения»
§2.1.2.4. Аттракторы и сценарии

Раздел 2.2. Мировоззренческая парадигма сохранения
Гл. 2.2.1. Идеология versus цивилизация?
§2.2.1.1. Понятие идеологии. Идеология, религия и квазирелигии Нового времени
§2.2.1.2. Отсроченная дисфункция: групповое сознание оборачивается глобальной угрозой
§2.2.1.3. Тест на зрелость и «молчание Космоса». Естественный отбор планетарных цивилизаций?

Гл. 2.2.2. Смысл жизни - стержень глобальных проблем современности
§2.2.2.1. «Ценностный разрыв» в смыслообразовании
§2.2.2.2. Смыслы жизни и образы смерти в эволюционной развёртке
§2.2.2.3. Смыслообразующая парадигма Универсальной истории
§2.2.2.4. Потребности и эмоции
§2.2.2.5. Проблема бессмертия, семантические дрейфы и языковая турбулентность
§2.2.2.6. …И немного теологии на десерт

Об «историческом оптимизме». Заметки вдогонку
Примечания
Литература
Summary and Contents
А.П. Назаретян
НЕЛИНЕЙНОЕ БУДУЩЕЕ
Введение.
XXI век: градиент нелинейности


Росло ощущение, что... вокруг всего человечества стягивается петля, из которой высвободиться становится всё труднее.
    Роберт Кеннеди

Полководцы всегда готовятся к прошлой войне.
    Уинстон Черчилль

История - это то, чего никто не хочет.
    Э.О. Азроянц

Мемориальная табличка в вашингтонском ресторане "Оксидентал" сообщает: "В напряжённый период Кубинского кризиса (октябрь 1962 года) таинственный русский мистер "X" передал предложение о вывозе ракет с Кубы корреспонденту телекомпании Эй Би Си Джону Скали. Эта встреча послужила устранению возможной ядерной войны".

Табличка, привлекающая туристов, чуть-чуть передёргивает (об этом дальше), но в целом правдиво излагает реальный эпизод. Скали (John Scali) был звездой тележурналистики, человеком, приближённым к семье Кеннеди. Мистер X - резидент советской разведки Фомин, в миру Александр Семёнович Феклисов. Горячей телефонной линии Вашингтон - Москва тогда ещё не существовало (её установят через несколько месяцев), впервые обнаружилось, что связь между руководителями сверхдержав недостаточно оперативна и к тому же не вполне защищена от любопытных глаз, а потому многое решал импровизированный неформальный контакт. Двое мужчин средних лет - экспансивный италоамериканец из Огайо и флегматичный уроженец Рогожской заставы - были людьми конкретными. За столиком ресторана они не философствовали о дружбе между народами, а деловито и прицельно СПАСАЛИ ЦИВИЛИЗАЦИЮ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. Обсуждались взаимные компромиссы, позволяющие предотвратить вторжение американских войск на Кубу (где находились 40 тысяч советских военнослужащих и был почти завершён монтаж 42 ракет с ядерными боеголовками), последующую оккупацию советскими танками Западного Берлина (контролируемого американскими, английскими и французскими подразделениями) - и далее уже неизбежное перерастание Третьей мировой ("Холодной") войны в горячую фазу.

Это были поистине дни и часы мировой истории, весьма скромно запечатлённые неблагодарными потомками. Читая мемуары А.С. Феклисова [2011, 2012], трудно удержаться от нервной усмешки по поводу того, как в судьбоносный для планеты момент переплелись личные и политические амбиции. Как посол обиделся, что встреча прошла без его санкции, и отказался предоставить дипломатический канал, как Президент просил засекретить некоторые пункты договора, чтобы его не обвинили в мягкотелости перед выборами, и т.д. Да и сами участники бесед в "Оксидентале" до конца жизни (Скали скончался в 1995, а Феклисов в 2007 году) спорили о том, чья сторона была инициатором компромиссных предложений - каждый приписывал заслугу оппоненту, полагая, что иначе его государство потеряет лицо. Ресторанная табличка передаёт версию американцев, скорее всего, не вполне достоверную. Сравнивая стили внешнеполитической дипломатии, гораздо легче допустить, что Президент направил доверенного журналиста для передачи секретных предложений через лично знакомого тому русского разведчика Н.С. Хрущёву, нежели что советский лидер связался с резидентом (а не с послом, к тому же членом ЦК КПСС) через океан.

