Когда-то давно, в пору моей дизайнерской молодости, я подрабатывал верстальщиком в одном православном журнале. Иногда даже, чтоб поржать, почитывал ту дичь, которую попы скармливали через этот орган (печатный) православным овцам. Помню, изрядно меня повеселила статейка какого-то продавца опиума для народа о чудодейственных свойствах святой воды. Аффтар, подделываясь под псевдонаучный стиль, описывал, какие болезни надо лечить окраплением, какие - омовением, какие - приемом внутрь. Была даже рекомендация обрабатывать раны не спиртом или фурацилином, а святой водой, что будто бы ускоряет процесс заживления в два раза.
Теперь представьте, что я в своей уютной жежешечке напишу: не верьте мракобесам, химическая формула «святой» воды - Н2О остается неизменной, даже если бородатые мужики в балахонах над ней что-то пошепчут. Не ведитесь на разводилово, лечитесь тем, что доктор прописал. А меня за это херак! - попы в суд тащут и миллион вымогают за клевету, оскорбление чувств и… ущерб деловой репутации. Маразм? Конечно, маразм, но в Раше подобное сплошь и рядом происходит. Что тут такого удивительного? Прогрессивная либеральная общественность мне будет сочувствовать и даже рублем поможет в неравной борьбе со Средневековьем.
Но согласитесь, удивительным будет, если я в суде пойду с попами на мировую, признаю их правоту, напишу опровержение, что дескать, святая вода - лекарство от всех болезней, и даже СПИД лечит, да еще официально возьму бабосики от бородатых мужиков в балахонах. Вот ровно такая, только еще более кошмарная история происходит прямо на наших глазах.
Есть такая газетка - «Троицкий варинат - Наука», издается на общественных началах в наукограде Троицк, что в Москве. Газета типа независимая, касающаяся не только научных, но и политических тем (с либеральных, конечно, позиций). Прославилась она смелым экспериментом, вошедшим в историю науки под названием «проект Корчеватель». С помощью специальной программы SCIgen журналисты сгенерировали псевдонаучный текст «Rooter: A Methodology for the Typical Unifcation of Access Points and Redundancy» («Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности»), переложили статью с помощью машинного же переводчика с английского на русский и от имени несуществующего аспиранта Михаила Жукова из несуществующего Института информационных проблем РАН эта статья была отправлена для публикации в «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», где была принята к печати, получив положительный отзыв рецензента. После того, как шутники раскрыли подробности дела, полыхнул нехилый скандал, журнал, опубликовавший белиберду, оказался дискредитирован и исключен из научного оборота.
Дело было, кажется, в 2008 г. В общем, с тех пор «ТрВ-Н», получившая широкую известность, стала своего рода знаменем борьбы с идиотизмом, маразмом и профанацией, символом поколения, лучом света в темном царстве, и прочая, и прочая, и прочая. Я ее почитывал из профессионального интереса после эпохальной статьи Сергея Шпилькина Статистическое исследование результатов российских выборов 2007-2009 гг. Но времена меняются, и ныне этот боевой листок опидорасился самым бессовестным образом.
В феврале 2018 г. «ТрВ-Н» опубликовал короткую статью «Релиз-активность» Олега Эпштейна», посвященную гомеопатии, а именно фармакологическому концерну Материя Медика Холдинг. Поводом постлужило присуждение компании антипремии Минобрнауки за самый вредный лженаучный проект. Я к гомеопатии отношусь с полнейшим равнодушием. Пользы от нее, конечно, никакой, но и вреда тоже нет. Это все равно, что чай со святой водой пить. Есть стада идиотов, которые верят в волшебные свойства святой воды гомеопатии, есть торговцы этой верой. Бизнес, ничего личного.
В общем, газетчики немного попортили солидным господам их бизнес по разводке лохов. Солидные господа возбудились и подали на самодеятельную газету в суд за клевету. «ТрВ-Н» истошно завопила «Наших бьют!», прогрессивная общественность принялась дружно сочувствовать гонимым правдорубам и даже собрала миллион целковых на судебные издержки.
