Отшельничество, аскетическое отречение от мирской жизни по различным убеждениям, как правило, религиозным, практиковалось во все времена и во всех религиях.
Известны отшельники Сераписа в Египте, ессеи в Иудее, терпевты (иудеи) в Египте (Александрия), саддху (Индия), ямабуси (Япония, буддизм), неоплатоники.
Особенное развития отшельничество получило у христиан. Прообразом первых христианских отшельников являются Илия-пророк и Иоанн Предтеча, также большое значение имеет история 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. Изначально для удаления от цивилизации было два мотива - преследование первых христиан римскими властями и идея греховности мира и спасения в отказе от его соблазнов.
Первым христианским отшельником считается Павел Фивейский, уроженец Фив, который был вынужден уйти в пустыню от гонений римского императора Деция и прожил в пещере на склоне горы, по преданию, 91 год. Датой его смерти традиционно считается 341 год.
Первые монастыри были образованы в Нитрийской (Скитской) пустыне в Вади-Натрун - пустынной долине на западе от дельты Нила (Ливийская пустыня). Например,
Св. Аммоний († 350), в день бракосочетания уговоривший жену принести обет целомудрия, удалился с нею в
Нитрийскую пустыню и основал там колонию монахов. Они не имели общего устава, и каждый отшельник сам определял своё правило и жизненный уклад, хотя по субботним и воскресным дням они вместе собирались в храме для богослужения и наставления.После арабского завоевания в 614 году большинство монастырей было разграблено и разрушено и сейчас там сохранилось только 4 монастыря (самый известный - Макария Великого).
Сирийские отшельники довели аскезу до крайности, полностью отказавшись от ручного труда и посвятив всю жизнь непрерывной молитве, ведя странствующий образ жизни. В Палестине отшельники, наоборот, привязывались к одному месту, как правило, пещере, благо, пещер в этой местности хватает с избытком.
Зародившись в египетской пустыне, отшельничество к 5 веку распространилось на Палестину, Сирию, Малую Азию, Каппадокию, Армению, Галлию, Италию и Испанию. Впоследствии в западном христианстве отшельничество сошло на нет и сохранилось только в восточном.
Место, про которое я хочу рассказать, находится на западном берегу реки Иордан. Вади Кельт - вади, большую часть года пересохшее русло ручья, которое тянется от Иерусалима на восток, до Иерихона. Вдоль вади тянется древнейший римский акведук, снабжавший водой Иерусалим и Иерихонскую долину.
В свое время тут проходила единственная дорога из Иерусалима в Иерихон, по которой почти две тысячи лет проходили паломники (к монастырю Каранталь и к Вифании). Несмотря на то, что на дне вади как минимум три источника, такие путешествия были отнюдь не легкими. Летом температура в этих местах переваливает за 45 градусов, обезвоживание наступает мгновенно. И сбиться с дороги без воды означает смерть. Вдоль всего вади стоят кресты, помечающие дорогу паломникам.
Поскольку это - Иудейская каменистая пустыня, русло находится практически в ущелье, стены которого тысячи лет разрушались ветром и водой и содержат в себе множество расщелин. В них-то и селились отшельники. При необходимости пещера расширялась, потом туда делалась веревочно-деревянная лестница, а после того, как отшельник удалялся в эту пещеру, лестница сбрасывалась вниз. Оставалась лишь веревка с привязанной к ней корзинкой. Проходящий мимо путник мог положить туда «что-то животное» - хлеб или финики, или емкость с водой, а отшельник поднимал это к себе. На этом общение с внешним миром и заканчивалось. Если корзинка оставалась неподнятой, значит, отшельник ушел из этого мира.
Иногда отшельники проводили все дни в одиночестве и молитвах, но раз в неделю собирались на совместную трапезу и молитву, иногда объединялись в монастыри и жили по какому-либо уставу - в кельях или пещерах при монастыре.
