Смерти.net, но это не точно

Jan 02, 2022 15:50


Поначалу продиралась, стиснув зубы - непонятно, медленно, забористо. Потом раздражалась - сумбурно, дико, сбивчиво. Затем притерпелась - забавно, неожиданно, хитро. И только к концу прониклась - трогательно, грустно, символично, нелепо и лепо одновременно. Причем, как и в повествовании можно легко перескакивать во времени, так и в ощущениях - избыточная образность и запутанность в начале книги из конца книги смотрятся даже милыми и понятными.

«Смерти.net» Татьяны Замировской - одно из самых странных произведений последних лет.

Кривозеркалье потусторонней жизни, изнанка реальности, битая копия повседневности - все это интернет для мертвых. Феномен коллективной памяти, поделенной на кластеры личных воспоминаний. Мир наших дубликатов. Это только у Стругацких «дубли простые». Здесь дубликаты сложнее оригиналов, потому что заточены во фрактальную рекурсию (понятия не имею бывает ли такое) рефлексии. Постоянно размышляя в духе: я это помню? или помню, что помню? или помню, что чувствую, что помню? или чувствую, что помню, что чувствую? И так до полного сноса крыши, который в моем гриппозном читательском мозгу наступал очень быстро и дополнял бредовость читаемого сюрреалистичностью восприятия.

С одной стороны это оригинальная идея, с другой стороны мелкие словечки и фразочки (словно настоящие!), которыми это описано - до боли знакомые и общеупотребительные. Конечно, напрашивается платоновское царство идей и теней - немного, что запомнилось из античной философии. И, конечно, все не так очевидно. Есть и ловушка времени характерная для хронофантастики. Есть и мистический опыт. И трагикомический котик во всех своих 12 проекциях. Много странного есть.

Формальная канва книги немного сложна для изложения. Якобы возникла технология, позволяющая копировать личность в специальный интернет для мертвых. И копия личности после смерти активировалась и могла общаться с родственниками и друзьями будучи ограничена только прижизненным опытом своего оригинала. И вот главная героиня пытается понять, как она умерла, попутно разобраться в своем житие-послесмертии, потому что в их электронном мире есть еще настоящие вещи (которые имею связь с реальностью), нейрозомби (люди, которые возникли не как результат копирования, а как след чьих-то воспоминаний), восстание и даже смерть после смерти…

Запутано, неправда ли? Я, даже прочитав, до конца не разобралась.

Зато есть удивительно много точных, емких и отзывающихся болью в моей конкретной душе фраз.
  • Да, теперь у всех нас есть такой мальчик-мечта, трагически погибший в юности буквально на наших глазах, переформатировав и определив всю нашу жизнь на десятилетия вперед (а у тебя был? ты можешь ответить? если можешь - ответь хоть как-нибудь, через случайную дачную книгу, радиошум, мерное гудение осиного гнезда)
  • Смерть - часть моей идентичности
  • Терапия изменяла сознание на таком же глубинном уровне, как и некоторые психоделики. И несмотря на то что она вроде бы - как считалось -делала жизнь человека лучше, в целом она разрушала то, что делало личность уникальной, растворяя и преодолевая травмы и проникая в память о прошлом так, что прошлое и память одинаково растворялись в новом счастливом существе.
  • Опыт не делает нас хуже, но делает нас чужаками для нас в прошлом
  • Воспоминания настолько сильнее правды, что нет никакой иной правды
  • Незнание о невозможности подразумевает возможность
  • Все новое возникает из памяти. Бог - это память

zok, отзыв на книгу, смерть

Previous post Next post
Up