Меня всегда удивляла двойственность христианского взгляда на человека. Вроде бы и тварь дрожащая, грешная и грязная, а все-то вокруг него крутится - и «образ и подобие» у него божественное, и мир-то весь для него создан, и сын божий пожертвован. Но тем более удивительно, что наука, в некотором роде наступила на те же антропоцентрические грабли, и обычный современный человек с радостью ощущает себя венцом эволюции и вершиной пищевой пирамиды. Ничем, в общем-то, неоправданный энтузиазм. И Франк Шетцинг дотошно и блестяще этот миф о главенстве человека над миром развеивает.
«Человечество всего лишь побочная ветвь. Коперник отодвинул Землю из центра мира на край, Дарвин сорвал у нас с головы венец творения, Фрейд показал, что человеческий разум бессилен перед бессознательным. До последнего времени мы были хотя бы единственными организованными умниками на этой планете, но теперь явились старые хозяева и вышвырнули нас вон». Стая. Франк Шетцинг
«Стая» пример хорошего добротного научно-фантастического романа, где очень необычно представлена тема первого контакта, когда встреча с иной формой жизни состоялась не в далеком космосе, а в морских глубинах. Идея того, что мы давно делим планету с принципиальной иной формой жизни понравилась мне невероятно. Да, то какой эта жизнь оказалось вызывает аналогии с «Ложной слепотой» Уоттса, но Шетцинг в отличии от Питера Уоттса всему дает максимально реалистичное, четкое и порой даже излишне детальное объяснение. Биологам, геологам, океанологам и прочей ученой братии виднее достоверны ли авторские предположения, но мне, человеку далекому от естественных наук всё кажется невероятно логичным. Такие разные люди - мужчины и женщины, умные и обычные, эстеты и простаки, эскимосы и американцы, ученые и военные - такие разные «мы» противопоставлены одноклеточным существам, лишенным индивидуального самосознания, идентичным абсолютно во всем кроме нескольких букв в цепочке ДНК.
Точно и уместно одна из частей книги предварена эпиграфом из Крала Сагана «Поиск чужого разума - это всегда поиск своего». Глубоко личный вопрос «Кто я?» возникает, когда человек встречается с человеком. Самоидентификация невозможна без сравнения себя с себе подобными. Я часто шутила раньше, что людей объединят «зеленые человечки», мол, только внешняя угроза позволит забыть о различиях и увидеть общее. Увы, в сценарии Шетцинга встреча с «чужими» лишь усилила основные черты - подлые стали подлее, смелые стали храбрее, хорошие стали лучше, а безумные стали невменяемыми.
Эпический, апокалипсический и невероятно увлекательный роман с огромным количеством научных фактов и одним фантастическим допущением!
P.S.
Если вы читали «Стаю», кто ваш любимый герой? Мне ближе всех Саманта Кроув!