Миллиард, который мы про...

Nov 23, 2014 18:07

Оригинал взят у shel_gilbo в Миллиард, который мы про...
Я не часто пишу материалы с обобщением своей консалтинговой практики, но сейчас у меня появился повод. И дали этот повод не постоянные мои клиенты, а множество кандидатов в клиенты новые. В последнее время желающих стать моими клиентами вдруг стало больше. Блоггер Богемикус (http://bohemicus.livejournal.com/2014/08/04/) утверждает, что моё имя стало вдруг модным, хотя сам я склонен был считать, что наплыв клиентов связан скорее с объективной ситуацией в СНГ (кандидаты повалили с б/Украины и РФ).

Объективная ситуация стала ясна профессиональным экономистам года с 2007го. После краха ФРСовской финансовой модели и перехода к инструменту последних времён - количественному смягчению. На своих семинарах 2008-2009 годов я объяснил динамику перехода к новому режиму рынков, описав его в терминах нисходящей стадии кондратьевского цикла (хотя возможны и другие модели с близкими прогнозами динамики).
С 2009 года РФ вступила в предсказанную мной тогда фазу проедания накопленного за тучные годы жирка. Проедание это шло не в форме прямого присвоения корпорациями стабфондов, а во взятии на ту же сумму частных кредитов под госгарантии (то есть под залог стабфонда). К 2012 году сумма этих кредитов сравнялась с размером заложенного в бумаги США и Франции госзапаса ликвидности, после чего стало ясно, что остановка роста неминуема.

[ЖМИ СЮДА]Все экономисты, которые знакомы со статистикой, - и я, и Хазин, и Делягин, и Глазьев, и Пайдиев - стали говорить о спаде уже в 2012, когда официальная статистика ещё показывала рост в денежном выражении (за счёт коррекции исчисления инфляции), а физическая статистика перевозок, производства базовой продукции уже ушла в минус. Кроме того, начало спада в мировой экономике (особенно замедление Китая) позволило нам уверенно предсказать по фундаментальным основаниям падение нефтяных цен (они теперь будут колебаться относительно более низкой отметки), а значит - крах бюджета (о нём я много говорил в 2013 на нашем с Хазиным семинаре на Кипре). Ну и моё простое предсказание, что курс рубля к доллару будет прямо пропорционален ценам на нефть с лагом в 4 месяца - скорее даже не предсказание, а просто достойное капитана очевидность утверждение.

Ответ на вопрос, что делать на нисходящей волне в эпоху угнетённой конъюнктуры, я давал ещё на семинарах 2008-2009 года, на всех последующих семинарах, на вебинарах цикла «Бизнес», даже на конференции логистов в сентябре 2013 в Котке, видео моего выступления с которой активно гуляло по сети. Ответ простой - диверсификация бизнеса для снижения зависимости от страновых рисков.
Первая волна - наиболее дальновидных представителей бизнеса СНГ - последовала этому совету ещё в 2009. Вторая волна начала о чём то догадываться после бурной имитации политической жизни в РФ в 2011-2012 годах. Наконец, третья волна начала чесаться после обвала котировок рубля в начале 2014 года и последовавшего после этого пиара о страшных западных санкциях.

Поскольку спад и прочие кризисные эффекты мы предсказывали задолго до санкций, крымнаша и майданизации б/украины, психически здоровым людям придётся признать, что эти факторы к делу отношения не имеют, а имеют к нему отношение те фундаментальные факторы, на которых наши сбывшиеся прогнозы основаны. Понятно, что пиар с санкциями понадобился Кремлю лишь для того, чтобы отвести внимание публики от истинных причин происходящего и таким образом сохранить управляемость. Фейковость санкций доказывает тот факт, что они вносят или оправдывают те ограничения, которые Кремлю пришлось бы внести самому, исходя из требований экономических реалий. Причём Кремлю не всех желательных санкций удалось добиться: без ограничения продовольственного импорта невозможно было свести платёжный баланс 2014 года, а ЕС вводить их отказывался наотрез, так что Кремлю пришлось их… ввести самому. Жизнь оказалась богаче даже самых смелых фантазий Сорокина и Пелевина…

Кремлёвский пиар насчёт ужасающих санкций заставил осознать перспективы даже тех, кто напрочь отказывается верить фактам и статистике и привык полагаться на мнение экспертов-телепузиков и прочих дискурсмонгеров Кремля. У кого-то процесс образования извилин был запущен подсчётом убытков от первой наибуллинской девальвации, кого-то - от второй, а кого-то ждут ещё третья, четвёртая и окончательное набиуллово с блокировкой счетов. Процесс образования извилин отразился в статистике оттока капиталов из РФ (как известно, его максимум пришёлся на те месяцы, когда санкций ещё не было).

