Севилья
«За мили вы видите эту готическую пирамиду, поднимающуюся над равниной, а в самой Севилье его громада доминирует надо всем городом. Он похож на гору посреди города, с маленькими дверцами, через которые входят и выходят люди - как гномы прячутся в склон холма».
Генри Мортон
Готческие храмы всегда поражают воображение. И вовсе не размерами, на мой взгляд, а тем невероятным ощущением взлета, пониманием собственных возможностей, откровением неизбежности Пути вверх-вверх-вверх, к совершенству. Настолько вдруг становится ясно, как наша жизнь во всем ее разнообразии и богатстве похожа на глухой темный лес, в котором так легко заблудиться и который на самом деле так гол и пуст. И как легко и ясно вверху - где свет, где колонны расходятся и исчезают в цветных бликах солнечного света, где этот немыслимо яркий свет зовет слиться с ним. Испанские соборы непохожи на все, которые я видела ранее, во всяком случае, южные. На мой взгляд, они уж очень перегружены всем тем, что люди поколениями от избытка чувств приносили к «ногам» Бога. Они - города в городах. Они полны камерных «междусобойчиков» с Христом и Богоматерью, и, о ужас, местами даже похожи на рынок, изобилующий ювелирными лавочками.
Севилья
Если Кордова, недолго думая, встроила свой христанский храм внутрь огромной мечети, то Севилья размахнулась, такую же огромную мечеть снесла и возвела на ее месте целую гору - Севильский кафедральный собор. Это - самый большой по площади собор Старого света. И, возможно, один из самых богатых...Сколько южноамериканского золота осело на его стенах и статуях - никто не знает.
«Мы построим храм такой прекрасный и такой величественный, что всякий, кто увидит его, посчитает нас сумасшедшими» .
Пять продольных нефов!
Севилья
Восемь ворот!
Севилья
Внутренний дворк с садом!
Севилья
Огромное количество реликвий со всего света и своих, «родных»:
Гробница Христофора Колумба - взято на Яндекс Картинках
Севилья
Севилья
Севилья
Севилья
Севилья
Если кто заинтересовался архитектурой собора и его капелл - рекомендую посмотреть
Пост, там довольно подробно описано и сфотографировано (наверняка не только там, но всего н найдешь). Нам же пришлось удовольствоваться общими впечатлениями, потому что мы сразу полезли любоваться городом на башню Хиральда - бывший минарет мечети, а последние почти восемь веков - колокольню собора, которая возвышается над городом почти на 95 метров.
Севилья
Наверх ведет череда наклонных пандусов вдоль внешней стены, по кругу:
Севилья
Севилья
Севилья
Севилья
Вокруг - сам Кафедральный собор, его крыши и башенки, а за ним - Севилья:
Севилья
Севилья
Севилья
Севилья
Севилья
Севилья
Севилья
Севилья
Севилья
Сразу вспомнила, как точно так же по кругу снимала панорамы Стамбула с Галатской башни, и мне стало чертовски жаль, что тут я не узнаю практически ничего, потому что просто не знаю. Севилью невозможно даже вкратце обойти за пару дней. Несомненно только одно - грандиозность и необычность Собора. Сразу чувствуется, что Восток тут был, и не несколько лет...Ну и, конечно, не могу не вспомнить прогулку по крыше Миланского собора - признаться, там крыша интереснее, там казалось, что ты гуляешь в компании святых, они там в огромных количествах и почти в натуральную величину....
А клуатр тут чудесный. Сразу видно, что летом тут жара ого-го. Клуатр тенистый, с фонтанчиками, с богатыми воротами..
Севилья
Отсюда мы и вывалились, совершенно офигевшие от впечатлений.
Конечно, мы практически ничего не увидели и не поняли...Мы слишком далеки от этого места - и по времени и по расстояниям. Для нас этот собор - огромная кунсткамера, необычное сочетание готики и мавританских стилей, набор удивительных скульптур и пышных одеяний невнятных символов...Поэтому я и хотела бы привести тут объемную цитату из книги Генри Мортона, известного английского путешественника и журналиста, «Прогулки по Испании: От Пиренеев до Гибралтара» (кстати, книги Мортона всегда читала с неизменным интересом, хотя они немного и устарели):
«Собор полон изысканной утвари. Южноамериканское золото, вероятно, все еще сверкает на коронах мадонн и телах купидончиков, а на retabloза алтарем, кажется, уместилось бы население средневекового городка приличного размера; но, чтобы оценить это, вам понадобится либо стремянка, либо бинокль.
Каждый год в праздник Тела Христова хористы в нарядах трехвековой давности танцуют перед алтарем под звуки кастаньет; если бы я мог выбирать, я бы предпочел увидеть этот «Танец певчих», а не знаменитые церемонии Страстной недели. Мальчики наряжаются в атласные бриджи до колен, куртки, свисающие с одного плеча, туфли с пряжками и шляпы с плюмажами - и совершают торжественное и величавое действо. Это уникальный пережиток религиозного танца, который всегда был популярен в Испании, хотя церковь немало сомневалась на его счет. Судя по тому, что я прочитал о «Танце певчих», это последний реликт таких древних балетов. Тем не менее Рим стремился его запретить, но папа Евгений IV разрешил танец, так что история продолжается - только пока живы костюмы. Говорят, чтобы поддерживать обычай, наряды хитроумно чинятся и перелицовываются, в итоге не остается почти ни лоскутка от первоначальных платьев.
