Шейхова Мариян, победитель конкурса «Золотая строфа - 2010»

Apr 14, 2011 17:46

Мариян Шейхова - псевдоним. Подлинное имя - Муслимова Миясат Шейховна. Псевдоним сложился из имени прабабушки и отца. Так Мариян подписала свои две поэтические книги: «Наедине с морем» - в 2009 году и «Диалоги с Данте» - в 2010. Ранее, в 2006 году, вышла первая книга стихов, посвященная бесланской трагедии, - «Ангелы во крови». Псевдоним выбран для поэтических книг в связи с тем, что Мариян хорошо знают в республике как публициста, победителя всероссийского конкурса им. А. Сахарова «За журналистику как поступок», лауреата республиканской премии «Золотой орел» в номинации «Защита прав человека», как чиновника, некогда возглавлявшего информационно-аналитическое управление президента. Поэтому, чтобы избежать инерции восприятия и обеспечить ее свободу читателю, а себе - свободу самовыражения, Шейхова создала новый образ.


Мариян филолог по образованию, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Дагестанского государственного университета, зам. министра образования и науки Республики Дагестан. Стихи всегда были ее страстью, но долго не позволяла себе их писать - филология как профессия задает высокую планку в литературе. Но когда поняла, что без стихов уже невозможно дышать, махнула на себя рукой. Пишет. На себе ощутила правоту О. Мандельштама: «Поэзия - это ворованный воздух».

Как Вы узнали о конкурсе «Золотая строфа»? Сомневались или сразу решили участвовать?
Узнала из Интернета. Сомневалась, но рискнула.

Каждый участник наверняка думает о победе. Вы надеялись на чудо или были уверены в своих силах?
На победу я не рассчитывала, но силы свои проверить хотела. Я несколько лет веду свою странице на сайте «Стихи ру», нашла круг прекрасных авторов, их суждения и оценки помогли мне в поэтическом становлении. Толстые литературные журналы сегодня стали своеобразной сектой, куда ни пробиться, ни дозвониться¸ там свой круг признанных, который они расширяют неохотно и, на мой взгляд, в случае рекомендации своими же авторами и авторитетами. Когда я вошла в перечень финалистов первого этапа, меня это уже успокоило: достаточно было факта признания, что моя поэзия может вызвать интерес, чтобы поверить в собственные силы. А победа- это большая неожиданность: слишком мои произведения, как мне казалось, далеки от востребованных профессионалами или широкими читателями стихов, слишком свободно должно быть жюри в своих решениях. Больше, чем победа, меня порадовала беспристрастность жюри и серьезное внимание к творческой манере каждого автора, несмотря на огромное количество участников. Это огромный труд, спасибо.

Насколько для Вас важна публикация в альманахе «Золотой строфы»? Печатались ли Вы где-либо еще?
Приятно быть среди тех, кого считают достойными публикации, но не скажу, что для меня это было очень важно, так как боюсь, что альманахи чаще всего читают только сами авторы. Печаталась в журналах «Дружба народов», «Дарьял» и др., в «Литературной газете», в республиканских и северокавказских изданиях.


Целый год вы ждали результатов конкурса - и победили! Как Вы отреагировали на это известие? С кем поделились в первую очередь?
Я настолько не ожидала, что даже получив письмо от организаторов конкурса с информацией об итогах, не открывала его два дня, потом любопытства ради открыла и… Думала, может, опечатка - открыла сайт конкурса, да нет, так и есть.

Думаю, что своевременная новостьJ С одной стороны, на мою последнюю книгу много очень добрых отзывов, вплоть до высказываний о «рождении нового большого поэта», с другой стороны, есть скепсис и критика от тех, кто больше задет моей журналистской деятельностью или дерзостью замысла («Диалоги с Данте»). Поскольку эта критика звучала от ценителей поэзии на страницах моего блога, я первым делом этой новостью поделилась с читателями живого журнала. Так что благодарю за поддержку, мне она была очень кстати. Добавлю, что к критике я отношусь весьма благожелательно, но не приемлю, когда она звучит как слово верховного главнокомандующего в поэзии.

