Первое, что вы узнаете о Кутзее в интернете, это то, что он единственный в мире человек, дважды удостоившийся Букеровской премии (в том числе и за роман «Бесчестье»), но ни разу не явившийся на награждение. Далее вам сообщат о Нобелевской премии по литературе и речи, посвященной Робинзону Крузо. И напоследок, штрихами - затворник, вегетарианец, борец за права животных. «Бесчестье» идеально вписывается в эту биографию. Можно даже сказать, что это роман обо всем этом в том числе - о недолговечности общественного уважения, об одиночестве, о животном начале в людях и человеческой ответственности за все живое, а еще об отсутствии универсальной правды, о страхе, о беззащитности, о старости, о бессмысленности. В общем, все тлен))
В оригинале книга называется «Disgrace», что переводится как позор, немилость, опала или бесчестье. И хотя в процессе чтения мне все время мнилось что-то не совсем уместное в выбранном варианте, мол, слишком возвышенно, слишком пафосно, но надо признать, что в отличие от простонародного «позора», от политизированных и персонифицированных «опалы» и «немилости», «бесчестье» имеет самое глубокое значение, это то единственное чувство, которое, как мне кажется, в меньшей степени зависит от общественного мнения, а в большей степени является внутренним процессом, психологической оценкой собственного состояния. И странно, что герой называет происходящее с ним вначале бесчестьем, ведь никакого переосмысления в нем не происходит, он не испытывает почти никаких эмоций. А то, что он испытывает после нападения на ферме, это не бесчестье. Это беспомощность, бессмысленность, бессилие. И сдается мне, это намного хуже. Не нужно быть человеком чести, чтобы познать бесчестье. Достаточно, оказаться насильственно выбитым из своей привычной жизни, хватает всего лишь ощущения непонимания и неуважения. Не нужно быть человеком силы, дабы познать отчаяние от собственного бессилия. Можно быть просто человеком со своими достоинствами и недостатками, а жизнь найдет поводы приделать приставку полного отсутствия или недостатка к твоим чувствам.
Вообще, как любой серьезный роман, «Бесчестье» очень многослоен. Интрижки профессора лишь одна линия. Есть еще жизнь африканской цивилизованной глубинки. Есть драма отношений отца и дочери. Есть история преодоления высокомерия. Много чего есть. Наверное, признаком солидности произведения для меня является невозможность сформулировать четко, о чем собственно книга. Да обо всем! О жизни. О том, что у каждого дорога судьбы мостится его поступками. И прочие тривиальности.
Спустя недели после прочтения «Бесчестья» мне не дает покоя один вопрос. Для кого (или для чего) писал профессор Лури свою оперу о Байроне? Признавая себя посредственным автором, почему он продолжал пытаться создать что-то? Видимо это еще один корж многослойного пирога романа. Бесплодная страсть бессмысленного созидания…