разговор с сестрой

Mar 27, 2014 16:09

есть вещи которые так естественны и нормальны для тебя и удивительны для других. Разговаривали с сестрой на днях и она мне говорит "Всегда завидовала твоему умению учиться - самой организовывать процесс, самой искать информацию, ставить себе цели, остановиться если надо или копать дальше... Я так не могу, мне надо что бы все было организованно, курсы какие-нибудь...".
И я тут задумалась, а почему так вышло? Почему при одинаковых условиях все вышло так по разному?
Сначала разбиралась с условиями.

Не такие уж они и одинаковые оказались!
Я научилась читать в 4 года, сама. Подбегала к маме с книжкой, спрашивала "а это какая буква? а это? а вместе как?" и убегала дальше. Ну а потом, как сейчас помню, сижу на горшке у бабушки, читаю газету, бабушка меня спрашивает в шутку что же там написано, а я ей в ответ читаю статью. Статья была коммунистическая-бравурная, подведение результатов работы какого-то завода. Помню бабушкину челюсть на полу) И с тех пор я читаю всегда, везде и много. Только с рождением ребенка я стала делать это меньше, так как не хочется упускать это счастье. Сестра же читать училась уже в школе, ей всегда было не очень интересно, буквы знала, но особого интереса не выказывала, соответственно, ни кто и не тянул. А мне все было интересно, я трясла маму на самые разнообразные вопросы, читала книжки, благо дома была прекрасная библиотека, да и покупалось мне много этого добра по возможности.

Потом так получилось, что мы уехали в Монголию, отец военный. И так так получалось что ходить в школу было не куда, соответственно, мама, видя мой огромный интерес, и не смотря на то что мне всего 6 лет, занималась со мной дома по школьной программе 1-2 класса. Прожили мы в Монголии не долго - 6 месяцев, а потом Россиия вывела свои войска, и мы оказались в Забайкалье - 300 км от Читы, тайга, короче места куда Макар телят не гонял. Крошечный дивизион на 12 квартир, рядом две деревни, в одной из которых школа. Туда я и пошла в первый класс.

Помню как пришли с мамой подавать документы, поговорили с учительницей, она меня поспрашивала и маме говорит, "ей будет скучно в первом классе, ей бы во второй, но директор не разрешит, не любит он это дело, давайте я лучше ей буду дополнительные задания давать". Мы с мамой посовещались и согласились, так как очень уж нам сама учительница понравилась, а если бы решили идти во второй класс, то там бы другая была, с ней мы тоже разговаривали, но она нам не глянулась.

Маленькая деревянная школа, на два класса, с большой русской печью, деревянные парты с крышками и подставками под чернильницы. Класс был человек 12, это с дивизиона и обеих деревень. Нормальных было 3 человека - сын учительницы математики старших классов, которую распределили в одну из деревень, дочка военного который женился на местной и жил в деревне и я. Деревни, где все были уже друг-другу как минимум троюродными братьями и сестрами, страдали от нехватки свежей крови, откровенно говоря, вырождались. Помню был мальчик который писал под себя до 3 класса, помню их деформированные ушные раковины и туповатые лица, но добрые были и не конфликтные.

Учитальница моя, как и обещала, давала мне постоянно кучу заданий, мне не надо было ждать пока все остальные ответят, так и жили. Я с самого начала очень любила математику, и не очень русский) Почерк отвратительный, рука не успевает за мозгом, следовательно много описок и глупых ошибок. Любила чтение, но я к тому моменту читала уже более серьезные книги, хотя с удовольствием обсуждала прочитанное в классе по школьной программе, очень любила рассказывать стихи с выражением. То есть почти личный преподователь, ей тоже было приятно и интересно со мной заниматься. Жили душа в душу)

Сравнивая мою первую учительницу и первую учительницу сестры, понимаю что по мимо разных человеческих качеств было еще много различий. Одна - деревенская учительница, а в деревне учитель большой, уважаемый человек, их всего две на начальную школу, и нет никакой конкуренции и лишней бумажной волокиты, и в своей деревне она может все что хочет делать, другая - городская, периода перестройки, когда все потерялись, куча не нужной бумажной работы ( у меня тетя работала учительницей начальных классов в школе где училась моя сестра, я знаю о чем говорю), подковерные интриги - кому быть учителем года, когда и как получать категории и тд и тп., ни каких вольностей, все по программе... Я ее очень хорошо помню, уставшая женщина, уже не любящая свою работу.