На таком месте, бывшем местом совместных трапез пяти сирийских монахов-отшельников, в пятом веке Иоанн из Козива - Хозевит (монофисит - из тех, кто считает, что Иисусу присуща только божественная природа) основал монастырь, посвященный Св.Деве. Позже в монастырь был принят Георгий с Крита. В 614 году персы вырезали всех монахов, а самого Георгия ослепили, чтобы зрелище резни было последним, что он увидел в этой жизни, и он, слепой похоронил всех мертвых монахов у монастыря, а сам скончался в 620 году. С тех пор монастырь носит имя Георгия Хозевита. В девятом веке возникло христианское предание, что в пещере монастыря жили какое-то время Иоаким и Анна (родители Марии). Также, согласно Библии, в пещере в этих местах три с лишним года укрывался Илия-пророк: «И было к нему Слово Господне - пойди отсюда и обратись на восток, и скройся у потока Харафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню. Пошел и остался у потока Харафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил" (3Цар.17:2-6). По правде сказать, на территории Израиля полным-полно пещер, где прятался Илия-пророк, и еще больше - пещер, где останавливались Дева Мария с младенцем по пути из ЕгиптаJ Но дело, конечно, не в истине, а в символическом значении места.
После захвата этих мест арабами Цалах-Эд-Дина в 1187 году монастырь был разрушен и восстановлен только в 1878-1901 годах по настоянию греческого монаха Калиния (похоронен там же, в монастыре), российское правительство принимало немалое участие в восстановлении.
Монастырь состоит из трех частей - верхней пещере-крипте Илии-пророка, средней - церкви Девы Марии, с криптами Св.Иоанна и Св.Георгия(мозаичный пол сохранился с византийских времен, с двуглавым орлом - гербом Палеологов), и нижней, где похоронены сирийские монахи, основатели монастыря.
За исключением последних 30 лет, монахи в монастыре жили не только в кельях, но и обособленно, в пещерах, связанных с монастырем только корзинами с веревками.
Фока в своем “Сказании” пишет: “За этим монастырем (св. Евфимия С. Б.) есть пространство, примерно в двенадцать
миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь
Хозива, нечто для рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в пещере служат келиями для монахов, и самый
храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются
от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета
стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей,
и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу.
С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя”.
Для нас, верующих в большей или меньшей (как правило, в меньшей) степени туристов, все эти осмотры достопримечательностей обычно не вызывают каких-либо глубоких эмоциональных и душевных откликов. Те времена так далеко, а жизнь так изменилась, что крайне сложно прожить тот опыт, будучи самими собой. Разве что такой же зной, и те же камни, практически «до нуля» смягченные организацией современных экскурсий. Хотелось бы привести воспоминания человека, общавшегося с последним «пещерным» отшельником Вади Кельт и пережившим невероятный опыт «чуда» - открытия мощей этого самого отшельника. Может, это хоть как-то приблизит нас к пониманию Чуда.
Архимандрит о.Пантелеймон, духовник монастыря св.Преображения в г,Бостон, США, (инициатор и участник открытия мощей св.Иоанна Румынского) пишет:
Дорогие отцы, я люблю все пустыни, давшие приют нашим Отцам прежних времен, но особенно я люблю пустыни Палестины, где странствовал и жил наш Спаситель, где Он плакал и молился, освященные Его присутствием. Думаю, что из всех этих пустынь я более всего люблю Хозеву, - потому что по ней так много раз проходил наш Спаситель, там Он останавливался, молился и пребывал, - люблю ее, потому что там ввзывал слепой при дороге в Иерихон, люблю ее из-за великого Илии Тесбитского и Иоакима Праотца, подвизавшегося и молившегося в монастырской пещере, из-за всех этих кротких и богоугодных Отцов, святых Георгия и Иоанна Хозевитов, св. Феодора Галатского из Сикеона, которого воспитал святой Великомученник Георгий, и всех дававших приют Отцам, жившим, боровшимся и упокоившихся или принявших мученическую кончину в монастыре и в сотнях пещер, устроенных в скалах. Думаю, что в весьма немалой степени я люблю Хозеву из-за святого Иоанна Румынского - проще говоря, это место было единственным, где я встретил живого пустынника и посетил его пещеру.
Когда брат Менас наконец добрался до святых мощей, он позвал меня и я поднял доски, укрывавшие святые мощи от камней и цемента. Я увидел авву Иоанна, укрытого в зашитую ризу. Я преисполнился благоговения и попросил брата Менаса снять ризу. Он сделал это без труда, так как со времени похорон прошло уже 19 лет. Брат Менас сказал, что борода и руки аввы Иоанна были целы. Я заглянул в гроб и убедился в этом, я открыл лицо и узнал авву Иоанна. Это было то же кроткое и благородное лицо, что я знал 22 года тому назад. Глаз аввы Иоанна уже не было, но его лицо, нос, губы усы, борода - все это было цело. Его черты лица были по-прежнему узнаваемы. Я стоял в благоговейном страхе. Я попросил брата Менаса снять покров с груди аввы Иоанна - грудь была цела. Мы сняли покров с ног, - в основном это были кости очень красивого желтого оттенка, но все они были на своем месте, так как их удерживали сохранившиеся сухожилия вплоть до обутых ступней. Я попросил Брата Менаса попробовать приподнять авву Иоанна, чтобы посмотреть, не отделиться ли какая-нибудь кость. Брат Менас приподнял авву Иоанна, но ни одна кость не отделилась. Авву Иоанна можно было поднять целиком, как святых Спиридона Дионисийского, Герасима, Иоанна Русского и св. мать Ирину.
