Интервью с членом жюри международного поэтического конкурса «Золотая строфа - 2011» - Дмитрием Т

Apr 06, 2011 09:44

Литературный, критик, выпускник филологического факультета СПбГУ, интересуется главным образом современной русской прозой. Из поэтов последнего времени ценит Елену Шварц, Дмитрия Пригова, Льва Лос. В свободное время любит поиграть в компьютерные игры из детства, леденцы на палочке и журнал «Максим». Дважды входил в Большое жюри литературной премии «Национальный бестселлер», при этом ни разу не голосовал за друзей, знакомых и проч. (хотя можно было), но всегда - за тех, кто казался Дмитрию наиболее достойным. «На современную русскую литературу смотрю с оптимизмом: сначала скопище бездарностей и полуталантов, как это всегда было и будет, выиграет первый раунд, зато потом им наваляют и они умрут в безвестности, преданные забвению, осмеянию и позору. Подлинные же таланты победят, пусть даже эту победу признают за ними посмертно».



Конкурс «Золотая строфа» проводится уже в третий раз. Многие критики считают его одним из самых успешных и удачных поэтических конкурсов. Вы согласны с таким мнением?
Если учесть, что для большинства участников конкурса это чуть ли не единственный способ в случае победы заявить о себе и получить непредвзятую оценку экспертов, то конкурс нельзя не признать полезным, а может быть и уникальным.

Вы вошли в состав жюри только в этом году. С чем было связано Ваше решение?
Мне предложили войти в жюри, и мне показалось это хорошей возможностью составить представление о современной любительской поэзии.

Как Вы оцениваете состояние современной поэзии?
Ответить на этот вопрос мне не так-то просто, потому что я в основном специализируюсь и интересуюсь современной прозой. Но я думаю, что тенденция такова, что сейчас по-настоящему талантливых поэтов должно быть немногим больше, чем, например, в Серебряном веке, если исходить хотя бы из большего числа образованных людей. Другое дело, что и обнаружить их труднее, ибо - кто же в наше время не пишет стихов? Одно о современной поэзии могу сказать точно: хороший поэт - это в моем представлении «не тусующийся» поэт, потому что в гуще литературной жизни хороших поэтов, кажется, или вовсе нет, или ничтожно мало.



Где современным любителям поэзии черпать информацию о новых авторах? На каких ресурсах - и электронных, и печатных - знакомиться с их творчеством?
Я не особо в курсе, но на слуху Вавилон.ру; на Опенспейс.ру очень ценят и оперативно обозревают поэзию. Полезно также следить за книжными поэтическими сериями.

На Ваш взгляд, что может повлиять на развитие современной русскоязычной поэзии? Какой эффект можно получить от проведения таких конкурсов, как «Золотая строфа»?
На развитие современной поэзии ничего не может повлиять, кроме тех нескольких десятков гениев, которые сейчас, вероятно, рассыпаны в русскоязычном пространстве. Поэты эти наверняка одиноки и вряд ли поняты, потому что литературная среда ориентируется на средний уровень и выделяет, прежде всего, средних авторов. Хотелось бы пожелать этим неизвестным мне людям больше сил в их борьбе, а литературе - чтобы их тексты не оказались потерянными.
Главный смысл конкурса «Золотая строфа» вижу в моральной поддержке лучших авторов, которые смогут почувствовать, что они оценены. Однако хочу обратить внимание: даже в рецензиях на победителей, за которых я голосовал, я старался указывать на недостатки, потому что всегда нужно стремиться писать лучше, а останавливаться на достигнутом - верная гибель для литератора.

Сейчас вовсю набирает обороты конкурс 2011 года, число участников растет на глазах. Как Вы считаете, почему не угасает интерес к конкурсу?
Я думаю, это происходит потому что у многих людей есть неистребимая потребность в духовной жизни, помимо устройства своего быта.