В те переломные недели сохранение цивилизации зависело от бессонных усилий нескольких десятков (от силы - полутора сотен) персонажей, оказавшихся на самом острие событий, и им хватило ума договориться. А если бы не хватило, то, вероятнее всего, нас с вами теперь бы не было. Ни старых, ни молодых, ни богатых, ни бедных, ни верующих (в Христа, в Магомета и далее по списку), ни атеистов, ни россиян, ни американцев, ни даже китайцев. "Даже" - потому что в то самое время маоистские пропагандисты усердно доказывали, будто в атомной войне нет ничего особенного, и монтировали кинокадры, на которых неустрашимая китайская конница скачет по территории сразу после ядерного взрыва...

Я не нахожу другого случая в истории, когда бы судьба человечества решалась в столь сжатый срок (13 суток!), но, исследуя катастрофические коллизии истории, всё время возвращаюсь кзагадке существования, которую мы начали обсуждать во Вступительных заметках.

Мёд бы пить устами моего друга, физика, философа и писателя А.В. Кацуры, убеждённого (как и многие другие исследователи), что в прежние времена "человек не был способен разрушить среду обитания и не мог устроить общечеловеческий суицид" [Кацура 2000, с.154]. Как мы покажем, за два с половиной миллиона лет род Homo не раз оказывался на грани самоуничтожения - к этому были близки уже обитатели Олдовайского ущелья - или к такому исчерпанию доступных ресурсов, которое делало его дальнейшее существование проблематичным. Многие племена и социальные оазисы пали жертвой своей же недальновидной деятельности. Отчего до сих пор такие катастрофы не имели необратимых последствий в глобальном масштабе - действительно загадка, и, не разрешив её, обсуждать будущее мировой цивилизации преждевременно.

При предварительном обзоре складывается впечатление, что, когда люди или их предки загоняли себя в тупик, будто с неба опускалась аура временного просветления - и обнаруживались неожиданные выходы. Психологический опыт наталкивает на аналогию с наблюдениями клиницистов. Когда пациент, страдающий душевным расстройством (например, шизофренией), подвергается острому соматическому заболеванию (пневмония, сердечный приступ и т.д.), по основной болезни наступает ремиссия - больной становится умственно более адекватным и вменяемым. Временно, пока не отступит телесный недуг, после чего психопатологическая симптоматика восстанавливается.

Ведь совсем не случайно Феклисов и Скали столь настойчиво перекладывали друг на друга инициативу. Спустя чуть больше года после описанных событий, когда Джон Кеннеди, проводя избирательную кампанию, прилетел в Даллас (где его и застрелили), город был оклеен листовками с надписью Wanted, какими полиция объявляет о разыскиваемых преступниках. Президента клеймили как коммунистического шпиона и вероотступника, который "продал Америку русским".

Ещё через год Пленум ЦК КПСС сместил непопулярного в народе товарища Хрущёва со всех партийных и государственных постов. Официально - "по личной просьбе". Но на закрытых партсобраниях к числу его прегрешений причисляли недостаточную твёрдость в Кубинских событиях и "сдачу" военных секретов: американцам позволили фотографировать с воздуха демонтаж и вывоз советских ракет. А в последующих мемуарах бывший Первый секретарь счёл своей главной заслугой вовсе не спасение мировой цивилизации, а гораздо более сомнительные подвиги (например, то, что в 1953 году он пресёк попытку Л.П. Берия ввести в СССР элементы рыночного хозяйства и тем самым "восстановить капитализм").

Разве не выглядит чудом то, что при таких настроениях человечество выкарабкалось-таки из-под завалов середины века?..

Конечно, психиатрические аналогии - только гротеск, заставляющий лишний раз задуматься об эффекте периодических массовых прозрений, обеспечивших долгосрочную жизнеспособность общества. А задуматься об этом не лишне, потому что с интенсификацией эволюционного процесса частота и напряжение антропогенных обострений возрастают. Между тем многие учёные и политики остаются под гипнозом ушедшего века, продолжая "готовиться к прошлой войне".

Из современной "футурологии" про будущее можно узнать всё. Или почти всё. Сколько людей будет на Земле, сколько из них какую религию будут исповедовать, сколько останется нефти, пресной воды и даже атмосферного кислорода, каков будет экономический потенциал России, США, Китая и Зимбабве - показатели рассчитаны вперёд на сотню лет и больше. Мне знакома монография, в которой ход мировых событий прописан до 3000-го года.

При этом само собой разумеется, что и спустя столетия мир будет разделён на страны и нации, расы и конфессии, а физические и прочие потребности людей будут идентичны нынешним. Под стать и задачи - ограничивать рождаемость, минимизировать потребление природных ресурсов, предотвращать ядерную войну... Будущее видится как хорошо знакомый мир, немного подкорректированный в лучшую или (чаще) в худшую сторону.

