Алишер МАКСУДОВ
Синдзо Абэ сказал, что он урегулирует территориальный вопрос и положит конец тому ненормальному положению, при котором 71 год спустя после войны «у нас все еще нет мирного договора». Японский лидер не сделал бы такого смелого заявления, если бы он не уловил определенные признаки того, что его дипломатическое взаимодействие с Путиным вот-вот принесет свои плоды
Онлайновая газета Japan Today опубликовала переданную из Вашингтона статью Николаса Гвоздева и Мэтью Рожански под названием «
Russia and Japan are drawing closer. Is Trump helping?» - «Россия и Япония сближаются. Поможет ли Трамп?».
В ней говорится так: «На протяжении многих десятилетий споры о принадлежности четырех островов в Курильском архипелаге препятствовали налаживанию Россией и Японией более тесных экономических взаимосвязей и урегулированию имеющихся у них противоречий, восходящих корнями к временам II мировой войны.
Япония считает российскую оккупацию островов нелегитимной. Россия полагает, что это вопрос решенный, потому что Япония сама начала агрессивного характера войну и потерпела в итоге поражение, а, следовательно, должна принимать утрату территории лишь как следствие.
Впрочем, сейчас российский президент Владимир Путин и японский премьер-министр Синдзо Абэ, похоже, становятся неожиданными партнерами в урегулировании этого вопроса в конечном итоге. Эти два националистских ястреба, возможно, окажутся в состоянии заключить соглашение, которого их более умеренные предшественники так и не смогли достичь.
Россия сейчас испытывает на себе давление от международных санкций, введенных группой стран под началом Соединенных Штатов Америки в ответ на предпринятую Москвой в 2014аннексию Крыма и оказываемую ею постоянную поддержку вооруженным сепаратистам на востоке Украины. В условиях, когда рынок спроса на сырьевые товары, в особенности на нефть, переживает длительный спад, Москва остро нуждается в инвестициях от Японии.
Япония, со своей стороны, может быть не столь уверенной в надежности предоставляемых Вашингтоном в течение семидесяти лет гарантий безопасности в свете нарастающей наступательной военной активности Китая в Южно-Китайском море.
Токио также следит за той тенденцией, которая характеризуется как широко распространенный в американском обществе скептицизм касательно военных обязательств в отношении отдаленных районов, наиболее ярко озвучиваемый сейчас республиканским кандидатом в президенты Дональдом Трампом.
Ввиду вышеуказанного характера условий для России и Японии расширение их экономических и политических связей представляется ключевым условием сохранения устойчивого баланса сил в Северо-Восточной Азии, где растущий Китай играет мускулами, а Северная Корея, по-видимому, становится все более и более непредсказуемым.
Абэ в ходе своего состоявшегося на прошлой неделе выступления в национальном парламенте заявил: «Я урегулирую территориальный вопрос, положу конец тому ненормальному положению, при котором 71 год спустя после войны у нас все еще нет мирного договора, сформирую большие возможности для японско-российского сотрудничества в таких областях, как экономика и энергетика».
Японский лидер не сделал бы такого смелого заявления, если бы он не уловил определенные признаки того, что его дипломатическое взаимодействие с Путиным вот-вот принесет свои плоды.
Путин также сигнализировал в прошлом месяце о возможности соглашения: «Мы говорим не об обмене или продаже. Мы говорим о поиске решения, по результатам которого ни одна из сторон не будет чувствовать себя побежденной или проигравшей».
Вышеизложенную информацию можно дополнить такими сведениями. Ожидается, что прорыв в обсуждении вопросов, связанных со спорными островами и заключением мирного договора, может стать возможным во время декабрьского визита лидера России в Японию. Синдзо Абэ сказал, что собирается поговорить с Владимиром Путиным на эту тему «в тихой обстановке».
Японский премьер-министр и российский президент только за последний месяц успели дважды встретиться и пообщаться. В первый раз это было на экономическом форуме во Владивостоке, а во второй раз - на саммите G20 в Ханчжоу.
«Что касается мирного соглашения, мы смогли довольно подробно обсудить этот вопрос между собой», - заявил Синдзо Абэ. А еще он, по его собственным словам, почувствовал, что «мы движемся вперед».
Но к чему в итоге удастся придти? Японская газета Yomiuri Shimbun представляет в этой связи такое видение ситуации: Токио может согласиться на передачу острова Шикотан и крошечного архипелага Хабомаи, а потом станет продолжать вести переговоры по поводу Итурупа и Кунашира. Но вопрос тут заключается в том, пойдет ли на это Россия.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.