И тут произошло нечто странное. Представляющий в суде интересы газеты ее заместитель главного редактора Михаил Гельфанд, взял, да и, фигурально выражаясь, лег под гомеопатов. Он предложил им мировое соглашение: мол, мы покаемся в своих былых заблуждениях, признаем гомеопатию величайшей из наук, ММХ - ответственной фармкомпанией, а Эпшетйна - великим ученым, а вы нам деньжат подкиньте в знак дружбы и за оказанные сексуальные услуги.
Выторговал он с клиента за слив дела не так, чтобы, много - каких-то 600 тысяч. Но прогрессивная либеральная общественность буквально о…ела. Начали разгневанные читатели предъявы кидать Гельфанду: мол, хорошо ты, сука, устроился - и с нас копеечку собрал, и дело слил, да еще и наварился на этом! Ты или крестик сними, или трусы надень! Верни пожертвования!
Тот начал лепить тупейшие отмазки: мол, мы - иностранные агенты, от Сороса деньги получаем, гранты Британского Совета пилим, поэтому в коррумпированных басманных судах нам ничего не светит, газету бы задавили многомиллионными исками. Короче, попытался скорчить из себя попутно еще и жертву кговавого путинского гежима. А чо, спонсоры это любят!
Но это, ребята, бред сивой кобылы. Я сам когда-то был главным редактором независимой газеты и шерудил заусенчатым колом в самых интимных местах власти. Власть, естественно, завалила суды работой, в результате чего долгов на меня повесили уж не помню сколько. Я насчитал 2,5 миллиона, потом сбился. Не заплатил ни копейки, поскольку редакция не являлась юридическим лицом, не имела счетов и имущества, которые можно арестовать. С «ТрВ-Н» тоже взять нечего: учредители газеты - физлица, издатель - автономная некоммерческая организация с нулями на счетах, а иски к журналистам перспектив не имеют. Всегда можно сказать, что имена не настоящие, псевдонимы, текст прислан по электронной почте, кто автор - сами не знаем. Попробуй докажи, что это не так.
Так что никакие репрессии самодеятельной газете, не имеющей даже офиса, не грозили. И в юрслужбе истца, компании «Материя Медика Холдинг» отлично понимали подобные перспективы. И все-таки они пустились в девятимесячную эпопею, потратив на это большие деньги (судиться в Арбитраже - весьма затратное дело, я вам скажу). Вы верите в то, что корпоративные юристы круглые идиоты? Вот и я такой мысли не допускаю. Логически вытекает вывод: мы имеем дело с договорным матчем. Собственно, общественность это поняла именно так, и пламенный либерал Гельфанд, активист оппозиционных тусовок, борец за права гомосеков и завсегдатай «Эха», встал перед угрозой стать нерукопожатным в кругах белоленточного мАсковского бомонда. А это означает, что сосать три сиськи Мише Гельфанду станет затруднительно.
Хотя, бог весть, сколько, чего и у кого он сосет. Сам он раскрывает несколько источников своих доходов. Прикидывающий ученым-нищебродом Гельфанд, на самом деле не ученый, а чиновник от науки и кормится из госбюджета сразу в трех местах. Он заместитель директора Института проблем передачи информации имени Харкевича(ИППИ), руководитель магистерской программы «Биотехнологии» Сколтеха - это то самое скандальное распильно-отмывочное «Сколково», через которое миллиарды бюджетных денег благополучно утекли в офшоры. Еще Михаил Гельфанд получает зарплату как профессор кафедры технологий моделирования сложных систем в Высшей школе экономики (ВШЭ) - кузнице либеральных экономических кадров, возглавляемой мужем Набиуллиной Ярославом Кузминовым. Кстати, последнее объясняет, почему Миша так озабочен защитой прав сексменьшинств. Этот государственный вуз - знатное гейское гнездо.
