Фредерик Бакман. Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения

Jan 22, 2020 22:18










Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок выросла.

Прожила жизнь полную приключений.

Состарилась.

Превратилась в бабушку, которая курит трубку и чертит планы захвата портов, а потом берёт в плен очередную соседку и продаёт её в бордель моряков…

Стала бабушкой Эльсы - сумасбродной, эпатажной, потрясающей, неповторимой, невыносимой, прекрасной и ужасной пожилой дамой, которая велела кланяться и передавать каждому обиженному, что просит прощения.

Даже не знаю, чем меня так зацепила эта книга. Ни бабушек, ни дедушек, ни собаки у меня не было, в школе меня не травили, и я была одинока ровно настолько, насколько бывают одиноки все дети, даже если они уже взрослые. И все же, я не могла оторваться от этой безумной истории с поиском самого большого сокровища - дружбы.

Уже второй раз я удивляюсь, как ловко Бакман манипулирует читателем, да так, что тот сам готов нажимать нужные рычаги и счастлив смеяться и плакать в положенных местах. И ведь схема абсолютно та же, что и во «Второй жизни Уве», но мне все равно нравится.

Просто, колдунство какое-то!

У Фредерика Бакмана милый близкий мне юмор и необычайный талант затрагивать множество важных тем одновременно. Тут и любимый фетиш психотерапевтов - отношения с матерью, и дети с синдромом, и переживание утраты, и буллинг, и посттравматичесский синдром, и все сложности любви, и одиночество, и самообман, и переживания ребенка перед рождением брата или сестры, и насилие, и дружба, и взаимопомощь. И никакого ощущения винегрета - все к месту и все как в жизни.

Забавный момент. Многие в отзывах на книгу пишут, что бабушка была слишком эксцентрична и ее равнодушие к собственному голому телу в публичных местах несколько нездоровое. И, правда, пару раз я ловила себя на ханжеском «что за черт - это перебор», но… сегодня я весь день об этом думаю и понимаю, что нет ни одного достойного аргумента почему так не стоит делать. Почему в 20 лет можно, а в 70 нельзя? Что это, если не принятие себя такой какая ты есть? Нет, я не призываю к повальному нудизму и в курсе, что такое социальные нормы, но ответа на вопрос почему нельзя - так и не вижу)))

Интересна и ситуация со сказками о волшебном мире Просонья, которые разбросаны по всей книге. Первые пару раз это даже вызвало раздражение, но чем дальше, тем больше я проникалась чувством, что именно такими и должны быть сказки - живыми, жизненными, настоящими.

И да, я плакала в конце. Конечно, считается, что вызвать слезы проще, чем искренний смех, но эта книга дала мне и то, и другое - и это прекрасно, это то, за что я люблю читать.

старость, zok, отзыв на книгу, Бакман, смерть, дружба

Previous post Next post
Up