Атланты Эрмитажа. Размеры и технологии.

Apr 03, 2024 13:01

2 апреля 2024 года я провел видеоконференцию на Народном Славянском радио по теме атлантов Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге. К моему удивлению тема вызвала достаточно большой интерес. И я понял, что нужно написать подробную статью.

Для начала видео. Обязательно посмотрите, ибо в письменной части на лирику и прочий справочный материал я отвлекаться не буду. Всё сказано в видео.

Ссылка на оригинал видео на НСР. https://www.youtube.com/live/qzGaijGRnWk?si=ViM-nA4GlNV3Md9p

Теперь текст.

Сперва несколько тезисов из видео.

1. Материал атлантов - не гранит, как указано во всех справочниках. На самом деле это переходная форма от гранитов к гнейсам.
2. Во всех справочниках высота атлантов - 5 метров. Это неправда. На самом деле их высота порядка 5,40-5,45 м.
3. Официально преподносится, что атланты устанавливались непосредственно во время строительства. Мои измерения и наблюдения говорят об обратном. Атланты - это декор установленный позднее. В момент установки атланты вывешивались на цепях (возможно иным способом) через отверстие в мощном швеллере, который скрыт накладкой формирующей балку перекрытия (архитрав). Я об этом писал в своей статье в 2020 году. Затем под них пододвигалась тумба имеющая соответствующий угол подгонки и атланты опускались на тумбу. Таким образом атланты по сей день имеют жесткую привязку к балке перекрытия, что обеспечивает сохранность пальцев рук и всей верхней части скульптуры от изломов. Однако нижняя часть не имеет жесткой привязки и гуляет вместе с тумбой в силу тысячи причин. Это температурные колебания с дельтой расширения, акустическая вибрация, просадка несущих конструкций (коробки здания и фундамента) и пр. Поэтому у части атлантов поломаны ноги в зоне ступней, где самое слабое место.
4. Атланты имеют анатомические отклонения от стандартов современного человека. Списывать на то что "я художник, я так вижу" нельзя. Ошибки слишком нарочитые, тем более что общая анатомическая детализация очень высокая и правильная.
5. Законы симметрии и законы композиции указывают на то, что атланты выдернуты из общей композиции. Резонный и открытый вопрос - где остальная часть композиции? Частичный ответ дают колонны которые находятся внутри здания Нового Эрмитажа. Там есть огромный зал с колоннами из серого гранита, визуально очень близкого к атлантам. Кроме колонн ничего нет, зал пустой. Создается впечатление что это артефакты единой композиции, из античного прошлого.
6. Атланты сделаны из природного камня механической инструментальной обработкой. Никакой лепки или отливки нет. Все атланты разные, как в геометрии, так и в элементах декора.
7. Как сделано - никто не знает. И я не знаю. Чем шлифовали и чем полировали я тоже не знаю. Знаю лишь то, что надпись выдолбленная зубилом с фамилией Теребенева крайне примитивная, а вторичная полировка испортила цвет камня от естественного к чёрному.

Теперь картинки. Все фото кликабельны. Напоминаю, что фото в полном разрешении только в ЖЖ.

Начну с надписи. Видим примитивное исполнение надписи и тёмный ореол из-за вторичной полировки по другой технологии. Предполагаю что потемнение вызвано высокой температурой, то есть тёрли чем-то высокооборотистым. Если вы сейчас придете на любое кладбище и увидите памятники из габбро, то они будут почти чёрного цвета. Это как раз из-за полировки болгарками (шлифмашинами), ибо сам габбро в природе серый, примерно как атланты. Возможно это след какой-то пасты на основе кислоты.




Далее. Фото крайнего к Дворцовой площади атланта. Очень хорошо видно текстуру кварцевых или плагиоклазовых жил в нижней части статуи. Это почти гнейс.  А в верхней части статуи текстура из жил почти отсутствует. То есть вверху почти гранит. На лицо факт тщательного отбора камня и его позиционирование при изготовлении атланта таким образом, что самая красивая и богатая палитра камня внизу, там где глаза зрителя.




Далее. Размеры. Я измерял там где ровное основание, это три пролёта. От основания до балки перекрытия высота составляет 6,547 м, 6,535 м и 6,536 м.




Размеры  атлантов. Высота атланта в 525 см измерена точно, возможное допущение лишь зазор между архитравом и атлантом. Он может быть до 2 см. Нет возможности измерить насколько пальцы поднимаются на архитрав, на вид порядка 15-20 см. Таким образом общая высота атланта как памятника составляет порядка 540-545 см.




При установке атлантов их сперва вывешивали и под них подставляли тумбу из розового гранита. Каждая тумба имеет характерный уклон порядка половины градуса. После того как тумбу подставили, атлант опускался на 1-2 см. Таким образом получается, что каждый атлант имеет отклонение от вертикали порядка половины градуса или порядка 2-4 см на всю высоту. На тумбах этот угол отклонения находится в дельте 5-7 мм. Без измерительного инструмента на глаз вы эти значения отклонений не увидите. Высокопрофессиональная работа и умное инженерное решение.




Я предполагаю, что каждый атлант армирован изнутри. Еще на этапе камня в форме кубика в него был вмурован металлический штырь с крюком на конце. На какую глубину я не знаю, но скорее всего не мене чем на метр. Этот штырь зафиксирован свинцом или иным клеем. После этого шла обработка до придания камню формы статуи. За головой атланта находится "капюшон", в котором и находится крюк. "Капюшон" очень мощный, толстый, составляет единое целое с пальцами рук. Он формирует достаточно большую площадку порядка 0,75 квадратного метра, что обеспечивает как жесткость фиксации, так и запас прочности всей верхней части атланта. Если бы там не было крюка и атлант не был бы вывешен, то с высокой степенью вероятности мы бы видели и поломанные пальцы и прочие изломы. А скорее всего, и разрушение (падение) статуи.




