С каждым годом окружающее мне все более напоминает пир во время чумы. Власть строит “нефтяную империю”, либеральные реформаторы строят рай западного типа, сильно отдающий Африкой, а большая часть народа делает вид, что все вроде бы хорошо, правда при этом современные родители не задумываются, что их нынешнее какое-никакое благополучие - это голозадость и вымирание их детей завтра(если они до этого завтра доживут, в чем лично я сомневаюсь).
Общая замутненность сознания может удивить даже самое развитое воображение. Отдельные вроде бы сознательные личности убеждены в бессмысленности какой-либо борьбы и предпочитают учиться “сборке-разборке Автомата Калашникова обр.1974 года калибра 5.45 мм”, ожидая “прекрасное новое завтра”.
А каково оно будет, это будущее?
Помнится, была такая интересная страна, читатели постарше могут даже вспомнить. Сейчас ни на одной карте, кроме посвященных военным конфликтам последних лет ее не найти. Называлась она СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия) или просто Югославия. У нас с ней много общего. До дрожи много общего. По сути - чем отличался хорват от боснийца, македонца, серба или словенца? Вероисповеданием, немного языком, районами проживания и ОЧЕНЬ СИЛЬНО уровнем жизни.
Долгие годы в Югославии за полными прилавками, лозунгами о светлом будущем дружной, единой и неделимой Югославии вызревал торфяной пожар, который в начале 1990-х превратился в огромное пожарище мирового масштаба. Как это произошло? А очень просто - все шло как сейчас у нас, в русле развития «демократического процесса», «многоукладной экономики» и «интеграции в мировой рынок», вместе со «сближением с Европой»!
Достаточно близкий уровень жизни по территории страны усиливает ее "связность", создает единство образа жизни.
Внедрение в экономику Югославии рыночного механизма привело в конечном счете к непредсказуемым последствиям, главным из которых было оживление национализма в отдельных республиках и краях, который был приглушен в послевоенные годы. Как ни странно, именно рыночные реформы, которые так и не привели к созданию единого механизма для общеюгославского внутреннего рынка, стали предпосылкой для обострения национальной проблемы внутри Югославии.
До 1950 экономика Югославии имела командную структуру. В 1950-х - начале 1960-х годов децентрализация шла неравномерно из-за конфликта между консерваторами и либералами, сторонниками централизации и федералистами внутри правящей партии - Союза коммунистов Югославии. Основной экономической проблемой СФРЮ, была неравномерность экономического развития составляющих ее регионов, для преодоления которой требовались совокупные усилия всей федерации.
Тогдашнее руководство СФРЮ постоянно держало в центре внимания вопрос о выравнивании экономического уровня развития республик, в результате чего объем промышленного производства в середине 1965 года в Боснии и Герцеговине увеличился в 8 раз, в Черногории в 21 раз, в Македонии - в 8,4 раза, в Косово в 5,6 раза. Тем не менее в этих республиках по сравнению со Словенией и Хорватией был значительно ниже уровень жизни, производства и занятости. Значительно осложнилось положение слаборазвитых республик после 1965 года, когда резко изменилась политика инвестиций. Основные средства вкладывались, главным образом, в развитие обрабатывающих отраслей промышленности, предприятия которых сосредоточивались преимущественно в Словении и Хорватии.
Например, в 1971 году инвестиции в основные средства производства Хорватии составили 23,7%, в Словении - 15,5% от общей суммы вложений в Югославии, тогда как в промышленность Македонии - всего 6,1%, Черногории - 3,6% инвестиций.
В 1976 году при доле в населении СФРЮ 6,7% доля Косово в национальном доходе страны составляла 2,0%, в промышленном производстве 2,3%, в сельскохозяйственном - 3,4%. Для сравнения посмотрим соответствующие цифры для Словении за тот же год: население 8,3%, национальный доход - 16,2%, промышленное производство - 19,5%, сельское хозяйство - 6,8% от общесоюзного.
В конце 1970-х г. Югославия начала вползать в экономический и политический кризис. Стали расти инфляция, обострились межнациональные отношения, начались взаимные упреки республик и краев, обвинявших друг друга в создании кризиса, споривших о том, кто за чей счет живет и т.д. После смерти общепризнанного национального лидера Тито в 1980-м конфликтов стало еще больше.
В 1980 доход на душу населения в Словении почти в два раза превышал средний по стране, тогда как этот же показатель в Боснии и Герцеговине составлял менее трети словенского.
На протяжении последующего десятилетия именно негативные последствия получили развитие. Налицо были признаки экономического кризиса: безработица, инфляция, рост внешней задолженности. Дополнительные реформы после 1983 привели к дальнейшему усилению роли рыночного фактора в экономике. Уже к середине 1980-х гг. СФРЮ перестала представлять собой единый народно-хозяйственный комплекс, хотя ситуация была еще сравнительно спокойная. Разногласия между республиками по тем или иным вопросам еще не приобрели ожесточенный характер, а экономический кризис и инфляцию удалось более или менее благополучно пережить за счет иностранных кредитов, наподобие РФ в 2000-ных, делающей то же за счет нефтедолларов.
Югославские СМИ в это время активно распевали песню о “стабилизации, экономическом росте, единстве, неделимости и братстве”.
