Никлас Натт-о-Даг. 1793. История одного убийства

Dec 06, 2018 22:44





Погружаясь в бытность Швеции двухсотлетней давности, безусловно, мастерски описанную автором, первый вопрос которым задаешься - это как мы вообще выжили. Как мы люди, как вид, выжили и дожили счастливо до своих благоустроенных небоскребов с изысканным сколькохочешьразовым питанием и высокооплачиваемыми дантистами и психоаналитиками.  Потому что все, что автор живописует было суровой реальностью (да, я в курсе, что художественный роман не синоним исторической реконструкции) и хотим мы того или нет именно из нее растут ноги нашего современного сытого и справедливого (по сравнению с теми временами) благополучия. Ночные горшки, клопы, выбитые зубы, крысы и нечистоты мимо которых отправляются горожане кто в оперу, а кто на виселицу, голод, холод, доносы, эпидемии и пьяная деградация.

В работном доме героиня Анна Стине встречает старуху по кличке Коза, которая оказалась там за убийство детей, которым не хотела такой жизни и когда к концу книги та же героиня радуется биению новой жизни внутри, то лично мне становится дурно. Сколько тебе останется радоваться, Анна Стине, когда твое дитя увидит мир? Пока первый наглый прохожий не зажмет твою юную дочку в подворотне? Или пока  пьяный ухарь не выбьет зубы твоему сыну? Откуда твоя смелость, Анна Стине рожать детей в таком мире? Как, видя весь этот мрак вокруг, вы продолжали рожать детей? Как мы не вымерли до сих пор? Не понимаю.

Второе, о чем поневоле задумываешься, а есть ли между нами современными и теми двухсотлетней давности людьми хоть какая-то разница? Юный повеса, живущий в долг и мечтающий произвести впечатление на таких же, но побогаче, лоботрясов  и менеджер, берущий в кредит новенький айфон, чтобы потом небрежно бросить его на барной стойке, заказывая виски - это ли не одно и то же? Богатенькие аристократы, льющие вино  с балкона, чтобы посмотреть как оборванцы пытаются поймать струю халявного вина и золотая молодежь, снимающая для youtoube свои издевательства - далеки ли друг от друга? И так ли уж отличаются лачуги бедняков от нынешних трущоб?

«1793» - роман жесткий и натуралистичный. Не соглашусь с теми, что считает, что автор «смакует» грязные подробности. Он просто ничего не скрывает. И просто в его мрачном мире творятся страшные дела и обыденные бытовые подлости и гадости.

Не смотря на канонический детективный расклад:  убийство, слабый умник,  крепкий добрый помощник, улики и поиск преступника - это все же скорее триллер развернутый на богатом историческом фоне. Увлекательный, жутковатый треш написанный и переведенный хорошим языком. Читать может и не слишком приятно, но и оторваться сложно. Хорош и чахоточный Сесил Винге - настоящий, если вдуматься, герой своего времени (да здравствует эпоха Просвещения, чьи рационалисты из дня сегодняшнего выглядят сущими романтиками и неуклюжими идеалистами), хорош и пьяница-дебошир Микель Кардель, всегда готовый дать в лицо за правое дело, по своему хороша и несгибаемая Анна Стине (и откуда только у нее такой ум и характер выковался!?!). Но, пожалуй, лучше всего получился Zeitgeist - дух времени и места событий.

Очень круто для дебютного романа. Лучший дебют 2017 по версии Шведской академии детективных писателей)))

zok, отзыв на книгу, скандинавская литература, швеция

Previous post Next post
Up