Представляю вашему вниманию интервью с одним из членов жюри нашего поэтического конкурса -- доктором филологических наук, поэтом Юрием Орлицким.
СПРАВКА:
Юрий Борисович ОРЛИЦКИЙ
филолог, литературтрегер, поэт
Родился в 1952 году
Доктор филологических наук (1993)Щ, профессор.
Жил и работал в Самаре, докторскую диссертацию защищал в Москве в МГУ. Специалист по истории и теории русского стиха, преимущественно XX века, автор капитальных трудов «Стих и проза в русской литературе» (2002), «Динамика стиха и прозы в русской литературе» (2008), а также около 700 статей и публикаций, в том числе связанных с творчеством Г. Алексеева, Г. Сапгира, И. Холина и других поэтов конца XX века. С конца 1990-х живет и работает в Москве, главный редактор журнала «Вестник гуманитарной науки». Куратор московских фестивалей верлибра (16-й прошел в 2009 году).
В.: Юрий Борисович, каково, на Ваш взгляд, место и роль современной поэзии в современной жизни нашего общества? Книги издаются микроскопическими тиражами и в розницу практически не поступают. Широкая общественность совершенно не знает пишущих сейчас авторов. В шестидесятые годы все знали Евтушенко с Рождественским, а сегодня среднестатистический россиянин с трудом припомнит в лучшем случае три фамилии современных поэтов. Можно ли сделать вывод, что поэзия умерла как общественное явление и осталась уделом узких профессионалов?
Ю.О.: Поэзия шестидесятых годов бала в первую очередь не столько поэзией, сколько общественным явлением. В то время читали стихи потому, что это была единственная отдушина для выражения свободолюбивых чувств. Но это - не главная функция поэзии, скорее - философии или публицистики. Однако сложилось так, что в брала ее в России на себя именно поэзия. Поэтому нечего хвастаться заполненными стадионами любителей поэзии. Эти люди любили не поэзию, они просто ходили послушать тех, кто может сказать больше, чем они, о господствующем режиме. К литературе это явление не имеет никакого отношения.
Тираж в 200 экземпляров вовсе не является микроскопическим. Это вполне приличный тираж для хорошего поэта. Тиражи, которые выпускались в советское время, буквально через 3 года уходили в макулатуру, буквально все, кроме произведений 3-4 авторов.
Поэзия - это искусство для немногих. Теперь поэзии стало много, много авторов, среди них есть хорошие и плохие. Сейчас, по моему мнению, действительно хороших авторов человек пятьсот насчитать можно точно. А еще несколько тысяч, которые тоже пишут, не всегда хорошо, но и не обязательно плохо.
В.:Что можно сделать, чтобы повысить роль и значимость поэзии в жизни современного общества? И надо ли что-то делать?
Ю.О.: Современное общество - это абстракция. Поэзия предполагает некую внутреннюю сосредоточенность, философскую настроенность. А к ней готовы не все.
Поэзию нельзя заставить полюбить всех. Она дана не каждому, и не каждый может ее оценить. У поэзии нет широкой огласки, поэтому поэты живут своей жизнью, творят свои произведения, в том числе и великие.
Уже давно в современном мире нет поэзии в ее традиционном понимании, каким оно было раньше, в бумажном виде. Сейчас все чаще это практика турне, выступлений, конкурсов, фестивалей. Мы немножечко отстаем, но в этом нет ничего плохого. Таковы современные реалии.
В.: То есть конкурс «Золотая строфа» -- как раз отражение этих современных реалий - актуальная форма существования современной поэзии? Считаете ли Вы, что мероприятия, подобные конкурсу «Золотая строфа», популяризируют поэзию, заставляют людей активнее участвовать в литературном процессе и тем самым способствуют повышению роли поэзии в жизни людей?
