Мёд Поэзии

Nov 12, 2023 01:18





Взято на Яндекс Картинках

И еще сказал Эгир: "Откуда взялось то искусство, что зовется поэзией?".

Браги отвечает: "Все началось с того, что боги враждовали с народом, что зовется ванами. Но потом они назначили встречу для заключения мира, и в знак мира те и другие подошли к чаше и плюнули в нее. А при расставании боги, чтобы не пропал втуне тот знак мира, сотворили из него человека. Он зовется Квасир. Он так мудр, что нет вопроса, на который он не мог бы ответить. Он много странствовал по свету и учил людей мудрости.

И однажды, когда он пришел- в гости к неким карлам, Фьялару и Галару они позвали его как будто затем, чтобы поговорить с глаз? на глаз, и убили. А кровь его слили в две чаши и котел, что зовется Одрёрир ,- чаши же зовутся Сон и Бодн, - смешали с той кровью мед, и получилось медовое питье, да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым. Асам же карлы сказали, будто Квасир захлебнулся в мудрости, ибо не было человека столь мудрого, чтобы мог выспросить у него всю мудрость. Потом карлы пригласили к себе великана по имени Гиллинг. Они зазвали Гиллинга с собою в море покататься на лодке и, лишь отплыли от берега, направили лодку на подводный камень, так что она перевернулась. Гиллинг не умел плавать и утонул, а карлы снова сели в лодку и поплыли к берегу.



Узнавши о том, великан Суттунг, сын Гиллинга, отправляется туда и, схватив карлов, отплывает в море и сажает их на скалу, что во время прилива погружается в море. Они молят Суттунга пощадить их и, чтобы помириться с ним, дают за отца выкуп-драгоценный мед. На том и помирились. Суттунг увозит мед домой и прячет в скалах, что зовутся Хнитбьерг, приставив дочь свою Гуннлёд сторожить его". Потому мы и называем поэзию "кровью Квасира", или "питьем либо насыщением карлов", или "влагой Одрёрира, Водна либо Сана", или "кораблем карлов"-ведь тот мед помог им избежать смерти на морской скале, или "медом Суттунга", или "влагой Хнитбьерга".

Тогда сказал Эгир: "Темными кажутся мне подобные обозначения поэзии. А как достался тот мед асам?".

Браги отвечает: "Есть о том такое сказание. Один отправился в путь и пришел на луг, где девять рабов косили сено. Он спрашивает, не хотят ли они, чтобы он заточил им косы. Те соглашаются. Тогда, вынув из-за пояса точило, он наточил косы. Косцы нашли, что косы стали косить много лучше, и захотели купить точило. Он сказал, что пусть тот, кто хочет купить точило, заплатит за него в меру. Это всем пришлось по душе, и каждый стал просить точило для себя. Один бросил точило в воздух, но, так как все хотели схватить его, вышло, что они полоснули друг друга косами по шее. Один остался Ночевать у великана по имени Бауги, брата Суттунга. Бауги стал сетовать на свои дела и рассказал, что девять его рабов зарезали друг друга косами и навряд ли ему удастся найти себе других работников. Один же назвался Бёльверком и взялся работать у Бауги за девятерых, а вместо платы попросил себе глоток меда Суттунга. Бауги сказал, что не он хозяин меда: мол, Суттунг один завладел им; но он готов идти вместе с Бёльверком и помочь ему добыть мед. Бёльверк работал все лето за девятерых у Бауги, а как пришла зима, стал требовать с него платы. Они отправились к Суттунгу. Бауги рассказал брату своему Суттунгу об уговоре их с Бёльверком, но Суттунг наотрез отказался дать хоть каплю меда.

Тогда Бёльверк сказал Бауги, что надо попробовать, не удастся ли им заполучить мед какою-нибудь хитростью. Бауги согласился. Бёльверк достает бурав по имени Рати и велит Бауги попробовать, не возьмет ли скалу бурав. Тот так и делает. Потом Бауги говорит, что скала уже пробуравлена. Но Бёльверк подул в отверстие, и полетела каменная крошка в его сторону. Тут он понял, что Бауги замышляет его провести. Снова велел он буравить скалу насквозь. Бауги стал буравить снова, и, когда подул Бёльверк во второй раз, каменная крошка отлетела внутрь. Тогда Бёльверк принял обличье змеи и пополз в просверленную дыру. Бауги ткнул в него буравом, да промахнулся. Бёльверк добрался до того места, где сидела Гуннлёд, и провел с нею три ночи, а она позволила ему выпить три глотка меду. С первого глотка он осушил Одрёрир, со второго - Бодн, а с третьего - Сон, и так достался ему весь мед.