Прогнозные модели, публикуемые серьёзными глобалистами, нельзя назвать в буквальном смысле слова линейными, поскольку предлагаются альтернативные варианты и сценарии - старый детерминизм уже не в моде. Однако, раскрывая нелинейную составляющую в любом реальном процессе, важно также различать градиенты нелинейности. Эта дифференциация составляет решающую особенность моделей, предназначенных для фиксации режимов с обострением, би- и полифуркационных фаз. Модель, в которой градиент нелинейности описываемого процесса недооценён, можно считать ситуативно линейной, и именно этот недостаток характеризует сегодня большинство глобальных прогнозов.

...Передо мной книга, подготовленная едва ли не самой именитой группой глобальных аналитиков - учёных, чья идея "пределов роста" сыграла неоценимую роль в экологическом просвещении государственных деятелей, предпринимателей и широкой публики [Медоуз и др. 2007]. Развивая модели, впервые обнародованные в 1972 году, они двадцать лет спустя заявили, что "человечество уже вышло за пределы самоподдержания Земли", и в 2004 году (год английского издания книги) подтвердили свой вывод: "В последний раз человечество находилось на уровне самоподдержания в 80-х годах XX века. В настоящее время мы за пределами на 20%". В частности, "общемировое производство зерна больше не в состоянии поддерживать рост населения" (по сведениям из других источников, зерна производится так много, что для поддержания цены некоторые компании бессовестно перерабатывают его в биотопливо - но это к слову). Пока, правда, "понимание проблемы во всём мире удручающе слабое", но "примерно через 10 лет (т.е. в 2014 году - А.Н.) последствия выхода за пределы будут уже хорошо заметны, а через 20 лет общество открыто признает факт выхода за пределы" (с.18-28).

Впрочем, отчаиваться не стоит, так как "последствия выхода за пределы поправимы". Надо только "вернуть мир в область самоподдержания" (с.19), "в рамки разумного" (с.22) и "резко уменьшить численность населения до уровней, которые способна выдержать окружающая среда" (с.18). Однако "переход к устойчивому развитию должен быть естественным и постепенным", и на него "уйдут века" (с.290). Действительно, если, например, в каждой семье будут рождаться "не более двух детей" (с.287), то потребуются века, чтобы население Земли сократилось с нынешних 7 миллиардов до облюбованного многими демографами-глобалистами 1 миллиарда. Тем более что пока численность населения продолжает расти.

Но откуда века в запасе у человечества, уже вышедшего далеко за пределы возможностей планеты и пока не догадывающегося об этом? И что это за пределы, которые допустимо пересекать и через века в них возвращаться? Не логичнее ли было бы признать без обиняков, что цивилизация окончательно катится в пропасть? Или речь всё-таки идёт лишь о ситуативных ограничениях, которые зависят от ряда переменных параметров, и модель, принимающая эти переменные за константы, даёт на выходе недостоверный прогноз?

Авторы обещали опубликовать четвёртое издание в 2012 году, в сороковую годовщину выхода книги, и было любопытно узнать, на сколько процентов теперь перекрыта несущая способность планеты. Однако профессор Д. Медоуз сообщил в личной переписке (и позволил мне обнародовать эту информацию), что нового издания не будет, и одна из причин в том, что картина вырисовывается слишком мрачная, а приемлемого решения не видно.

Профессор разочарован в неразумном человечестве, а по моему убеждению, принципиальное отсутствие конструктивной перспективы заложено в самих основах модели. Дело в том, что Медоуз и его многочисленные единомышленники упорно придерживаются экологической философии, сформированной в середине прошлого века и выражаемой простым постулатом:человечество - элемент биосферы. Далее посылки и выводы следуют с неумолимостью арифмометра, прикрываемой более или менее застенчивыми оговорками. Трудно удержаться от намёка на то, что "элемент" этот аномальный, что эффекты его активности исключительно деструктивны и коль скоро люди не желают "жить по законам природы" (эта шальная формулировка десятилетиями кочует по экологическим текстам), им нет места на планете.

