Эмили Сент-Джон Мандел. Станция одиннадцать
Если завтра случится апокалипсис, многое будет зависеть от его типа, но в целом у меня мало шансов выжить. Если я случайно выживу в первые дни, крайне мала вероятность, что я продержусь в этом новом мире долго - слишком взрослая, неспортивная, неумелая, бесполезная.
Выживут только любовники? О, нет! Я бы поставила на военных, спортсменов, туристов, охотников, сурвивалистов, в конце концов.
Все ли будут помнить о том последнем (счастливом!) времени до того, как все рухнуло?
Кто-то как обычно шел на работу. Кто-то отмечал день рождения. Кто-то впервые пробовал виски. Кто-то нахамил продавцу. Кто-то убил человека. Кто-то потерял ключи от дома. А кто-то, как героиня книги, получил в подарок необычные комиксы и стеклянное пресс-папье…
Наверное, потом некоторые будут мучительно пытаться вспомнить, что они делали-думали-чувствовали в тот миг. А другие всю оставшуюся жизнь будут видеть этот день до мельчайших подробностей сквозь золотые линзы утраченного.
«Станция одиннадцать» последняя написанная и первая переведенная на русский язык из четырех книг Эмили Сент-Джон Мандел. Сложно сказать насколько книга «выстрелит», ведь она идет по ведомству «легкого жанра». Постапокалиптическая литература - особый раздел фантастики, единственным фантастическим допущением которого часто является сам факт конца света. И все же, мне показалось, что автор смогла наполнить книгу чем-то большим, чем просто приключениями. Потому что выживания недостаточно (с)
Удивительно, как в столь скромном объеме поместились и маленькие ювелирные детальки и общие планы грустного будущего. И хотя, кому-то этот мир после грузинского гриппа может показаться несколько условным или натянутым, но по мне так он вышел очень объемным. Моих фантазии и эмпатии хватило, чтобы в красках представить эту реальность.
Вообще, мне очень понравилась театральная линия романа. Если в классическом фэнтези кочующие по вымышленному средневековью телеги с артистами - дело привычное, то в постапокалипсисе я такую культурную составляющую встретила впервые. Впечатлена и в кои-то веки поймала себя на мысли, что с юности не читала Шекспира, а ведь когда-то «Ричард III» и «Король Лир» были романтично любимы.
Впрочем, комиксовая линия тоже была мне близка, мало того, что у меня тут целая полоса книг и статей на тему графических новелл, так еще и в сюжет комикс «Станция одиннадцать» вплетен очень мило.
Хороши и реалистичны герои. Не кажутся нелепыми диалоги. Нескольких штрихов тут и там хватает для реконструкции общей картины. Да, есть в книге некоторые «божки из машины», да, местами складывается ощущение, что мир вымер аккурат до одной маленькой крепко связанной между собой прошлыми событиями группки людей. Но, есть у меня такой личный критерий качества книги (или фильма) - если мне нравится, я легко закрываю глаза на некоторые нестыковки, ошибки или провальчики, но если мне не нравится, если мне скучно, то внимание начинают цеплять такие глупости и мелочи, что просто диву даюсь собственной критичности. Так вот «Станция одиннадцать» мне очень понравилась и на что-то я просто закрыла глаза, а огромную часть потенциальных косяков и вовсе не заметила - я была занята, я жила в той истории и мне было не до ерунды.
Признаться, в самом начале я опасалась попадания в очередной янг-эдалт, но к счастью большая часть героев все же преодолела подростковый рубеж и вела себя вполне по-взрослому. Конечно, во многом «Станция одиннадцать» подтвердила старую истину, что люди могут быть страшнее любых катаклизмов, но все же в целом впечатления скорее позитивные и мне в кои-то веки не помешал даже хеппи-энд)))
Цитата: «Мы оплакивали безличность современного мира, но это ложь. Мир никогда не был безличным»
Аннотация «Эксмо»:
Кирстен Реймонд никогда не забудет последнее выступление Артура Линдера, известнейшего голливудского актера, умершего прямо на сцене во время постановки "Короля Лира". Через пару недель эпидемия смертельного грузинского гриппа опустошит и разрушит цивилизацию...
Спустя двадцать лет Кирстен вместе с маленькой театральной труппой "Дорожная симфония" бродит между поселениями выживших и пытается сохранить останки культуры. Но после прибытия в городок Сент-Дебора, обитель опасного самопровозглашенного пророка, жизнь актеров оказывается под угрозой.
Жуткая и одновременно лиричная, "Станция Одиннадцать" рассказывает историю об отношениях, поддерживающих нас, об эфемерном характере славы и о красоте мира, который мы знаем.