Можно, конечно, задаться вопросом: какой такой вклад в науку внес наш лохматый пострел, который везде поспел? Никакими научными открытиями он, прямо скажем, похвастаться не может. Зато ему повезло с папой и дедушкой, которые являлись крупными советскими учеными и научными функционерами. Так что секреты успеха мишиной карьеры надо искать в его родословной, а не профессиональных успехах.
Впрочем, мне интереснее другое: как этот ловкий чувачок, кормясь из рук кговавого гежЫма (и при этом смело поплевывающий в него), умудряется еще и мутить делишки в фонде «Эволюция» (учрежден АНО «Троицкий вариант» и неким казанским ООО «Думай»), который суть иностранный агент и живет за счет финансовых влияний из-за рубежа? Кстати, в Совете фонда скрестились пути Гельфанда и другого одиозного баблопила от науки Саши Панчина, о котором я писал здесь. Соучаствуют эти два сапога - пара и в работе известной своей беспощадной бессмысленностью Комиссии по борьбе со лженаукой, которая типа борется с гомеопатией под вывеской РАН, а на самом деле занимается все тем же разводом производителей гомеопатического фуфла на бабло и лоббированием интересов международных фармакологических гигантов.
Так вот, поняв, что жадность фраера сгубила, Гельфанд совсем уж изоврался и наплел даже то, что, дескать, он не был инициатором заключения мирового соглашения, это якобы была инициатива руководства Российской академии наук, членкором которой состоит истец - Олег Эпштейн, поднимающий лавэ на гомеопатии, которую РАН официально объявила лженаукой (не, ну а чо, наука - отдельно, а бабло - это святое). Да только в сети легко доступно то самое мировое соглашение, которое будто бы ответчик истцу не предлагал.
Миша, возможно, и рад бы дать задний ход, да все бумаги подписаны, надо отрабатывать. Но он и тут умудрился представить дело так, что «невиноватая я, меня снасильничали». По условиям мирового соглашения газета «ТрВ-Н» должна была в качестве опровержения опубликовать статью руководителя морально пострадавшей от их наскока фармкомпании Олега Эпштейна. Но сделали они это крайне некрасиво: перед статьей Эпштейна написали по этому же линку свою длиннющую статью, общий посыл которой в том, что Эпштейн и ММХ - мудаки, выкрутили им руки, и они вынуждены опубликовать то, что противно их научной совести.
Короче, если обобщить, то вот что я скажу: нынешняя россианская научная клоака - это уже давно не научное сообщество, а сборище продажных бюрократов, пронырливых решальщиков, баблопилов и лохотронщиков. Где ни ковырни - на поверхность тут же вырвется пузырь зловонных болотных газов. Поэтому вместо ракет вам показывают по зомбоящику мультики, а вместо промышленной робототехники путинский рейх производит лишь ростовые куклы «Робот Алеша». Нет в Раше науки. Все сгнило.
Почему я пишу об этом событии именно сейчас? В это воскресенье популяризаторы науки объявили свой «шабаш» (это цитата) названием «Ученые против мифов X». Я конечно же, зарегистрировался онлайн. Очень хочется посмотреть, отреагируют ли либеральные ученые (или ученые либералы?) на мои меседжи в ленте. Проверим, насколько демократичная и смелая у нас тусовка борцов за правду.
https://kungurov.livejournal.com/237197.html Смогут ли микробы вызвать революцию в России? (порка борцов с лженаукой)
Москва, 1771 г., население бунтует. Мятежники ворвались в Кремль, по всему городу идут грабежи богатых домов, продовольственных складов, винных погребов. Толпа растерзала архиепископа Амвросия, ранен посланный в белокаменную императрицей Екатериной II сенатор Еропкин, губернатор бежал. Погрому подвержены больницы, освобождены заключенные из тюрем. Войска стреляют по восставшим картечью, кавалерия, вламываясь в гущу смутьянов рубит направо-налево палашами и саблями. Что спровоцировало это восстание? Современные российские ученые установили, что массовое асоциальное поведение людей вызвали… микробы.