Если ты вывозишь капитал на Запад, то имеет смысл для начала познакомиться с описанием основных ошибок снговых горе-капиталовывозюкивателей, которые я дал в своих лекциях http://worldcrisis.ru/crisis/1145344. Правда, сей раздел при редизайне сайта был засунут Акопянцем на какой-то шестой или седьмой уровень меню, так что докопаться до него теперь может только очень настойчивый человек, но при принятии судьбоносных решений настойчивость в формировании адекватной картины реальности только приветствуется. После ознакомления с лекциями разумно было бы взять консультацию о том, как помянутых там ошибок не совершить в текущих конкретно-исторических обстоятельствах. А после принимать решение.

Вместо этого наш человек действует с точностью до наоборот. Сначала вывозили капиталы, потом начинались проблемы, потом находили их описание в моих лекциях, и только после этого прибегали за консультацией с криком «Шеф, усё пропало!» и требованием срочно разрулить все понаделанные глупости. Разрулить, конечно, можно любую ситуацию, но за последние полгода ко мне пришло осознание, что в очередной раз мои представления о человеческой природе оказались излишне оптимистичными.

Как действует представитель среднего бизнеса, принимая решение «валить» (то есть устраивая привычный аврал вместо плановой диверсификации)? Разумеется, он уже имеет опыт «работы с заграницей» в виде оффшорных юрлиц и схем, обслуживающих их лоеров и хранящих сбережения «на чёрный день» банков. Понимания, что этот опыт совершенно неприменим к ситуации системного обустройства на новом месте, разумеется, нет.

Прежде всего, нет понимания взаимосвязи между решениями из разных, казалось, бы сфер жизни. Нет понимания, что решение о выборе направлений инвестирования прямо зависит от того, где ты собираешься жить, решение о выборе банка неизбежно связано с решением о том, где учиться твоим детям, решение о выборе лоера зависит от того, как ты видишь перспективы своего будущего ухода от дел и т.п. Отсутствие понимания связанности всех этих вещей приводит к тому, что нету стратегического системного видения своего вписывания в новое общество. Нет даже понимания, что ты делаешь на самом деле.

Как результат - принимается куча противоречащих друг другу решений, поручаемых разным лоерам и банковским консультантам. Сумма этих хаотических решений быстро формирует клубок противоречий, которые далеко не всегда разрешимы.

Когда я разъясняю человеку, что все проблемы возникли от того, что он не осознал нового уровня задач и поэтому обратился не к тем людям и не с теми пожеланиями, он удивлённо спрашивает: а разве были другие варианты? А разве существует формат обслуживания, который решает проблемы комплексно, а не через лоеров и приват-банкинги? Почему же нет никакой рекламы этого формата?

И тогда приходит время спросить мне: а видел ли где-то уважаемый клиент рекламу колбасы, которую некий фермер привозит барону Ротшильду? Или настоящих вин, которые пьют только знатоки? Или продажи участков в кооперативе «Озеро»?

Как я объяснил в http://worldcrisis.ru/crisis/1147664, в реальном мире рекламируют только колбасу для населения. Хорошую колбасу следует искать самому. И кто ищет, тот находит средство решения своих проблем.
Мне приходится рассказывать клиенту о существовании такой формы, как Семейный офис. Это - структура, которая осуществляет комплексное управление ресурсами семьи. Семейный офис может быть создан для конкретной семьи, имеющей семейный бизнес и желающей одновременно вписываться в новую среду и выстраивать систему дистанционного управления бизнесом. В случае, если бизнес партнёрский, может быть сформирован мультисемейный офис…
Вы не слышали о таком формате? Вы нигде не видели его рекламы? И не увидите. Те, кто работают в таком формате, очень разборчивы в выборе клиентов.