По законам природы - значит, биологически "некондиционные" младенцы, больные, покалеченные и стареющие "особи" должны быстро погибать, а между "популяциями" должна вестись бескомпромиссная конкуренция за экологическую нишу. И, разумеется, нас должно быть несравненно меньше. Самые снисходительные "гуманисты" остановились на пресловутом миллиарде. Но, например, в учебном пособии, подготовленном группой ведущих российских экологов [Арский и др. 1997], общество сравнивалось с "взбесившимся муравейником" и оптимальная численность населения мира доведена до 10 млн. (каковой она была, по мнению авторов, в верхнем палеолите). Хотя это тоже полумера. Мы в своём месте вернёмся к тому, что планетарная популяция животных, сопоставимых с человеком по размерам и типу питания, должна исчисляться вовсе не миллионами, а десятками тысяч особей. Такова вместимость естественной экологической ниши, но она почему-то давно уже не устраивает род людской. И если уж говорить без обиняков, в биоцентрическом контексте человек является таким же элементом биосферы, как раковые клетки - элементом поражённого ими организма. А кто-то полагает, что агент Смит из фильма "Матрица" сам додумался до зловещей идеи: "Человечество - раковая опухоль на теле планеты"?

Конечно, это ария из той же оперы, что "Ребёнок - угроза миру" и прочие гимны мизантропии, о которых рассказано во Вступительных заметках. Оттуда же и мысль об окончательных пределах роста, читай: прогрессирующего разрушения природы человеком. Мрачные образы типа космического корабля с кончающимися запасами, простые, понятные и широко растиражированные, послужили своевременной острасткой для общества потребления, а ситуативно линейные экстраполяции методом шоковой терапии способствовали распространению того, что теперь называется экологическим сознанием и глобальным мышлением. Кстати, об отрезвляющей роли, какую сыграли их экстраполяционные модели, Медоуз с соавторами скромно умалчивают, продолжая жаловаться на человеческую непонятливость.

Между тем предельные модели мальтузианского типа шли вразрез с реалиями развивающихся технологий и опровергались системными расчётами, учитывающими большее число параметров. Теория самоорганизации подсказала, что внешние пределы не заданы раз и навсегда, но опосредованы переменными факторами, которые, в свою очередь, определяются творческими возможностями эволюции. Экономисты научились тоньше различать понятия и показали, как качественный рост потребления может сопровождаться снижением ресурсныхзатрат. Наконец, обнаружилось, что в истории общества, а задолго до появления людей в истории природы "пределы самоподдержания Земли" пересекались многократно и безвозвратно.

Обсуждая, когда и как это происходило, мы покажем также, что ядерная война, глобальное исчерпание ресурсов и "демографическая бомба" - вызовы XX века, с которыми планетарная цивилизация в целом справилась. Благодаря чему и смогла плавно перейти в новое столетие.

Но XXI век принёс с собой новые угрозы, которых глобалисты часто не замечают, по инерции концентрируя внимание на вчерашних проблемах. Считать новые угрозы просто продолжением прежних можно лишь постольку, поскольку история вообще является преемственным процессом. Назвать же их "ещё более" острыми и животрепещущими было бы пустой риторикой. Трудно представить себе напряжение острее, чем тот же Карибский кризис, более животрепещущие проблемы, чем радиоактивное заражение атмосферы, почвы и океана в результате ядерных испытаний или разрушение биосферы из-за экологически бездумного сельскохозяйственного и промышленного производства в том виде, в каком оно сложилось к 1960-м годам.

Наличие "в анамнезе" человечества успешно преодолённых обострений обнадёживает, но не сулит спокойствия в будущем. Серия независимых расчётов показала, что глобальная эволюция вступает в режим беспримерного по крутизне ускорения, которое должно достигнуть математического предела ("сингулярной точки") около середины XXI века. На горизонте вырисовывается фазовый переход такого масштаба и значения, какого ни человечество, ни биосфера в прежней истории не переживали. Что же дальше? Смена четырёхмиллиардолетней эволюции более или менее интенсивной деградацией общества и природы? Включение какого-либо механизма, обеспечивающего консервацию системы на пике достигнутой сложности? Прорыв к качественно новым и пока трудновообразимым реальностям?

Отслеживая аттракторы дальнейшего развития событий, условия, от которых может зависеть выход планетарной цивилизации на тот или иной аттрактор, мы используем три взаимодополняющих инструмента. Во-первых, модель Универсальной истории (мегаистории), которая охватывает максимально доступную сегодня ретроспективную дистанцию от образования атомных ядер, галактик и звёзд до постиндустриальной цивилизации. Во-вторых, синергетический метод, обеспечивающий междисциплинарное видение предмета и помогающий раскрыть комплексный механизм обострения и разрешения эволюционных кризисов на разных стадиях универсальной эволюции. В-третьих, эволюционную психологию, демонстрирующую, как неуклонно возрастала роль субъективной реальности ("ментальных факторов") в причинно-следственных связях материального мира.