Ю.О.: Я считаю, что такие конкурсы, разумеется, нужны. Потому что, во-первых, они позволяют познакомиться с разными авторами, просветить себя в том числе. Прочитать не только себя, но и других. Даже если текст другого автора плох, то на его примере можно научиться, что бы самому не делать подобных ошибок.
Во-вторых, такой конкурс хорош для авторов, живущих в глубинке. Те, кто не знает пути проникновения в литературу - их обретает.
В-третьих, то, что авторы получают возможность опубликовать свои произведения, в любом случае хорошо.
Конкурсы рассчитаны на узкий круг читателей, не надо строить иллюзии, что каждого автора прочитает хотя бы несколько сотен человек. НО ведь в свое время и Пушкина читало не больше!
Если конкурс приносит пользу хотя бы самим участникам, то это уже очень хорошо.
Конкурс «Золотая строфа» представительный, может быть один из самых представительных, поэтому он нужен, полезен.
В.: Что, по-Вашему, сегодня нужно делать человеку, который пишет стихи, чтобы сделать карьеру поэта? В чем она на Ваш взгляд - карьера поэта?
Ю.О.: Карьеры поэта не существует. Если человек собирается заниматься литературной деятельностью, он должен найти себе какой-то конкретный литературный труд, которым он будет заниматься: например, писать романы, детективы, сценарии и т.д., то, на чем можно заработать.
На стихах не зарабатывал в жизни ни один приличный поэт. На стихах карьеру не сделаешь. Человек это делает для себя.
Но при этом быть или стать поэтом нельзя, им человек рождается. Если человек поэт, то рано или поздно это проявится.
В.:Есть большое количество стихов, и у всех этих поэтов есть читатели и почитатели. Но не все из этого можно назвать литературой. Где грань между литературой и не литературой? Между поэтом и графоманом?
Ю.О.: Этих граней, с моей точки зрения, нет. Все это плавно перетекает одно в другое. К тому же все исторически меняется. Например, если какого-либо автора Серебряного века не ценили тогда, то сейчас его издают в академическим виде, с комментариями. А сейчас авторов гораздо больше.
Из-за того, что граница между поэтом и графоманом подвижная, ее каждый может легко перейти, с моей точки зрения. Человек может писать очень плохо, а потом начать писать хорошо. Но часто бывает наоборот. Поэтому многих графоманов называют поэтами, и на оборот - не надо обращать на это особого внимания.
Поэтому много конкурсов, в том числе и международных, строятся по такому принципу, когда на конкурс присылают по несколько работ от одного автора. Для того, чтобы оценивать не человека, а его творчество. Один стих у него может быть плохой, а другой очень хороший. И любой талантливый человек может написать очень плохое стихотворение. Поэтому должны состязаться стихи, а не люди.
В.: «Золотая строфа» очень демократичный конкурс: участие может принять любой желающий, независимо от места жительства, возраста и национальности. Таким образом, в конкурсе очень жесткая конкуренция. Жюри выбрать лучшего из тысячи людей очень трудно, т.к. все стихи не имеют определенной тематики. Хорошо ли такие критерии конкурса или их следует изменить, с Вашей точки зрения?
Ю.О.: Это очень хорошо, что нет рамок и ограничений. Можно отобрать лучшее. А если все стихи написаны на одну тему, то, скорее всего, лучшего вообще не будет. Особенно если люди специально будет писать к конкурсу. Стихи должны идти от души. Люди должны выбрать свое лучшее и присылать на конкурс.
Публиковать можно все. Но при этом выбирать только лучшее. Я считаю, что это абсолютно правильно.
Тоже самое и с возрастом. Я считаю, правильно, что жестких критериев у нашего конкурса нет, что люди присылают не по одному стихотворению.
Конкурс «Золотая строфа» - один из фильтров. Хороших фильтров. Одни авторы могут показаться широкой публике, чтобы кто-то, кроме их близких, познакомился с их творчеством. А для талантливых поэтов это шанс и найти своего издателя.