Впрочем, реклама рано или поздно появится. Есть же реклама… приват-банкинга :). Взрослый человек понимает, что у приват-банкинга не может быть рекламы по определению, поскольку настоящий приват-банкинг ищет не количества, а качества клиентов - и поэтому у него другие процедуры поиска клиентов. Но в конце прошлого века, когда о существовании такого формата как приват-банкинг узнал массовый лох, для него тут же сварганили «колбасу для населения»: публичные банки сделали формат вежливого обслуживания богатенького буратины, и стали рекламировать оный как «тот самый првиат-банкинг». И теперь буратины, будучи клиентами публичных банков, свято уверены, что обслуживаются приват-банкингом, даже не имея представления, что этот термин значит у взрослых людей.

Или ещё пример. В прошлом веке, пока ещё была жива княгиня Меттерних, вина из её рейнского поместья пользовались большим уважением знатоков. Раз в год у княгини был приём, который был событием для нашего гессенского и пфальцского бомонда. Впрочем, нынешняя Германия весьма демократична, и в остальное время на виноградники могли приехать все желающие, так что знатоки закупали эти лучшие на Рейне вина.

В конце концов информация об этом эксклюзивном вине стала достоянием лохов. Княгиня померла, а виноградники захлестнул хадж бюргеров, желающих приобщиться к жизни аристократии. Вскоре брэнд был выкуплен, широко разрекламирован, и теперь вы можете в каждом супермаркете Европы видеть бутылки с этикеткой «Фюрст Меттерних» и пойлом пролетарского розлива внутри.

Есть пример и из моей практики. Лет 15 назад я сделал интернет-вариант «Школы эффективных лидеров». Контент проекта составили комплексно подобранные инструменты личностного роста и материалы, повышающие эффективность оного. Понятно, что вместо рекламы в проекте была система презентации и отбора подходящих кандидатов (контрэлиты) с серьёзными механизмами отсева и мотивационными барьерами для вступления в Клуб. Система уже 15 лет продолжает работать, надёжно отбирая нужный контингент. Но лет 10 назад стали появляться юные дарования, которые стали объяснять, что Гильбо ничего не понимает в рекламе, не применяет современные американские технологии и даже те механизмы манипулирования и продвижения, которым учит в той же ШЭЛ. Продвинутые юные дарования быстро пришли к очевидной истине: есть ли в проекте контент, клиент узнаёт ПОСЛЕ того, как купит. Следовательно, если вложить 100% усилий в оголтелую рекламу и не тратиться на контент, то можно срубить с лохов грандиозные бабки.

И тогда пошла реклама интернет-обучения и личностного роста. Парабеллумы и мрочковские, бизнес-молодости и академии виннеров - сотни пародий на ШЭЛ с агрессивной рекламой и полным отсутствием внятного контента заполонили Рунет. Так появился инфобизнес. И только ШЭЛ продолжала презентовываться строго в рамках моей рассылки. Лох идёт на инфобизнес косяком, обламывается там и скулит. Инфобизнес выполняет функцию санитара леса - он отсеивает лоха.Если лох случайно узнаёт о ШЭЛ, он тут же заявляет - «у вас такое же наипалово, как у всех инфобизнесменов» и отваливается. Проходит фильтр лишь тот, кто способен увидеть одно малюсенькое различие - отсутствие рекламы и наличие контента. И когда я получаю (каждую неделю в среднем) восторженное письмо очередного окрылённого прозрением лоха, который мне разъясняет, что если я буду рекламить как парабеллум, то с моим-то контентом срублю в сто раз больше, я спрашиваю беднягу: а если бы Парабеллум тоже знал способы более эффективного и быстрого заработка, стал бы он возиться с инфобизнесом?

Все эти примеры нужны для иллюстрации простого правила: если вам рекламируют приват-банкинг, коллекционное вино, личностный рост, семейный офис и прочие эксклюзивности - это значит, что вас держат за лоха и собираются всучить что-то другое, лоху положенное. То, что реально необходимо Вам по жизни, Вам придётся искать самому.

В начале этого года, когда повалил поток желающих стать моими клиентами по консалтингу, я взял за правило подсчитывать, сколько про…бал данный господин на незнании некоторых существенных фактов и приплюсовывать к общему итогу. Мало кто из обратившихся стал моим клиентом - кого то я отправил к коллегам, кого то ещё куда-то, но каждый из них внёс вклад в общий итог про…нного в этом году бабла.

Сегодня общий счётчик перевалил за миллиард евриков. По этому случаю я и решил написать этот пост.


Экономика, ПЕРЕПОСТ

Previous post Next post
Up