"Архнадзор" раскритиковал проект реставрации станции метро "Аэропорт"
3 апреля 2017 г.
http://www.newsmsk.com/article/03apr2017/ne_aero.html Moscow-Live.ruОдин из лучших образцов советского ар-деко - станция метро "Аэропорт" - в ближайшее время может лишиться исторического облика. Как сообщается
на сайте движения "Архнадзор", столичный департамент культурного наследия принял решение согласовать "проект реставрации и приспособления" вестибюлей станции, выполненный ООО "Бюро А495", который предусматривает практически полное уничтожение подлинного декоративного оформления, сохранившегося со времени ее открытия в 1938 году.
При реставрации станции предлагается полностью заменить каменную облицовку ее вестибюлей. Демонтажу подлежат белый мрамор "Коелга", мрамор узбекского месторождения "Газган", мраморный оникс "Агамзалу", черный диабаз, розоватый прохоро-баландинский мрамор, армянский оливково-черный мрамор "Давалу" и мраморовидный известняк месторождения "Биюк-Янкой" (последний, по сведениям сайта
Палеометро.ру, столь богат окаменелыми моллюсками и кораллами, что делает станцию "Аэропорт" одной из первой в московском метро по видовому разнообразию окаменелостей).
Частичному уничтожению подвергнутся и редчайшие по степени своей сохранности деревянные кассы с латунными перегородками: проектом предусматриваются замена латунных деталей и "воссоздание" деревянных. Неясна также судьба подлинных оконных и дверных заполнений: несмотря на то что окна и двери входных групп полностью сохранились, в проекте также говорится об их "воссоздании".
Столь серьезное вмешательство в облик памятника обосновывается, по мнению проектировщиков, утратой "эстетического вида природного камня" и неудовлетворительным техническим состоянием деталей интерьера: в итоге подлинный интерьер памятника собираются заменить новоделом, а планируемая замена подлинных латунных перегородок вовсе не обосновывается. Таким образом, эксперты легализуют не только массированную замену подлинных деталей интерьера на новые, но и изменение материалов отделки вестибюлей, подобное произошедшему на станции "Маяковская" в 2000-е годы.
По словам защитников старой Москвы, в результате работ единство вестибюлей и перронного зала станции как целостного произведения архитектуры будет разрушено замена отделки вестибюлей разделит памятник на три чужеродных друг другу пространства. "Не исключено, что в дальнейшие планы Метрополитена входит и ремонт перронного зала, способный привести к полному уничтожению архитектурного памятника", - отмечается в заявлении "Архнадзора". К тому же ранее департаментом были отклонены шесть аналогичных проектов, также выполненных ООО "Бюро А495".
В частности, Мосгорнаследие не согласилось с возможностью демонтажа уникального мрамора на станции "Белорусская" Замоскворецкой линии и полного уничтожения облицовки вестибюля и перронного зала на станции "Белорусская" Кольцевой линии, а также проекты "реставрации и приспособления" вестибюлей станций "Павелецкая" Замоскворецкой линии, "Площадь Революции", "Охотный ряд" и "Кропоткинская". "Можно констатировать, что в случае, если на станции "Аэропорт" будут проведены работы по согласованному Мосгорнаследием проекту, Московское метро понесет крупнейшую утрату со времен уничтожения подлинного интерьера станции "Маяковская" в 2000-е годы", - заявляют активисты, отмечая, что станция "Аэропорт" по сей день не получила охранного статуса, оставаясь всего лишь "выявленным" памятником.