Итак, дорогие отцы, какой-то страх овладел мной и стоял в пещере в безмолвии. Все мысли покинули меня и я был подобен утратившему голос, зрение, или слух, будучи объятым великой тишиной. Я не зная, плакал ли я или нет. Когда я присутствую при подобном явлении, или являюсь свидетелем чуда (потому, что в таких случаях Слава Божия проявляется во всей своей силе), мной овладевает этот священный трепет и я не чувствую ничего вокруг, даже самого себя. Это подобно ослепляющему свету, вспыхивающему во мне и заставляющему забывать все вокруг. Я не теряю сознание, просто мной овладевает священный трепет, и я немею. Безграничная тишина - какое то смешанное чувство покоя, тихой радости и страха переполняет меня, и я стою в безмолвии - свидетель Славы Божией. Обычно я даже не плачу - хотя иногда это и могло случаться. Я просто стою с горящими глазами, как будто бы пораженный - в сознании, но подобно отсутствующему - меня здесь нет. Обычно такое состояние длится мгновение, иногда дольше, если мерять нашими временными рамками. Когда я снова обретаю чувства вместе с эмоциями и мыслительной силой ума, то первое чувство, которое я испытываю, это ужас, да именно так: УЖАС. Затем я начинаю воздыхать и скорбеть. Я настолько ясно осознаю свою греховность, что полностью сокрушаюсь под тяжестью моих грехов и начинаю рыдать в острой тоске.
1979 год
Суть чуда в том, что плоть не истлела, а мумифицировалась без какой-либо обработки. Причем, объяснить это только климатическими условиями сложно, поскольку все монахи в тех краях хоронились примерно одинаково (и не только монахи). Тело помещалось в пещеру, нишу или склеп и замуровывалось на определенный срок, как правило, на три года. После этого ниша, склеп, открывались, кости извлекались (плоть, включая связки, к тому времени уже разлагалась) и вся семья, поминая покойного добрым словом и вспоминая его заслуги, очищала кости, промывая их вином или уксусом, что время было почти одно и то жеJ Отсюда весьма в искаженном виде до нас дошло выражение «перемыть косточки».
Описание открытия мощей св.Иоанна Румынского:
http://palomnic.org/heritages/pz/ivan_rosa/6/Описание жизни св.Иоанна Румынского:
http://pravicon.com/info-2488 Если задуматься над отшельничеством как над явлением, то ясно, что, как и везде, все определяется целью. Большинство словарей определяет отшельничество как житье «отдельно от жилого или населенного места» «РАДИ СПАСЕНИЯ ДУШИ», то-есть, из религиозных соображений, и вне религиозных соображения - лишь «в переносном смысле».
Причем, если изначально уход от мира мог быть из чисто практических соображений, от вполне материальных гонений, то позже стал восприниматься исключительно как уход от мира ради максимального приближения к Богу. Истинное отшельничество предполагает любовь к миру, укрепление через страдание и муки своего духа для усиления своих молений за людей, живущих в миру. Тем самым, отшельничество существенно отличается от ухода «от мира» из соображений психологического комфорта - при выходе из сложных жизненных ситуаций, в случаях этнической или культурной несовместимости, из политического противостояния. В случае достижения определенного состояния «близости к Богу» отшельник может покинуть свое уединение и служить миру - исцелениями, утешением страждущих.
Поскольку материал готовился для показа фотографий из Израиля друзьям из школы Новый Акрополь, то я выбирала не только из своих фотографий, а сама я фотографирую из рук вон плохо, но и дергала их из Интернета, в результате чего все перемешалось, и я уже не могу определить, где чье. Вынуждена просить прощения у авторов фото, если присвоила их...А также - большое человеческое спасибо. Потому что места интересные, чем больше людей увидит хотя бы фото, тем лучше.