На что комиссия обращает внимание при отборе работ? Как определить, какое стихотворение достойно внимания читателей?
Талантливое стихотворение обычно видно по первым строчкам. Дальше речь идет о техническом мастерстве, о школе. Поскольку большинство участников конкурса - непрофессиональные поэты, я обращал внимание на талант, ощущаемый интуитивно. Поэтому главным для меня был не абсолютный уровень стихотворения, а тот уровень, до которого мог бы развиться автор, участвуя в литературной жизни и приобретя школу, словом, став профессионалом.

На Ваш взгляд, судить поэтические произведения проще, чем прозу?
Судить о поэтическом произведении во многом сложнее чем о прозе, потому что хорошее стихотворение организовано сложнее прозы. С измерительной линейкой к нему не подойдешь. Нужно иметь слух, чтобы услышать то, что слышит сам поэт. Когда мы имеем дело с гениальным поэтом, то и читателем, чтобы его оценить по достоинству, нужно быть гениальным.

Как Вы думаете, можно ли сделать открытияв поэзии в наше время? Или все уже придумано классиками до нас?
Я думаю, что открытия можно сделать даже в языке, что уже говорить о поэзии - в поэзии тем более. Но скорее всего эти открытия будут незначительными по сравнению с поэтическими открытиями прошлого (по степени того нового, что они дадут). Поэтому настоящий талант, на мой взгляд, может быть интересен и без открытий, сам по себе.

Что вы можете пожелать авторам, которые еще только планируют принять участие в конкурсе «Золотая Строфа»?
Никаких профессиональных советов в столь сжатой форме я дать не смогу. Поэтому я бы порекомендовал проверить свои работы с точки зрения орфографии и постараться отформатировать текст так, чтобы его было удобно читать. Стыдно работать со словом и не знать при этом простейших правил русского языка на уровне средней школы.

Как Вы считаете, нужно привлекать внимание читателя формой или содержанием стихотворения? Или идеальный вариант - сочетание того и другого?
Содержание, поданное в традиционной форме, это хотя бы кое-что. А вот пустая якобы «новаторская» форма это просто ничто, меньше чем ничто. Поэтому, радуясь и ценя в первую очередь форму, я все же предложил бы обратить больше внимания не содержание. Форма - роскошь, без нее читать произведение может быть скучно. Без содержания же произведение попросту бессмысленно.

Много ли вы знаете стихотворений наизусть?
Десятка два-три наверное. Многие, правда, не целиком, отрывками.

Чего, на Ваш взгляд, не хватает отечественной литературе для полноценного развития? Или вы с оптимизмом смотрите на ее настоящее?
Современной отечественной литературе не хватает массового обеспеченного читателя. Успехи современной литературы (прозы), на мой взгляд, не меньше классической литературы XIX века, и при определенной поддержке превзошли бы достижения прошлого. Но для этого нужен читатель, который мог бы покупать дорогие книги. То есть нужно общее повышение уровня жизни.
Кроме того, главный враг современной литературы - это «средний писатель для среднего читателя», которых никогда еще, кажется, не было так много, как сейчас.

Какие методы продвижения начинающих авторов Вы считаете наиболее эффективными?
Первый, и главный, шаг - достижение высокого профессионального уровня. Когда это сделано - нужно заводить знакомство с известными писателями, которые полюбят ваши произведения и по мере сил постараются вам помочь (просто потому, что когда-то им тоже помогали, да и вообще из любви к литературе). При этом надо понимать, что в современной ситуации можно оставаться неизвестным - и при этом хорошим автором - очень, очень, очень долго.

Какие темы наиболее актуальны для современных авторов? Или все классически: любовь и страдания?
Для любого автора актуально изжить свои жизненные переживания. Однако настоящий профессионализм начинается тогда, когда не сюжет ставится на службу психотерапии, а пережитое ставится на службу сюжету.

Когда Вас просят стать членом жюри литконкурса или «посмотреть пару стихов», каковы ваши чувства: «Опять читать кучу скучных творений» или «О! Может быть, найду что-то интересное!»? Оправдываются ли обычно ожидания?
Мне было интересно в первую очередь узнать, чем и как живут люди, пишущие стихи на русском языке. Примерное представление я составил, и этот опыт меня, безусловно, обогатил.

интервью, жюри

Previous post Next post
Up