В то же время возрастание рыночных рычагов привело к росту безработицы, закрытию нерентабельных предприятий, обострению социальной дифференциации. Сильнее всего это ударило по менее развитым южным и восточным районам страны. Возрастали различия в уровне жизни населения разных республик и краев. Это вызвало серьезные противоречия между народами, приводило к миграции населения из отсталых районов в более развитые и за границу (к слову, вспомните поток внутренней миграции с Северного Кавказа и Дальнего Востока в более благополучные районы РФ и Москву). В положении, напоминающем современный Северный Кавказ, оказались Косово и Метохия - край на юге Сербии. Аграрная перенаселенность этого края и невысокая степень индустриализации привели к более низкому по сравнению с другими республиками и краями уровню жизни. В экономическом отношении Косово было самым отсталым регионом бывшей Югославии, на 90% дотационным.
Произошло самое страшное для многонациональной страны: социально-политический кризис развитие сепаратизма.
Прологом распада СФРЮ стали дискуссии, начавшиеся в 1980-х годах между сторонниками углубления федерации государства и его противниками.
Во второй половине 1980-х годов маховик сепаратизма в СФРЮ уже набрал большие обороты, хотя и предпринимались безуспешные попытки разрешить противоречия между республиками.
Республики все чаще упрекали друг друга в национализме и шовинизме. Каждый находил свои аргументы, чтобы приступить к вытеснению представителей других национальностей из "своей" республики. Но, в конце концов, практически все пришли к выводу, что лучшим вариантом является независимость и самостоятельное развитие каждой республики.
Разрыв в уровне экономического развития и жизни между различными республиками Югославии нарастал. Число занятых на 1000 человек в Словении составляло 685 человек, а в Косово - 223 человека в 1988 году. По данным на 1989 г., средняя заработная плата рабочих и служащих Словении составляла 154% по отношению к среднему уровню жизни по стране, в Хорватии - 101,34%, тогда как в Косово - 58,98%, а в Македонии - 68,3%.
Новый виток реформ при правительстве А.Марковича в 1988-1990 носил радикальный характер и был ориентирован на решение кризисных проблем путем приватизации и введения интегрированного рынка (дежа-вю?). Приближалась расплата - экономическая катастрофа в 1989 году и кровавая развязка в 1991 году.
Первым шагом на пути этих реформ после самороспуска компартии в начале 1990 г. стало формирование многопартийной системы и проведение первых парламентских выборов в автономиях.
Приход после выборов 1990 г. к власти в ряде республик новых сил обострил уже обозначившиеся расхождения по поводу будущей судьбы общего государства. Однако введение многопартийности сверху на деле привело к легализации в республиках националистических, радикальных исламских партий и к формированию псевдодемократических правительств. Политическая борьба начала переходить в вооруженную фазу, а административные границы стали превращаться в ГОСУДАРСТВЕННЫЕ границы ВОЮЮЩИХ друг с другом государств. Что было дальше всем известно.
А теперь оглянемся вокруг...
Одним из принципов советской социальной политики было постепенное выравнивание регионов по главным показателям благосостояния. На общем фоне существенно выделялись столицы - Москва и Ленинград. В ходе перестройки и реформ региональная дифференциация резко усилилась.
В 1990 г. максимальная разница в среднедушевом доходе между регионами РСФСР составляла 3,5 раза. В 1995 г. она выросла до 14,2 раза, в 1997 г. уже была равна 16,2 раза. Ситуация сегодня только ухудшилась.
При этом произошло глубокое расслоение между регионами по уровню товарооборота. За время с 1990 по 2000 г. разница между регионами в розничном товарообороте на душу населения выросла от 3,1 до 24,4 раз и в объеме платных услуг от 3 до 83,4 раз. Примерно такая же разница между странами Западной Европы и такими странами как Республика Чад, Гаити и Королевство Непал. Ура, товарищи! Мы вышли на мировой уровень по всем направлениям!
Это путь к катастрофе! На протяжении последних 15 лет мы шаг за шагом повторяем Югославский путь. Неужели и наша история закончится долгой, кровавой и бессмысленной гражданской войной? И страна превратится в набор Бантустанов и Демократических Республик Урюпия, доживающих последние годы на периферии цивилизации.
Когда все пойдет под откос и окончательно развалится, будет у нас только два варианта - оптимистический и пессимистический. Первый таков. Отстрелявшись друг по другу и ” миротворцам”, добив все оставшееся производство, науку, медицину и образование, попытаться восстановить нашу государственность (так сказать в рамках русского или советского цивилизационного проектов) на каком-нибудь осколке бывшей России, вроде ДВР и юга Сибири. Правда, единственным путем к выживанию будет игра на противостоянии Китая, т.н. “молодых азиатских тигров”, Японии и США. Подмазываться придется ко всем подряд и по очереди. Может и получиться плацдарм для “собирания земель русских”. Лет через 50-100. Второй вариант - превратится в международную ресурсную проститутку. Или просто исчезнуть. Что, впрочем, равноценно.
Это если ничего не менять ПРЯМО СЕЙЧАС.
Не спрашивай - по ком звонит колокол? Колокол звонит по тебе!