Были ли у вас когда-нибудь мысли, что ваши стихотворения не заслуживают внимания? Если да, то, как вы преодолевали себя?
Конечно, были. Преодолевала тем, что потребность писать и все-таки наличие определенного вкуса к литературе, к которой я причастна и в силу профессии, помогали отделять истинную критику от субъективности мнения, потому что источник поэзии был не во внешних устремлениях, а во внутренней моей жизни.

Что вы посоветуете тем, кто боится выставлять свои работы на конкурс?
Иногда этот страх оправдан - за ним уважение к слову, к поэзии. Но участие в конкурс - хороший повод для саморефлексии и расширения круга читаемых авторов. Хотя, надо сказать, победа в любом литературном конкурсе - дело относительное, поэтому особых иллюзий по этому поводу питать не надо. Есть внешнее признание, а есть уверенность в себе при отсутствии признания. Хорошо, если произойдет совпадение, но это нечастое явление в литературе. Тем более, в современной.

Настоящий поэт может писать «в стол»? Или обязательно нужна оценка творческой деятельности?
Думаю, что может. Но это вынужденное, неестественное состояние, от которого проигрывают и общество, и автор. Если автор получает отзвук своим стихам, если реализовывается его потребность быть услышанным, если он получает адекватную оценку своей творческой деятельности, то дыхание его поэзии усиливается. Ему не придется тратить свои душевные силы на переживания, сомнения. А с другой стороны, эти переживания могу быть источником нового взлета поэзии. Так что нет здесь однозначного ответа.

Как Вы начали писать? Кого можете назвать своим «учителем» в литературе?
Начала в школьные годы, были стихи и в студенчестве, но если можно не писать, зачем этим заниматься? Так я замолчала на долгие годы. А когда мне было уже что сказать, поэзия вернулась. К тому же мне очень повезло: у меня был Учитель в литературе и в науке, кумир студенчества на филологическом факультете ДГУ, Бог поэзии - Самсон Наумович Бройтман, ученый с большим именем. Он не учил писать стихи, он учил читать их. А это стоит большего.

Как Вы думаете, что больше движет авторами, публикующими свои произведения на интернет-порталах: удовлетворение творческих амбиций, жажда славы, желание поделиться своими мыслями, мечты изменить чью-то жизнь?
Авторы разные, и стремления у них разные. И удовлетворение творческих амбиций, и потребность диалога с читателем, потребность, которую можно реализовать сиюминутно, и просто желание общения с людьми, близкими тебе по духу и интересам. К тому же в современной литературе это самый короткий путь к читателю.

Откуда берется мода на ту или иную литературу? Как вы думаете, писатели пишут то, что требует публика, или публика читает то, что пишут писатели?
Моду на случайное и на подлинное создают люди, у которых облегчен доступ к информационному пространству, к влияющим на процесс лицам, люди, у которых достаточно собственной напористости и изобретательности, люди, которые обладают авторитетом в той или ной области. Но я не приемлю понятия «мода на литературу». Это всё окололитературное. Литературный процесс богат и разнообразен. Есть писатели, которые пишут на потребу публике, есть, которые пишут на потребу читателю. Публика читает то, что соответствует её вкусам или вкусам авторитетной для нее среды. Так что это дело выбора каждого. Там, где государство не ставит своей целью поддерживать настоящую литературу, на плаву в определенный период оказывается серость, пусть и рядящаяся в яркие одежды, со временем подлинное все равно получает свое признание, но облегчить путь такой книги к читателю - задача в немалой степени самих профессионалов, проводников культуры, работающих в разных сферах.

По вашему мнению, насколько значим конкурс «Золотая строфа» в современном мире литературы?
Он достаточно авторитетен, хотя, на мой взгляд, только набирает обороты, надеюсь, что значимость будет возрастать.

Может ли творчество быть на заказ? То есть, является ли настоящим творцом тот, кто пишет по графику и за деньги?
Как-то трудно с этим согласиться.

