Виктор Имантович Алкснис
Очередная беда произошла в Мурманске. Причем по мистическому совпадению она произошла в День моряка-надводника.
Там затонул один из крупнейших в мире плавучих доков ПД-50. Он был построен в 1980 году в Швеции на верфи Gotaverken Arendal по заказу ВМФ СССР. Длина 330 м, ширина 67 м, грузоподъемность 80 тыс. т. Предназначен для ремонта крупных надводных кораблей и подводных лодок. Именно в нем ремонтируются крупнейшие надводные корабли ВМФ РФ - авианосец проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов" и тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 "Петр Великий". В него был помещен корпус АПЛ "Курск" после подъёма со дна Баренцева моря. По словам специалистов, еще в 90-х годах оборудование дока было сильно изношено и вызывало претензии контролирующих служб.
ПД-50 затонул при выводе из него нашего единственного авианосца "Адмирал Кузнецов".
"...Плавдок частично затонул, упали краны, по предварительной информации, пострадали четверо сотрудников завода, им оказана медицинская помощь»,- сообщил собеседник ТАСС. Позже источник агентства уточнил, что плавдок затонул полностью.
По информации агентства «Северпост», три человека получили ранения, один пропал без вести. С территории судоремонтного завода были эвакуированы около 70 человек.
Самое печальное заключается в том, что у нас на Северном флоте не осталось доков, в которых можно производить ремонт крупных надводных кораблей типа "Петр Великий". А без ремонта кораблей флот существовать не может. Очевидно док будут пытаться поднять со дна и отремонтировать, но это дело не одного дня. Почему же довели этот уникальный объект до такого состояния, что он утонул? Почему он не содержался в надлежащем состоянии?
Опять - денег нет, но вы держитесь? Опять - она утонула?
Зато мы проводим лучшие в мире Олимпиады, Универсиады и чемпионаты мира по футболу.
UPD Думаю,что подъем дока это не самая главная проблема. Док был построен в Швеции и все оборудование и механизмы на нем шведские. В связи с санкциями помощь Швеции в восстановлении дока маловероятна. Тем более, что док использовался нашим военно-морским флотом. Мы же своими силами изготовить все необходимое оборудование и детали для замены вряд ли сможем. И так по многим позициям.
В связи с аварией и последующим затоплением в поселке Росляково Мурманской области крупнейшего в России плавучего дока ПД-50 грузоподъемностью 80 тысяч тонн всплывают интересные подробности.
Оказывается Северный флот и Объединенная судостроительная корпорация никакого отношения к 82 судоремонтному заводу не имеют.
В ходе "прихватизации по Чубайсу" это крупнейшее на Севере предприятие было акционировано и в феврале 2015 года правительство РФ распорядилось передать завод, который на тот момент входил в Объединенную судостроительную корпорацию в ЗАО "РН-Транс" (подразделение АО "НК "Роснефть).
Т.е. судоремонтный завод по сути оказался под руководством известного друга Путина Игоря Сечина.
И самое главное - правительством РФ было принято решение перепрофилировать крупнейшее судоремонтное предприятие в береговую базу снабжения для шельфовых проектов НК "Роснефть" в Мурманской области.
Вы спросите, а как же судоремонт? Какой судоремонт, когда надо качать нефть и газ из российского шельфа и гнать их на Запад!
Единственный позитив в этой ситуации, что есть с кого конкретно спросить за произошедшее.
А именно с Игоря Ивановича Сечина - Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (12 мая 2008 года - 21 мая 2012 года), Заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (31 декабря 1999 года - 26 марта 2004 года),
Заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощника президента Российской Федерации (26 марта 2004 года - 7 мая 2008 года), а ныне главного исполнительного директора нефтегазовой компании ПАО «НК „Роснефть“» (с 2012 года). По оценкам СМИ, в последние годы Игоря Сечина называют вторым по влиянию человеком в России после Владимира Путина.
Поэтому мне кажется, что Игорь Иванович не будет отвечать за произошедшее в Росляково.
Да и вообще вряд ли его интересует произошедшая на его предприятии авария.
Судя по сообщениям СМИ, его больше волнует покупка элитной квартиры в Москве за 2 млрд рублей. СМИ утверждают, что недавно Сечин приобрел апартаменты в жилищном комплексе клубного типа Crystal House, который является одним из самых дорогих объектов недвижимости в столице. Площадь «квартиры» - 1229 квадратных метров. При этом, согласно выписке из ЕГРН, квартира Сечина занимает сразу 5 этажей. Заявленная кадастровая стоимость квартиры - 831 млн руб, но реальная рыночная цена объекта в 2,5 раза выше и превышает 2 млрд рублей.
Я не являюсь специалистом по морскому флоту и поэтому в силу своей некомпетентности считал, что плавучий док это своеобразный корабль, который имеет свои источники электропитания и может работать автономно от береговой инфраструктуры. И поэтому для меня было непонятно, как перебой в электроснабжении на берегу мог привести к затоплению дока. Но ларчик открылся просто...
Оказывается в эпоху "эффективных менеджеров" начальство посчитало, что это безобразие платить за солярку для бортовых дизелей ПД-50, поскольку попирает рыночные принципы первичного накопления капитала. На какие шиши тогда покупать пятиэтажные квартиры в Москве за два миилиларда рублей? И отказалось от использования бортовых источников электропитания. Вместо этого запитали плавучий док от береговой электросети. А дальше ледяной дождь в Мурманской области, обледенение линий передач с их последующим обрывом и перебоями в электроснабжении.
И в итоге - крупнейший в России плавучий док на дне и руководитель ОСК г-н Рахманов уже выражает сомнение в целесообразности его подъема из-за дороговизны подобной операции.
Но при этом ПАО "Россети" утверждают, что прекращения электроснабжения 82 судоремонтного завода, которому принадлежит ПД-50, этой ночью не было.
Так что нас впереди ждут многие неожиданности и открытия в ситуации с потоплением плавучего дока ПД-50.
Если конечно все это не засекретят.
«Чтобы затопить док, нужно быть большим «мастером». Это все равно что с вратарской линии не попасть в пустые ворота. Это нужно очень сильно умудриться. То, что сейчас выдаются скупые сведения о том, что произошел перебой в энергоснабжении, это, конечно, хорошо, но безопасность дока всегда определял кренометр в доковой рубке», - сказал бывший командир плавучего дока ПД-33 Илья Стулов.
https://www.facebook.com/VAlksnis