Но обо всем по порядку. Началось все с эпидемии чумы, или моровой язвы, как ее тогда называли. Чума была занесена в город из Северного Причерноморья, где в то время шла война с турками. Одному фабричному рабочему во сне явилась Богородица и поведала: вот уже 30 лет возле ее образа на Варварских воротах Китай-города никто не ставит свечей и не возносит молитв; Христос хотел за это наслать на Москву каменный дождь, но она упросила сына заменить его мором. Фабричный поспешил к Варварским воротам, рассказал там свой сон, и слух о нем мгновенно разнесся по городу.
К Варварским воротам, на которых находился образ Боголюбской Божьей Матери, собрались испуганные толпы. Безместные священники служили молебны. Собравшихся охватил психоз, все верили, что икона отвратит чуму. Ящики для приношений иконе быстро наполнились деньгами. Сколотили лестницу, приставили к воротам, к чудотворному образу стали прикладываться губами по очереди сотни людей - больные, здоровые…
Архиепископ Амвросий, человек образованный, пришел в ужас от подобной дикости и назвал сборище у Варварских ворот позорищем. Ящики для пожертвований он велел изъять, деньги передать в сиротский дом (иконе-то они, действительно, без надобности), а образ Богородицы с ворот приказал снять, дабы предотвратить распространение заразы, службы возле ворот проводить запретил.
Вот тут-то и началось. Озверевшая толпа, страстно желающая «защитить Богородицу», ворвалась в Чудов монастырь, ища Амвросия, заподозрив последнего в том, что он присвоил себе подношения. Архиепископа не нашли, зато обнаружили богатый винный погреб, который вмиг опусошили. Монастырь был разграблен. Разгоряченная толпа приступила к Донскому монастырю. Амвросий, пытавшийся образумить свою паству, был тут же забит кольями прямо в церкви. Город охватил хаос.
При чем тут микробы? - спросите вы. Ответ дают российские ученые Юрий и Александр Панчины при участии Александра Тужикова в статье Midichlorians - the biomeme hypothesis: is there a microbial component to religious rituals? («Могут ли микробы вызывать пристрастие к религиозным ритуалам? Мидихлорианы: гипотеза биомемов»), опубликованную в британском онлайн-журнале Biology Direct в июле 2014 г. Русский перевод статьи
здесь.
Впрочем, читать эти многабукаф не обязательно. Я вам коротко перескажу основной посыл авторов: по их мнению предрасположенность людей к исполнению тех или иных религиозных ритуалов обуславливается поселившимися в них паразитами. Именно они подчиняют своему влиянию психику людей и заставляют иррационально себя вести - истязать собственное тело (укрощать плоть), делать обрезание, совершать хадж в Мекку в одно и то же время, пить воду из Ганга, целовать завяленные трупы (святые мощи), иконы или камни (например, стену Плача в Иерусалиме), ползать голым по земле и т.д. Соответственно, адепты различных религиозных культов являются носителями отличающихся микробных «букетов», специфически влияющих на их поведение. Чем больше человек заражен паразитами - тем более он религиозен по мнению авторов статьи. Таким образом, по мнению ученых, микробы заставляют людей распространять инфекции, способствующие размножению микроорганизмов. Дословно их гипотеза сформулирована следующим образом:
«Некоторые микроорганизмы получили бы эволюционное преимущество, если бы заставляли своих хозяев (людей) выполнять ритуалы, способствующие распространению инфекции».
Но как микробы, которые даже нельзя назвать тупыми (по причине абсолютной неспособности к высшей нервной деятельности) могут корректировать социальное поведение человека? Наша троица биологов выдвигает шаблоноразрывательную гипотезу: микроорганизмы, поселившиеся в человеке, изменяют биохимический ландшафт организма, насыщая кровь токсинами, воздействующими на мозг человека и заставляющими его методично совершать определенные действия (в рассматриваемо случае - религиозные ритуалы).