Напоминаю что это моё предположение как профильного специалиста. На основании того, что я вижу. Я несколько лет назад делал попытки связаться с инженерной службой Эрмитажа, но все мои просьбы не были услышаны. Знаю, что в 2000 году шла реставрация этого портика и должны быть люди, которые заглядывали в щель между "капюшоном" и швеллером. Есть там крюк и цепь, или нет? Может не цепь, может иная система которая допускала вывешивание атланта. Например система шарниров, то есть рычаги, ролики, шестеренки и болты (заклепки). А может вообще веревки или тросы, атланты в общем-то не очень тяжелые, порядка пары-тройки тонн.

Швеллер очень хорошо видно на следующем фото. С внешней стороны швеллер спрятан П-образной каменной накладкой, скорее всего из известняка. Но сейчас он покрашен, и породу камня я точно назвать не могу.  С вероятностью 90% это известняк, хотя может быть и мрамор. Гранит вряд-ли, иначе бы его не стали закрашивать, наоборот всячески бы подчёркивали. Да и мрамор вряд-ли бы стали красить, нашли бы способ его реставрации, ведь он красивый. Есть сотни способов реставрации мрамора. А раз шпаклевали и красили, значит, скорее всего, известняк. Силовой нагрузки он практически не несет, просто декоративная накладка. Вся нагрузка на швеллерах.




Атланты не имеют иных точек крепления. Между пилонами и атлантами сквозная щель.




Далее. Геометрические отклонения. Все атланты разные. И все элементы имеют дельту. Например если взять правую ногу атлантов, то в самом узком месте в зоне щиколотки  окружность варьирует в дельте 76,5-79 см. А в зоне икроножной мышцы, в самом толстом месте, окружность варьирует в дельте 134,2-135.2 см.




Пальцы ног свисают в дельте от 5 до 20 мм.






Лица, завитушки, элементы декора  - у всех атлантов разные. Вот фото лиц, сравните. Можете вспомнить советское прошлое и игру "найди 10 отличий". На самом деле там не 10 отличий, а вообще всё разное.






Теперь покажу нарушения анатомии. Их способен увидеть только профессиональный художник или хирург. Все не буду показывать, покажу только самые нарочитые.

Для начала классические нормы пропорции для мужской фигуры. Это то, с чего начинается обучение в любой художественной школе. Во всяком случае меня начинали учить именно с этого.




А теперь я покажу атлантов.




Перед нами на лицо грубейшее искажение норм пропорции ног у атлантов. Расстояние от пола до середины коленной чашечки должно равняться расстоянию от коленной чашечки до тазо-бедренного сустава. Пощупайте у себя, там косточка торчит, называется "большой вертел". На картинке линия по факту нарисована красным цветом. А желтой линией я нарисовал где на самом деле должна быть эта самая косточка "большой вертел". И примерно нарисовал линию ягодиц и ноги как должно быть. Если не верите, подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Если, конечно, у вас правильная фигура. У нормального здорового мужчины должно быть именно так.

В случае атлантов у нас искажение норм пропорций очень явное. Мне, например, это всегда резало глаз, с детства. Искажение порядка 15%!Ведь за такое в художественной школе запросто можно получить двойку. А вот товарищ Теребенев, который якобы сделал этих атлантов, за это получил звание академика.

Идем дальше. Смотрим на подъём у ступни. Сперва как должно быть.


А теперь как по факту и красной линией как должно быть.






Мы видим и щиколотку неестественно толстую и шишку на подъёме ступни.  Так же на этих фото посмотрите на мизинец. Он в согнутом состоянии. Когда человек стоит на полу у него мизинец так сгибаться не может. Когда человек стоит, все пальцы ног у него ВСЕГДА вытянуты и опираются на пол. Здесь же мизинец согнут и вообще висит. Блин, ну как за такое можно давать звание академика? Церетелли что ли вручал? Или автор Алёнушки?




Даже у Алёнушки пальцы ног правильно сделаны. Правда глаза окаянные и нос сифилис съел. Ладно, идем дальше.

Смотрим опять на пальцы ног. Стрелочкой я показал дырку в том месте, где находится сустав. Удивительное дело, вены прорисованы идеально правильно, только слишком вычурно, а вот о суставе большого пальца скульптор почему-то не позаботился. Наверное до подагры еще не дожил.




Есть там и иные анатомические недостатки, но они менее явные и не специалисту их знать в общем-то и не нужно. Не бросаются в глаза, и ладно.

Ну и на закуску покажу те самые колонны, которые внутри Нового Эрмитажа.




Очень похоже на то, что когда-то в прошлом это всё было единой композицией. И если предположить что атланты стояли рядом по одной из стен, то на противоположной, скорее всего, были фигуры кариатид. Например вот так.




Кстати, на этом фото кариатиды тоже лишь декор. Козырёк балкона на них не опирается. Там проставка из мягкого материала - минваты или пенополистирола, зашпаклевано и окрашено.

Так, вроде всё рассказал и показал, ничего не забыл.

На этом откланиваюсь, всем спасибо.

Эта статья на Дзене.

п.с.
Мои книги, ссылки на издательство:
- Когда утонул Пра-Питер 2022 г.
- Другая История Руси. Новгород. Киев. 2024 г.

Книги так же можно купить на озоне и вайлдберрисе по соответствующему названию книг.

малый эрмитаж, культура, Санкт-Петербург, Теребенёв, история, атланты

Previous post Next post
Up