Ли Харви Освальд Убийца Кеннеди - фигура более чем одиозная для Америки. А убийство Кеннеди, наверное, входит в коллекцию самых спорных моментов истории. Хотя, вряд ли можно сказать, что в истории вообще есть однозначные моменты... В общем, Стивен Кинг выбрал идеальное время и место для своего романа. Могу предположить, что спекуляции на тему, что было бы, если бы Кеннеди остался жив, так же популярны в США, как и споры об ином исходе войны Севера и Юга, или, как у нас споры о Революции семнадцатого года. Жаркие, страстные и абсолютно бессмысленные дебаты, на которых клеймом горит идиома о том, что история не терпит сослагательного наклонения.
Художественный прием романа - попаданец во времени и альтернативная история. Ну, что тут скажешь, жанр давно не новаторский, но авторы его не забывают, и с завидной регулярностью распахивают это поле во всех направлениях. Правда, по моим ощущениям, популярно героев отправлять куда подальше - в античность, средневековье, даже, на худой конец, в XIX век, но так близко - в 60-е прошлого века, на моей памяти фантасты заглядывают впервые. Впрочем, не подпишусь, что читала все книги в этом жанре, как знать, может, есть уже и книги о возвращении в момент Чернобыльской аварии или в тот дивный миг, когда Стив Джоб создал Apple... Надо заметить, что ничего принципиально нового в путешествиях во времени Кинг не предлагает - никакого решения парадокса с убийством собственного дедушки и никакого нового слова в эффекте злополучной бабочки, здесь, увы, нет.
Зато есть многое другое!
Рада отметить, что в кои-то веки Кинг, его книга и его герои вызвали у меня минимум отвращения. Для меня это и, правда, особенное явление, так как, признавая фантастическое мастерство Стивена Кинга, я по возможности избегаю чтения его книг - слишком тошнотворны люди в его произведениях. Никакие демоны, инопланетяне и безымянное зло не сравняться с той тьмой, что столь умело демонстрирует автор в людях!
И вот «11/22/63». Джейк Эппинг - просто нормальный чел, любитель хорошей литературы с талантом преподавателя. Сейди Данхилл - нормальная, пусть и немного психологически травмированная барышня. Их друзья - нормальные люди своего времени. Даже, коль на то пошло, бывший муж Сейди и Ли Харви Освальд - нормальные злодеи! Просто праздник какой-то!
Конец 50-х и начало 60-х получились у автора очень четкими. Всё, что касается примет времени и нравов, выглядит, словно работы с выставки талантливого фотографа. Вот удачный кадр, от которого хочется немедленно окунуться в прошлое - улыбчивые люди, молоко на крыльце, ключ под ковриком, домохозяйки в кружевных фартучках. А вот другой удачный кадр и ты трезвеешь и возносишь благодарности за то, что живешь сегодня, а не тогда - доска для справления нужды черных, больницы с минимальным оборудованием, лоботомия для психических отклонений. Снимаю шляпу, Стивен Кинг добился удивительного результата в описании тех лет, может не стопроцентно объективного, но очень близкого к тому, когда нет ни щенячьей идеализации, ни оголтелого очернения прошлого.
Но Кинг остается Кингом, и портал во времени открывается в кладовке старой бургерной (а то и в замызганном сортире), второстепенных героев косит рак, здания и города обретают свою темную волю, а прошлое борется за свою незыблемость методами достойными сценаристов дешевой франшизы «Пункт назначения». И все же, к финалу мы приходит с тем, что, зная творчество Стивен Кинга, я бы назвала однозначным хэппи эндом с любовью и танцами!
Несмотря на солидный объем, роман Стивена Кинга "11/22/63" читается легко. Мне были интересны неспешные трансформации главного героя из преподавателя в вынужденного убийцу. Я оценила, как в кинговской реальности простой парень из 2011 становится крутым чуваком в 1960 исключительно в силу своего современного характера. Мне нравится, что все персонажи, так или иначе, развиваются и меняются. Я получила удовольствие от этой книги и рада советовать ее любителям временной научной фантастики с элементами драмы и триллера и с отменным налетом ретро.