Вот и получается, что так как я рано начала, и попала в добрые руки которые не отбили у меня интереса, то училась я уже не в школе, а сама. В школу ходила, но занималась там больше своими делами, или пообщаться с теми преподавателями кто был мне интересен. Я много школ сменила, благодаря отцовской профессии, и в каждой была пара вменяемых и интересных.

Сестра недавно рассказала случай со своего 1го сентября, о котором я и не знала. Как я уже говорила, она пошла в школу где наша тетя работала учительницей младших классов, так вот тетя сказала моей сестре что надо выучить стих про 1 сентября, и когда учитель спросит кто знает стих про 1 сентября надо поднять руку и ее спросят, так вот - выучила и  не спросили. И такая обида в ней зародилась и желание учить еще что-то отбилось. Глупость, а с какими последствиями!

Дальше все было уже логично, мне учиться нравилось, я, обычно, получив учебники тут же прочитывала самые интерсные - история и алгебра, по литературе - я обычно уже все читала что надо было прочесть, но интересно было писать сочинения и обсуждать и, опять же, читать стихи. Русский не любила, учителя прощали мне мою безграмотность, за заслуги по литературе, и очень жаль что не попалась мне та которая смогла бы зажечь во мне огонь интереса. Химией я занималась сама и до того как она началась в школе, там меня ни чему новому не научили. Были конкретные дыры - по английскому, так как он номинально был, но обычно учитель болел, физике - самая истеричная и тупая преподовательница в моей жизни, географии - серебрянная медалистка моей личной премии тупых учителей. Очень любила я алгебру и геометрию, но тут очень разные преподаватели попадались, и хорошие и не очень, с одной помню возник конфликт на пустом месте, я прорешала учебник за неделю, положила ей тетрадь на стол и сказала что буду рада пообщаться, когда она все проверит. Она как не странно успокоилась и отстала, вспоминала про меня лишь на контрольных. Хотя дело было, я думаю, в том что я ездила, и весьма успешно, на олимпиады, и ей это было выгодно, я же "каГ бЫ" ее ученица.

И было много разных школ и учителей, и в 11 классе наступило мое личное счастье в виде Физ-Мат-Школы при НГУ. Школы где я не была самой умной) очень полезный и новый опыт) школы где преподавали университетские преподаватели, по сравнению с школьными "белками в колесе" это было как на Луну попасть!
Я помню свое первое занятие по математике, где учитель начал с того что сказал нам что ему совершенно не важно соблюдаем ли мы правила оформления (задача-ответ-дано-3 клеточки от туда-4 клеточки от сюда-рисунок номер 1....) ему важен ход наших мыслей! Я полюбила его с первого слова)) он сказал что не важно чистая ли работа, смело зачеркивайте все, говорил он, если понимаете что пошли по не правильному пути, не стирайте ни чего, просто зачеркивайте и идите дальше, даже не правильное в этом случае вам поможет, не пойдете еще раз тем же путем и сможете позже понять что было не так! забудьте про линейки и транспортиры! это же не черчение!
надо ли говорить, сколько крови моей было выпито обычными школами по вопросу оформления работ! И каким бальзамом на мою душу пролились его слова! а потом был год счастья и радости!
но это уже отдельный разговор.
И только мы с сестрой поговорили, как на одном ЖЖ канале я наткнулась на изумительный рассказ одной мамы, которая еще те перестроечные вермена не побоялась домашнего обучения для своих детей, у нее и сайт есть, но он почему-то не открывается у меня free-kids.ru, видимо из-за не простой обстановки в стране.
  1. http://uspevai-s-detmi.livejournal.com/701765.html
  2. http://uspevai-s-detmi.livejournal.com/701984.html
  3. http://uspevai-s-detmi.livejournal.com/702297.html
мое обучение, хоть и не было на столько домашним, но гораздо ближе к нему чем к стандартному школьному.
и мы с сестрой сошлись на том, что очень благодарны маме за то что она всегда была на нашей стороне, и каждую любила такой как есть, без сравнений.

Мысли вслух, школа, Мама, домашнее обучение, сестра, ФМШ

Previous post Next post
Up