Сменив, таким образом, биоцентрическую призму на последовательно эволюционную, мы увидим на Земле не только искалеченную биосферу, но и развивающуюся (через издержки и кризисы роста) антропосферу {Мы будем использовать этот термин чаще, чем близкий по значению, но ценностно более нагруженный термин ноосфера (сфера разума).} - систему качественно более сложную, в которой биота составляет одну из несущих подструктур. Мы убедимся, что экологические проблемы (включая кризисы и катастрофы) не просто выражают противоречия между обществом и природой - они всегда становились проекцией внутренних диссонансов в духовной культуре, а точнее, рассогласований в развитии человеческого разума. И что на данном этапе эволюции, как и прежде, качества разума более чем любой иной параметр системы определяют объективные пределы роста. Поэтому итоговым предметом нашего исследования станут перспективы и возможные границы сознания, мотивационных ориентиров и жизненных смыслов.

Настоящая книга продолжает исследования универсальной эволюции и её этапов, над которыми я работаю более двадцати лет [Назаретян 1991, 2001, 2008], и в ряде случаев материал прежних публикаций воспроизводится с учётом новейших достижений в различных областях науки. В Первой части рассмотрены векторы (мега-тренды), стадии и механизмы эволюции - социокультурной, биологической и космофизической, - сформулирован ряд общезначимых системно-синергетических закономерностей. Особое внимание уделено тому, как из бесконечных космических и геологических катаклизмов, затем из свободных действий, трагических ошибок и творческих прозрений складывалась удивительно строгая последовательность революционных скачков. На основании междисциплинарного обзора во Второй части обсуждаются потенциальные перспективы и пределы сознательного управления массой и энергией, пространством и временем, а главное - собственными агрессивными импульсами. Прослежены вероятные сценарии последующего развития событий, включая распространяющееся влияние разума за пределы Земли. Показано, как и какие именно сдвиги в общественном сознании могли бы стать решающим фактором продолжения не только планетарной, но и космической эволюции.

Хотя долгосрочные векторы развития, фиксируемые на протяжении тысячелетий (например, сокращение физического насилия при росте разрушительной мощи технологий), категорически опровергают расхожие сентенции о безнадёжной кровожадности человека и цивилизации, меньше всего я намерен рисовать идиллии или "дороги, ведущие к Храму": синергетический метод требует всегда отслеживать цену успеха. Знакомясь с текстом, читатель убедится, что автор и сам испытывал эмоциональное сопротивление даже по отношению к оптимальным поворотам, вытекающим из логики эволюционного сюжета. Потому что, хотим мы того или нет, действительная история - это всегда отказ от привычного и родного, и это всегда больно. И, чтобы преодолеть барьер личного пристрастия, приходится неизменно повторять (прежде всего, самому себе) максиму Гераклита Эфесского: "Не мне, но Логосу внимая"...

Но в переплетении сценариев, неизбежных жертв и возможных прорывов я ищу пространство для стратегических смысложизненных ориентаций. В книге показано, что это сегодня уже не требует мистических откровений, религий и идеологий. Что современная междисциплинарная наука, в отличие от классической, более не безразлична к ценностям, смыслам и горизонтам человеческого бытия. В естествознании, пронизанном эволюционными представлениями, разум, культура и мораль - не побочные эффекты вещественно-энергетических процессов: духовная реальность видится фундаментальным феноменом, который, сыграв решающую роль в эволюции Земли, принципиально способен стать фактором дальнейшего развития Метагалактики.
* * *

Автор один несёт ответственность за содержание этой книги. Но российские и зарубежные друзья, коллеги (многие из которых с моими выводами в том или ином аспекте не согласны) поддерживали меня в работе, регулярно снабжали новейшей литературой, критиковали черновой текст, помогая избежать концептуальных, фактических неточностей, редакционных и логических лакун. Кроме официальных рецензентов, выражаю глубокую благодарность активно участвовавшим в неформальных обсуждениях С.М. Богуславской, Л.Е. Гринину, Д. Кристиану (David Christian), И.И. Копыловой, Н.Ю. Кувшиновой, Ю.В. Любимову, Е.С. Молчановой, К.А. Назаретян, Э.А. Орловой, А.А. Пинкину, Б. Родригу (Barry Rodrigue), Э. Чайсону (Eric Chaisson). Если читатель найдёт в тексте что-либо заслуживающее внимания, то в этом неоценима заслуга моих рецензентов и критиков.

СО-сообщества: 2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа 3.0, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ.

Универсальная история, ЛИТЕРАТУРА, модель Универсальной истории, Назаретян, Мегаистория

Previous post Next post
Up