Инфицированные люди в свою очередь путем заражения посредством культурных мемов вовлекают в массовый психоз здоровых индивидов и в процессе исполнения ритуалов передают им инфекцию. Ученые уточняют: «мы акцентировали внимание на религиозных ритуалах по той причине, что некоторые из них однозначно способствуют распространению микробов, а польза от таких ритуалов для человека находится под вопросом». Свою теорию они назвали концепцией биомемов, называя так комплексный био-социальный способ передачи информации.
Исходя из этой гипотезы, чумная палочка (бактерия Yersinia pestis), проникшая в 1771 г. в Москву, провоцировала у инфицированных людей приступ религиозного психоза, выражающийся в стремлении собираться толпой, нарушая правила карантина, и целовать икону. Здоровые люди, подхватившие культурный мем, попутно заражались еще и чумой. Действительно, пик смертности от бубонной чумы приходится на сентябрь-октябрь, когда и произошел мятеж. Знаменитый чумной бунт - это, соответственно, реакция бактерий на действия властей, пытавшихся воспрепятствовать массовому безумию.
Сенсационное открытие российских ученых позволяет утверждать, что вера в бога - вид инфекционного заболевания, которое лечится антибиотиками. Авторы исследования уверенно высказывают предположение, что «выраженность религиозного поведения может уменьшаться в результате некоторых медикаментозных вмешательств, направленных на борьбу с инфекциями».
Шо, серьезно? А-а-а-а, люди, вы вообще понимаете, что за чудовищную хуету я вам сейчас пересакзывал? Да, статья не фейковая, да, авторы - самые настоящие российские ученые, доктора и кандидаты биологических наук - папа и сын Панчины и примкнувший к ним некий Тужиков. Да, текст опубликован в британском журнале (правда, позиционирующем себя, как альтернативно-рецензируемый), и отнюдь не в апрельском выпуске, поэтому подозревать тонкий английский троллинг здесь не приходится. Да, оформлен текст по всем канонам - список научной литературы, использованной для ее написания, насчитывает 94 источника.
Но механически скрестить паразитологию с культурологией (естественнонаучную дисциплину с гуманитарной) - это просто за гранью самого смелого идиотизма. Особенно учитывая, что авторы не специалисты в первом, и вообще ни в зуб ногой во втором. Вся «научность» работы базируется на примитивнейшей спекуляции - подмене причины следствием, являющейся одной из самых распространенных логических уловок. В свое время в советской школе был предмет «Логика», где целый раздел был посвящен изучению логических ошибок. Вот и здесь громоздкие умопостроения «ученых» разрушаются элементарно, причем на основе их же примеров:
«Рассмотрим индуистский ритуал «перекатывания». Этот ритуал осуществляют во время 25-дневного периода индуистских фестивалей: мужчины ложатся на землю и катятся боком вокруг храма Наллур в городе Джаффна, прокатываясь примерно 600 метров, как правило, с обнаженным торсом. Чем чаще человек участвует в ритуале, тем выше риск заражения кожным гельминтозом, заболеванием, которое вызывается личинкой паразитического червя, распространяемого собаками, кошками и коровами».
Какой вывод из этого можно сделать? Только тот, что заражение кожным гельминтозом - следствие антисанитарии при совершении индуистского ритуала перекатывания. Но разве можно утверждать, что индуизм изобрели черви-гельминты или хотя бы то, что их токсины вызывают предрасположенность к индуизму? Ведь очевидно, что религиозный ритуал совершается не по причине занесенной инфекции; заражение гельминтами - следствие проведения его в условиях, способствующих передаче заболевания. Точно так же менингококковая инфекция не имеет ни малейшей связи с исламом, а вспышки ее во время массового паломничества в Мекку объясняются тем, что она передается воздушно-капельным путем при тесном контакте между людьми (толкучка там знатная).