Дружелюбный служитель провел меня в capilla mayorи показал серебряно-бронзовый гроб, который открывают четыре раза в году, чтобы народ Севильи мог почтить нетленные мощи святого Фердинанда, который отбил Севилью у мавров в 1248 году. Для посетителя-англичанина это одна из самых интересных реликвий Испании. Фердинанд III был внуком Элеоноры, дочери Генриха II Английского. Она вышла замуж за Альфонсо VIII Кастильского. Дочерью Фердинанда была Элеонора Кастильская, супруга Эдуарда I, которая, как известно любому школьнику, отсасывала яд из руки мужа, когда того ранил кинжалом асассин в Святой Земле. Она стала матерью маленького принца Уэльского, которого представили вождям кланов Уэльса на щите в Карнарвоне, и ее безвременная смерть побудила скорбящего мужа поставить цепь погребальных крестов, которая заканчивалась на Чаринг-Кросс.
Непривычно сознавать, что в Эдуарде II было столько испанской крови, которую он передал Эдуарду III и, таким образом, Черному Принцу и Джону Гонту. Кампания Черного Принца в Испании в защиту лишившегося трона Педро Жестокого становится полностью понятной, когда мы обнаруживаем, что он сражался за права семьи своей прабабушки.
- Пойдемте, - пригласил прислужник, - я покажу вам еще кое-что.
Он провел меня вниз по мраморным ступеням в маленький склеп, или panteon, под алтарем, где священные реликвии и человеческие останки лежат, заключенные в красивые гробы и стеклянные футляры, под светом электрических ламп. Прислужник указал на маленькое распятие из слоновой кости, которое святой Фердинанд всегда брал с собой в битву, и мы осмотрели гробы и ларцы, многие из которых снабжены ярлыками, словно музейные экспонаты. Здесь я нашел две маленьких шкатулки, перевязанные официальной красно-желтой лентой. В одной - кости Педро Жестокого, а в другой - единственной женщины, которая имела на него влияние, его метрессы Марии де Падилья.
Она была матерью нескольких детей, в том числе Констанции, которая вышла замуж за Джона Гонта, и Изабеллы, жены Эдмунда Лэнгли. Как я уже говорил, кровь этих женщин перешла в Англии к Эдуарду IV, Ричарду III и, через Елизавету Йоркскую, к Генриху VIII и Елизавете. Поистине сложно представить тонкую струйку этой страстной испанской крови в Королеве-девственнице! С испанской стороны линия продолжилась через Хуана II и Энрике IV к Изабелле и далее, через ее дочь Хуану, к Габсбургам.
Когда Мария де Падилья умерла, Педро созвал особое собрание кортесов в Севилье и объявил, что они с Марией были давно и законно обвенчаны. Свидетелями этого брака он назвал своего капеллана, канцлера и брата Марии. Архиепископ Толедский принял клятвы свидетелей, и король со своей мертвой метрессой были объявлены мужем и женой, а их дети - законными. Я прочел на этикетках посмертных шкатулок доказательство того, что Мария де Падилья была названа esposa, то есть супругой, Педро. Это решение случайно также стало узакониванием двоеженства, так как Педро сочетался браком с Бланкой де Бурбон, уже будучи женат на Марии де Падилья!
- У вас есть поговорка о скелетах в шкафу? - спросил я прислужника.
Но он меня не понял.
Констанция была всецело предана отцу, и одной из причин брака с Джоном Гонтом явилось то, что он мог стать мстителем убийцам Педро. Фруассар говорит, что, когда Джон Гонт и Констанция привели английскую армию в Испанию, чтобы отобрать корону Кастилии, Констанция воспользовалась первой же возможностью найти останки своего отца, которые выкопали и перевезли в Севилью «и там наидостойнейше захоронили»; впрочем, это вряд ли подтверждается шкатулкой с костями в маленьком склепе под алтарем.
- Вы когда-нибудь слышали историю большого рубина, который Педро Жестокий отобрал у короля Гранады? - спросил я прислужника.
- Конечно, señor, все в Севилье знают о большом рубине.
- А вы знаете, что дон Педро отдал рубин Черному Принцу и теперь камень находится в короне Англии?
Прислужник удивился и решил, что я все придумал.
- Это правда?
- Истинная правда. Вы можете увидеть его в любой день, если посетите сокровищницу британской короны в лондонском Тауэре.
Думаю, он засыпал бы меня вопросами, если бы в этот миг на его лице внезапно не проступило волнение, и со словами: «Быстрее, señor, надо идти!» - он не побежал бы вверх по лестнице. Мы едва успели: хор и каноники уже занимали места на coro".
Может быть, не совсем честно половину поста передирать у англичанина....Но мне-то что тут близко? Из всей истории Европы хоть приблизительно тех времен я могу вспомнить разве что историю Анны Ярославны. А вот как сплетены истории Англии и Испании - все равно интересно. Если кто-то против таких обширных цитат и вовсе не хочет тут Генри Мортона -маякните:)))
Кому понравилось путешествовать вместе с нами - может начать читать с начала:
Как вообще все это в голову взбрело (
планы)
Продолжение поездки -
из сказочного Стамбула в волшебную Андалусию Природа Андалусии
на знаменитой Камина-дель-Рей Белые деревни и города Андалусии -
Ронда Город, которого всегда будет мало -
Севилья