Творческий путь какого поэта вам запомнился больше всего?
Осипа Мандельштама. Это мой любимый поэт и прозаик.

Посоветуете ли Вы своим друзьям по перу принять участие в конкурсе? Будете ли сами участвовать?
Начинающих друзей по перу у меня нет, но интересующимся, молодым поэтам рекомендую.

Думаю, что участвовать не буду. Надо расступаться перед новыми авторами, чтобы услышать их.

Что можете пожелать участникам 2011 года? Что посоветуете организаторам для улучшения конкурса?
Участникам конкурса посоветую удачи, веры в свои силы, требовательности к себе, интереса к окружающим, к другим участникам проекта. Убеждена, что это демократичный, реальный, настоящий конкурс без заранее известного результата, что здесь работают подвижники, знающие и любящие Слово.

Организаторам пожелаю более жестких требований для отбора публикаций в альманахе, продумывания новых форм работы с авторами и читателями, не ограничиваясь сферой интернет-общения, и, конечно, успеха в работе, роста популярности конкурса, выхода на более масштабный уровень влияния в сфере поддержки литературы, развития духовной жизни общества, его культуры.

Поскольку жюри особо отметило цикл о Пиросмани, предложу Вам еще стихотворения из цикла, выберете сами :)

Пиросмани Праздник Святого Георгия
Какой холодной белизной ночь измеряет жажду духа...
Разбитой вдребезги казной цвет утешает бедность слуха.
Святой Георгий, в дом без кровли прими смирение овец,
Рука с хлыстом и рог воловий - пастух, гонец или отец?

Белый к белому идет,
Тайна к небу кротко льнет,
Бричка с матушкой моей
Свадьбы сельской веселей.
На соседней крыше в белом
За столом она сидела,
Там по-прежнему невесты
Стерегут пустое место,
Мальчик в белом за спиной -
Не гадайте: мой, не мой…
У стены по лестнице
Пустота невестится

Какой продрогшей желтизной день укрывает память тела,
В руинах воздух нарезной, в глазницах - зУбчатая стела.
Святой Георгий, в чистом поле поднимет руки мой отец,
Разбойник то ли, воин то ли - над ним поклонится, как жрец

Черный к черному идет,
Черный белого убьет,
Кони будут в стороне
Грезить в желтой пелене.
За холмами ищет пес
Теплый след овечьих грез,
Белый конь и черный конь
Греют отчую ладонь.
Здесь погасла, там зажглась
Света призрачная вязь.
Белый храм, колокола,
День и ночь, как два крыла…

Какая алая печаль в застольном роге расплескалась!
Коль недопитое не жаль, то переполненное - малость.
Святой Георгий, в дальнем поле трава нескошена, чиста,
Моя ли боль, твоя ли радость - сиянье белого листа?..

Пиросмани Да здравстуите хеба солнаго человека

Да здравствует хлебосольный человек!
На скатерти его ожиданий
Соль вырастает до солнца.
Лучи погружаются в пену
Туманных волнений утра.
Кланяюсь новому дню.

Махаробели, махаробели
Овцы с травинкой во рту оробели.
Алая лента, на черном- трава.

Да здравствует хлебосольный человек!
Олень на кончике взгляда
Испариной чует утро.
По обе стороны двери
Зияет белая скатерть.
В поклоне немеют уста.

Махаробели, махаробели,
Сердце овечки бьётся форелью.
Ручка кувшина тепла.

Здравствуй, хлебосольный человек!
Солонка на скатерти белой
Последнее слово знает.
Сына встречай и помни:
Вкус поменяют вИна.
Кланяйся новому дню.

Махаробели, махаробели
Землю веселым напитком согрели.
Просят ладони хлеба.

Сладко ли быть травою
И расстилаясь в вечность
Встретиться с саблей ветра?
Чашей бездонного блюда
Небо дождинки кормит.
Ах, как хлеба всходили…

Махаробели, махаробели
Горы под тяжестью снега осели,
Махаробели...
____
Махаробели - (груз.) вестник радости

победители, интервью

Previous post Next post
Up