Феномен холерных и чумных бунтов в России связан с низким уровнем культуры населения, а вовсе не с православием, и не тем, что хитроумные микробы заставляли русских мужиков с маниакальным упорством убивать врачей. Последний феномен имеет чисто культурную, а не биологическую подоплеку. Дело в том, что в отсталой России XVIII-XIX веков лекари в основном были иноземцами либо их потомками и часто имели иностранные, преимущественно немецкие фамилии. Ко всему прочему врачи, как люди ученые, не отличались особой религиозностью. Все это давало основания темному, неграмотному населению, склонному к ксенофобии, подозревать, что безбожная «немчура» послана Антихристом для того, чтобы извести под корень люд православный, для чего врачи занимаются колдовством, распространяя инфекционные заболевания. Совершенно убеждала народ в своей правоте относительно злокозненности медиков практика закрытия монастырей и церквей в рамках карантинных мероприятий, поскольку скопления людей и бесконтрольные перемещения паломников способствовали распространению эпидемий. Все на самом деле объясняется просто.
Тут самое время гневно постучать кулаком в монитор и возмущенно возопить: Куда смотрит Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований? Почему подобные антинаучные высеры не разоблачаются, почему никто не препятствует их распространению в государственных СМИ? Почему дебилов не лишают с позором научных званий, не выгоняют из бюджетных учреждений и не предают анафеме?
Ну что, ребята, вы готовы испытать культурный шок? Тогда держитесь крепче: один из авторов бредовой статьи - Панчин-младший не только много лет состоит членом той самой Комиссии по борьбе с лженаукой, но и является ее официальным медийным лицом, постоянно выступает от ее имени в телепередачах и печати, является активным блогером, а себя гордо называет популяризатором науки.
Если копнуть поглубже подноготную Саши Панчина, то вскроется весь ужас и деградация российской науки. Официальное место его работы - Институт проблем передачи информации имени А. А. Харкевича при Российской академии наук, должность - старший научный сотрудник. С удивлением (хотя, чему тут удивляться?) обнаруживаем среди сотрудников этого бюджетного учреждения сашиного папу, который и пристроил мальчика под свое крылышко, как только тому исполнилось 18 лет. Там же 25-летний аспирант защитил кандидатскую диссертацию.
Вопрос о том, какой вклад в науку внесла эта семейка, является риторическим. Собственно, упомянутая статья в британском журнале наглядно показывает, чем они занимаются, получая из бюджета нехилую зарплату. Впрочем, сами они себя считают явно недооцененными в материальном плане. Поэтому много сил Саша тратит на получение различных грантов (в том числе на «профессиональную борьбу» с лженаукой) и премий от международных фондов.
Но на борьбе с религиозным мракобесием много, как вы понимаете, не заработаешь. Точно так же, как и
на пропаганде однополых браков (хотя, может, он тут не за деньги активничает, а по велению души?). Поэтому по версии авторов разоблачительного фильма, посвященного 20-летнему юбилею Комиссии по борьбе со лженаукой, основные усилия кандидат биологических наук Александр Юрьевич Панчин сконцентрировал на лоббировании интересов транснациональных фармакологических корпораций.
Я не склонен демонизировать ГМО, и в деятельности фармкорпораций не вижу угрозы человечеству. Однако вопросы этического характера все же возникают, причем не только у меня одного. Чиновнику нельзя работать в бизнесс-стрктурах, а лоббирование интересов иностранных корпораций вообще трактуется, как коррупционное преступление, порицается обществом и преследуется по закону (ну, хотя бы в теории). Общественник, получающий гранты от зарубежных благотворительных фондов, например, для защиты интересов больных диабетом, должен регистрироваться как иностранный агент и везде светить это клеймо.
А вот ученый, сотрудник государственных учреждений, получающий зарплату из бюджета, выходит, может свободно заниматься продвижением интересов биотехнологических корпораций, в том числе и на государственных телеканалах? Не, я не возражаю, но давайте обяжем при этом спикера одевать майку не со слоганом «Я люблю ГМО», а с надписью «Агент корпорации Monsanto. Свидетельство Минюста № такой-то», а внизу пускать бегущую строку «На правах рекламы».
Кстати,
Monsanto имеет славу самой ненавидимой корпорации в мире, опережая по антипатиям даже ФРС США. Но это так, к слову.