Чувствую себя маленьким одиноким плюшевым медведиком, который ищет лучшей жизни, чтобы солнце не гасло, тьма не поглощала друзей, а бездушные ловцы никого не потрошили.
«Кластер» Дмитрия Захарова - печальный, странный, щемящий роман, балансирующий на грани антиутопии, социальной фантастики и жуткого реализма. Москва, окончательно сожранная корпорациями, дутым пафосом и фиктивными достижениями. Научно-исследовательский кластер по производству загадочного арсенида, где все имитируют бурную деятельность, хотя знают, что ничего не происходит. И мрачный мир подземелья, где доживают в ожидании мессии доарсеники - игрушки, оживленные арсенидом. А общим бэкграундом - бестолковая и беспощадная система, даже Система, так знакомая нам по новостным повесткам реальности.
Если вдуматься, книга у Захарова получилась очень сумбурная, в ней много неясностей, но это не то, что ты замечаешь, когда читаешь «Кластер». Потому что главное в романе - живые герои.
Дмитрий Захаров, словно в каждого персонажа вложил пластину арсенида и сделал его максимально реалистичным и настоящим. Медведь Сёма, жираф Руся, динозавр Яша, щенок Джек, кукла Лара, Капитан - они такие же настоящие, как Алиса, Андрей, Валька, Юлька, Ирка, как начальники департаментов, топ-менеджеры и безопасники. Только в отличие от людей доарсеники вызывают симпатию. За них переживаешь и сердце замирает вместе с морганием ламп, заменяющих им солнце. Андрей, сменивший роль винтика в системе на образ обреченного дон кихота - грустный мальчик с медвежонком - единственный человек, которому хочется сочувствовать, потому что в нем есть наивность доарсеников.
И как вечная Саша по шоссе медведик Сёма выходит в открытый космос жизни в поисках Проводника. И ты начинаешь мысленно молить автора: Дима, дай, пожалуйста, дай ему найти! Пусть хоть кто-то из нас найдет способ выбраться…