Потом он превратился в орла и поспешно улетел. А Суттунг, завидев этого орла, тоже принял обличие орла и полетел в погоню. Как увидели асы, что летит Один, поставили они во дворе чашу, и Один, долетев до Асгарда, выплюнул мед в ту чашу. Но так как Суттунг уже настигал его. Один выпустил часть меда через задний проход. Этот мед не был собран, его брал всякий, кто хотел, и мы называем его "долей рифмоплетов". Мед Суттунга Один отдал асам и тем людям, которые умеют слагать стихи. Поэтому мы и зовем поэзию "добычей или находкой Одина", его "питьем" и "даром" либо "питьем асов".

Отсюда

Но это же только само сказание...А к чему оно? Как это понять?

Как раз над этим мы и стали задумываться на новом этапе обучения в Акрополе - при изучении древнегерманской мифологии.

Здесь необходимо проанализировать значение имен собственных. Фьялар означает «Прячущий», Галар - «Поющий». Одрерир - «Приводящий дух в движение», Сон - «Кровь», Бодн - «Сосуд». По остроумному замечанию Г. Бедненко, имена чаш могут означать тело человека - «сосуд крови» (тоже, кстати, кеннинг), в таком случае Мед Поэзии - это способность «приводить дух в движение», находящаяся в  теле человека.

Символический ключ:  для того, чтобы Мед Поэзии созрел и стал тем, что он есть, его необходимо было символически пронести через все слои Мира - от Змея, обитающего у корней Иггдрасиль и подтачивающего его корни до Орла, обитателя Асгарда, сидящего на вершине, символа царственности, величия, благородства, силы, мощи, одухотворенности. Через человека, в которого обратился Один в пещере Гуннлёд.

Психологический ключ:

Способность к Творению у человека «взрослеет» и преобразуется аналогично человеку. Создание Квасира можно определить как слияние бесконтрольного творчества богов природы ванов и контроля, учета законов окружающего мира, богов Воли асов, слияние принципов наслаждения и желаний с принципом реальности. Квасир может только советовать, как правильно сдела, сам создать он ничего не может, чем вызывает раздражение и озлобленность потенциальных творцов. Убийство Квасира символизирует уничтожение способности делать «как правильно» ради спонтанного творчества. «Квасир захлебнулся в мудрости».

Кто у нас карлики, или, позже, Гномы? Они способны проиводить прекрасные вещи - копье Одина, разящее без промаха, золотое кольцо то же Одина, рождающее каждые восемь дней равные по весу кольца, волшебный корабль, который можно развенуть, а можно и свернуть. Это - творчество спонтанное, без определенной цели, бессознательное...Когда же карлики, благодаря убийству Гиллинга, вступают в конфликт с великанами, они вступают в конфликт с миром взрослых, с рациональностью социального мира.

Отказ от спонтанного творчества описан в мифе как отказ от Меда Поэзии под угрозой растворения в Хаосе мирового океана, под угрозой безумия. Такое тоже бывает в человеческом мире, не правда ли? Ты рисуешь странные вещи, ты нездров, тебя нужно лечить....Кто-то сдается...«С тех пор все тянутся передо мною кривые, глухие окольные тропы (С)…То-есть, из-за отсутствия баланса между реальностью и фантазиями, из-за отсутствия ответственности за свои действия,  творчество непродуктивно и может быть легко утеряно под страхом безумия или потери любви окружающих.

У великанов же Мед Поэзии находится под гнетом из страха деструктивности собственного поведения. Великаны - изначально разрушительное начало, угрожающее миропорядикт ку. Но сам миропорядок Великаны прекрасно знают. Они вынуждены подавлять свою агрессию, в творческом плане они бесплодны.

Один не может вступать в конфликт с »контролирующим родителем« напрямую, иначе роли будут отвергнуты, поэтому он идет не напрямую, а через брата Суттнунга Бауги. Ну и - раз уж Мед Поэзии был получен изначаьно Суттунгом по закону, как плата за смерть брата, то беззаконно было бы напрямую отобрать Мед Поэзии у него. Убийство девяти косцов Бауги, представленное как их междоусобца и дальнейшай девятимсячная работа Одина на Бауг символизирует истинуу типа »без труда не вытащишь и рыбку из пруда«. Любой талант необходимо укрепить в помощью труда.

Что касается любовной связи Одина с Гуннлёд, то это единственное, что мы можем прочитать о его любовных связях. Скорее, это некая любовная инициация, котораы необходима для развития способности Творить, как Муза. Способность любить и принимать любовь - реализация Творчества, свободного от деструктивности  и вседозволенности.

Итак, как Прометей в свое время доставил людям огонь, Один принес способность творить и изменять мир. Мед Поэзии прошел ряд испытаний. Но свободны ли получившие его от этих испытаний? Вряд ли... Все повторяется снова и снова - как наверху, так и внизу. В каждом человеке Мед бродит по-своему. В том-то и дело, что нужно понять, как вести себя, как вести себя с тем Даром который дан каждому.

Как думаете, древние мифы рассказывают об этом? Легко ли это понять?

новый акрополь, #10историй, мифы, #жилабылаосень

Previous post Next post
Up