о провокации в искусстве.

May 20, 2016 17:32

Нет ничего удивительного в том, что люди искусства зачастую опережают свою эпоху по уровню свободомыслия.



Мне, как обычно, проще всего рассуждать об этом на примере художников, что для меня ближе всего. Хотя я почти уверена - что-то подобное происходит и в других областях искусства и науки.
Это не столько вопрос революционных настроений (я не беру частные случаи, лишь высказываю своё мнение по поводу общего направления), сколько особенность восприятия мира.
Художник, особенно в редкие моменты свободы от заказчиков, общественного мнения, остроактуальных проблем, критики, похвалы, попыток прославиться и прочего, оценивает то, что видит в первую очередь с позиции, которую проще всего обозначить словами "красиво/некрасиво".
Конечно, это очень субъективная оценка. И всё же - основополагающая.



Получается так, что когда человек решает, что хочет стать художником, он думает, что будет учиться творить красоту. А когда он становится на 500 миллионов эскизов ближе к своей цели - он уже не может выбирать видеть красоту или нет. Его учили и тренировали слишком долго. это умение становится рефлекторным. В какой-то момент ты начинаешь видеть мир пятнами, линиями, пропорциями.
С этого момента всё то, что (простите мне это пафос) для простого обывателя - провокация, голые бабы, пошлость, невнятность, безумие и прочее, прочее, прочее... то для художника - набор средств художественной выразительности, который либо даёт ощущение гармонии при первом же беглом взгляде, либо нет.



И тут уже не важно на что именно вы смотрите - работу признанного гения или начинающего ученика, на холст или бумагу, стену или костюм.Если увиденное мозг художника воспринял как гармоничное, то уже не имеет решающего значения что там - классический кувшин с яблоком или раздвинувшая ноги наркоманка.



В этом огромная сила искусства и в этом слабость людей имеющих к нему отношение - они часто бывают толерантны даже к самым осуждаемым в социуме вещам, если эти вещи удовлетворяют их эстетическое восприятие. Через пару секунд уже можно начать размышлять о технике, материалах, "а что он хотел этим сказать?" и т.д. Но это всё потом. После первого впечатления.



Поэтому в тех редких случаях, когда речь не идёт о работе на заказ по принуждению, об откровенном провокаторстве или попытке заработать славу, так же не имеющей отношения к искусству; а лишь об искренней работе мозга в поисках прекрасного и непостижимого - для художника нет ни слишком грубых ни запретных тем.



Это свобода, которая, правда, не многим понятна, а порой даже неприятна. Потому что идея о возможности увидеть красоту в смерти, боли, страхе, бытовухе, грязи - зачастую бывает непонятна и отторгается.
Не хочу показаться надменной: вся эта идея лишь в самых крайних случаях является проблемой непонятого гения и непонимающего быдла.
Чаще всего это вопрос общей эрудиции и обучения. Меня вот, не учили делать операции на сердце, потому мне этого процесса не понять. как не понять умения находить и строить пропорции тому, кто в этом не практиковался.



Что, однако, не оправдывает полного отсутствия вкуса, как не оправдывает безграмотных классическое "мы же не на экзамене!"
Общую образованность никто не отменял, в том числе и в вопросах искусства.

о себе, искусство, философия, мысли

Previous post
Up