Ирина ГАЛКИНА
Хитрый маркетинг и откровенное мошенничество - вот что нередко сопровождает людей, путешествующих самостоятельно
Тренд самостоятельных путешествий в мире все более очевиден. Но уходя из туристических компаний, клиенты очень часто попадают в нестандартные ситуации, связанные с потерей денег
Невозвратные тарифы - это гений маркетинга. Это нужно было придумать, чтобы клиент платил деньги и не рассчитывал хотя бы на капельку уважения со стороны компании, услугами которой он решил воспользоваться. Первыми этот чудо-инструмент освоили авиакомпании, и - понеслось. Сегодня продают билеты, не подлежащие возврату, и железнодорожные компании, и автомобильные. А в Италии, например, большинство отелей устанавливает штраф за отмену бронирования в размере суммы бронирования! Это тоже маркетинг, приносящий громадные доходы: все финансовые потоки направлены только в одну струю.
Маркетинг KLM и других авиакомпаний, в том числе и казахстанских, - билет в оба конца. В один конец авиабилет стоит едва ли не столько же, сколько туда и обратно. Для пассажиров с туристическими целями, летящими в Амстердам или Париж - безусловно, удобный. Но для тех, кто собирается возвращаться позже, чем через полгода, эта опция заведомо убыточная. У человека пропадает авиабилет, и в момент, когда ему нужно лететь, приходится снова брать авиабилеты.
Подобных уловок очень много: все просчитано с педантичностью самого прижимистого бухгалтера. И подано в красивой упаковке под предлогом заботы о клиентах.
Онлайн-обман
Сервис eDreams.es со штаб-квартирой в Барселоне и с офисами во многих городах мира, в том числе в Москве, позволяет забронировать дешевые авиабилеты. «Летим в Краков?» - решено. Авиабилеты на двоих в одну сторону - 77,98 евро. Что и думать - очень выгодное предложение. Бронируем - чудом сохраняем скрин-шот со стоимостью и нашими данными (2 пассажира). Уфф-ф, забронировано.
Но главный сюрприз ждал впереди. Пришло письмо-подтверждение о брони: авиабилеты стоят уже 158,35 и плюс порядка 18 евро комиссия этого сервиса. Отменить бронь невозможно - деньги списаны со счета моментально.
На испанском варианте сайта вообще нет функции «Пожаловаться», нет телефонов для клиентов. Нахожу подобную опцию на московском сайте компании. Пишу претензию:
«Мне нужно отменить мое бронирование №… и вернуть сумму на мой счет, потому что в отношении меня были совершены мошеннические действия. Требую вернуть деньги на счет в полном объеме, без уплаты комиссий».
В ответ получаю отписку: меня направляют в раздел «вопросы-ответы». И все.
На тот момент я обнаруживаю, что комиссия этим сервисом снята дважды: одна из них входит в стоимость авиабилетов, а вторая, как сказано на сайте компании, служит в качестве некоего гаранта оплаты - но эти деньги не заблокированы, а сняты со счета, и, забегая вперед, скажу, что так и не возвращены.
Начинаю писать в социальные сети: «Я разочарована вашим сервисом, тем, что такая солидная компания обманывает клиентов и не принимает претензии - решения в спорной ситуации клиенты добиться не могут».
Получаю ответ только из Твиттера. Дескать, пришлите скриншщот. На счастье, он есть! Но - не помогает. С меня требуют скриншоты всех действий - ну скажите, какой клиент будет фиксировать каждое свое действие?
В общем, битва против интернет-сервиса закончилась полным поражением клиента. А службы, куда можно было бы апеллировать на сомнительные действия компании, просто нет.
Осторожно: лоукостер!
Лоукостеры - еще одна находка маркетологов. Сначала они очистили тарифы от всевозможных накруток и сервисов (например, не предусматривается багаж, бортовое питание), теперь они придумывают всевозможные фишки, за которые платит клиент. Очень часто - вынужденно, потому что, покупая дешевый авиабилет, он плохо себе представляет, в какую окончательную сумму обойдется ему путешествие.
Особенно преуспела в этом деле ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair - если вы еще не летали ее самолетами, имейте ввиду: вас ждет много неприятных неожиданностей.
Бронируя билеты в интернете (а тарифы и правда волшебные) - знайте, что это только лишь авиабилет, так сказать, входной билет. Но он недействителен без check-in, который необходимо распечатать и взять с собой в аэропорт. Регистрацию на рейс вы должны провести самостоятельно - она открывается за 30 дней до вылета и ее можно сделать не позднее чем за два часа до взлета. Если вы не знали об этом, то в аэропорту придется раскошелиться за регистрацию, которую сделает сотрудник авиакомпании. Представляете, обычный посадочный талон для пассажира, впервые столкнувшегося с подобными правилами, будет стоить… 45 евро!
Но и самостоятельная регистрация на сайте тоже подразумевает платные услуги. Пассажиру требуется выкупить место в самолете, начиная от 4 евро и закачивая 29 евро. Сервис по оплате устроен своеобразно: вам посчитают не только по 4 евро за выбор места в самолете, но и приплюсуют оплату ручную кладь - это еще 5 евро. Бесплатная регистрация открыта лишь за 4 дня до даты вылета - там уж вам достанутся разрозненные места, но за провоз ручной клади все равно придется заплатить.
Попутно на сайте предлагается множество сервисов - это своеобразные крючки, на которые цепляют клиента. Стоит только нажать кнопку, чтобы поинтересоваться, например, что подразумевает под собой услуга трансфера, насколько она будет удобной, как - вуаля - вы уже приобрели билетик. Возврату, естественно, не подлежит.
Можно только представить, сколько шальных денег достается владельцам таких сервисов!
Такой навязчивый сервис
Вообще, самостоятельные путешественники - это находка для компаний, подвизающихся где-то рядом.
Например, в Европе все больше музеев, культурно-исторических объектов, мест паломничества туристов со всего мира переходят на продажу билетов через интернет. И тут, при поиске этих билетов, нужно быть предельно внимательными - поисковые системы в первую очередь выдают коммерческие сервисы, которые занимаются продажами, но билеты там стоят в два-три раза дороже.
С сервисом далеко не европейского уровня можно столкнуться и в респектабельных казалось бы, компаниях по аренде автомобилей.
Нам в Риме, пока мы оформляли в прокат автомобиль, опытная итальянка-оператор сыпала предложениями как из рога изобилия: сегодня, дескать, акция - доплати 11 евро за сутки, и возьмешь автомобиль классом выше. Спасибо - не надо.
Купи страховку 11 евро в день, чтобы обезопасить себя от выплаты штрафа - в противном случае за незначительные повреждения придется заплатить 1 тыс. евро, а за поломку автомашины - 1900 евро. Не надо, ведь страховка уже включена в стоимость аренды авто.
Тогда еще один натиск: вам просто необходимы цепи на колеса против скольжения - 7 евро в сутки. В Италии есть закон - такие цепи должны быть в каждом автомобиле до 15 апреля! На улице плюс 19, но без цепей нельзя.
В конце концов эта итальянка оформила документы и отправила нас на стоянку. Там мы обнаружили совсем не того коня, который был заказан и оплачен, а классом ниже. Урегулировать спор не удалось - возмещение из-за класса не делают, доплатить 1 евро за класс выше, согласно ценам на сайте, нельзя.
Хорошо, что контракт разорвать можно.
Кажется, без штрафов. И на этом спасибо!
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.