Зачем выкопали Новоладожский канал? Ответ.

Oct 18, 2021 16:45

Я уже не однократно в статьях и в выступлениях вскользь говорил о причинах, побудивших начать копать новый канал вдоль берега Ладожского озера. Однако, даже мои друзья и соратники не очень четко это понимают до сих пор. А по сему в данной статье я подробно покажу и расскажу что и как.


Начну с официальной информации. В начале 18 века в период с 1719 по 1730 гг был выкопан канал вдоль берега Ладожского озера. Он соединил устье Невы и устье Волхова. Однако сразу после запуска в эксплуатацию канала выяснилсь, что проходка судов по нему невозможна без зашлюзовки. Сперва сделали шлюзы в концах канала, позднее их строили и в среднем русле. Однако особого результата это не дало и канал функционировал с большими проблемами. Создавались отводы от пересекавших канал речек, они питали систему водосборных прудов на случай засушливого периода. В середине 19 века, когда появились паровые машины, они качали воду в канал из Волхова. В общем, что только не делали, но толку было мало.

Официальная историография никак не объясняет причину того, почему выкопанный вдоль берега Ладожского озера канал оказался неработоспособным. Всё объяснение сводится к туманной фразе типа того, что канал заиливался и от того обмелел. Но это не более чем отмазка. В мире множество каналов, которые прекрасно чистятся, углубляются и продолжительное время функционируют. А тут не успели выкопать, и уже заилился. И ни один подрядчик не брался углублять канал. Странно, не правда ли?

Если не знать некоторых исходных данных, то задачка действительно неразрешимая и ответа по ней нет. Совсем непонятным окажется вопрос зачем при этом параллельно старому каналу выкопали новый канал, который прекрасно функционирует и по сей день. И есть подрядчики которые за денюжку охотно его периодически чистят и углубляют.

Попробуйте решить задачку сами.

Итак, условие задачи.

- Имеем точку А из которой оба канала вытекают.  Это на самом деле одна точка. Один уровень воды. Изначально выходы Староладожского канала и Новоладожского канала в устье Волхова находились на расстоянии всего в 300 метров друг от друга. Позднее, когда шла эпопея с зашлюзовкой, отвод Староладожского канала пытались увезти вверх по течению Волхова на 1,3 км, но и это не спасло. Оно и понятно. Там если и будет разница в уровне воды, то она будет измеряться считанными сантиметрами. С учетом проектной глубины канала в 2,5 метра - это ничто.
- Имеем точку В в которую оба канала впадают. Это устье Невы, расстояние между каналами менее 100 метров. То есть уровень воды снова одинаковый.
- глубина каналов примерно одинаковая. Оба по проекту были порядка 2,5 метров при среднем уровне воды в озере.
- перепад уровня воды между точкой А и точкой В согласно современным исследованиям порядка 60-65 см.
- каналы прокопаны параллельно на незначительном расстоянии друг от друга. В некоторых местах между каналами всего 100 метров.

Вопрос. Почему Новоладожский канал работает без всяких шлюзов, а Староладожский не работает, даже с учетом нескольких шлюзов и системы запаса воды на сухой период?

Заинтриговал? Действительно забавно. А чтобы вы помучались и подольше подумали, я в статье немного отвлекусь. А решение задачи с ответом будет в конце статьи.

Хочу сказать, что эти каналы весьма интересны и с культурной и с исторической точек зрения. Там ужасно красиво. Не смотря на суровый северный климат, эта часть Ладоги и эти каналы очень напоминают дельту Волги. Тут свой особенный микроклимат. Отвалы каналов обросли красивейшим кустарником и лесом с нависающими над водой ветвями. Берега поросли густой стеной камыша. На бОльшем своем протяжении каналы достаточно малолюдны, по сути кроме рыбаков там никого нет. Летом в жаркую погоду могут встречаться дикие туристы. Но их не много, ибо летом очень много комарья и слепней, особого удовольствия они не доставляют. Я последние годы вообще отказался от ночевок на канале, предпочитаю спать в открытом море в лодке, а если и ставлю палатку, то непосредственно на берегу озера, где есть хоть какой-то ветерок и кусачих насекомых всё ж поменьше. А еще вдоль каналов бродит множество разного дикого зверья, и не всегда безобидного. И хрюкают, и чавкают, и воют, и пакет с харчем или рыбой запросто могут разорвать и раскидать. Если не спрятать или не упаковать грамотно. У меня было такое. Потом собирал по окрестным кушерям. Особенно стрёмно когда около палатки это вошканье. И змей там придостаточно. На открытой воде как-то спокойнее. Кинул якорь и спишь себе спокойненько.

На протяжении русла каналов имеются несколько поселков. Причем некоторые из них достаточно дикие, основным транспортом для местных жителей являются катера и лодки. А зимой по льду накатывают дорогу.  Есть и сухопутный путь, но он только для транспорта повышенной проходимости. Скажем так, УАЗик или Нива проедут, обычная машина нет. Если только кроссовер, да и то по сухому и только летом. Однако, все идет к тому, что дорогу наверное все ж сделают, ибо эти деревни последние несколько лет стали активно застраиваться, дачники и сюда добрались. Ну, как дачники. Это практически те же рыбаки, только с удобством для себя любимого. Домик, гараж для катера, банька... К каждому дому есть подход по воде.

Одной из таких деревень является Дубно. Я в сентябре этого года туда специально заскочил и снял ролик про местный шлюз. Он весьма примечательный. Представляете, там стоят гранитные колонны. И, как оказалось, не только гранитные. Еще и из камня по внешнему виду очень похожему на кварцит. Декоративные навершия у колонн так же из условного кварцита.

Я когда снимал, случайно нажал пальцем на стоп и из-за этого получилось два ролика. Монтировать в один ролик мне лень. Очень рекомендую посмотреть оба ролика. Особенно людям интересующимся историей. Я многое объясняю и показываю. В том числе технологию изготовления. А так же делаю выводы. В роликах видно, что в данном месте разница в уровне воды между Староладожским каналом и Новоладожским каналом порядка 210 см.

1 часть.

image Click to view



2 часть.

image Click to view



Посмотрели? Правда интересно? Теперь не будет непоняток в технологии изготовления этих колонн. Я то чего только не услышишь.

Ладно, возвращаемся к нашей задачке.

На самом деле, ответа у этой задачи нет.  Если мы принимаем официальную версию истории и официальную версию геологии этих мест. Если же мы в условие задачи вносим дополнительные вводные, то задачка решается очень легко и просто. Те, кто давно читает мои статьи и слушал мои выступления, хорошо знают о том, что я последовательно доказываю факт серьезнейших тектонических подвижек в относительно недавнее историческое время. Я не говорю о причинах. Я говорю только о следствиях. И показываю следы этих самых тектонических изменений. Последней такой моей работой был Великий Новгород. До этого я показывал следы как минимум трёх событий  на примере разрывов гранитного массива под Выборгом. Собственно вся история Санкт-Петербурга - это ни что иное как его посткатастрофное воскрешение. Основное катастрофичное событие по моим расчетам произошло в период конец 12 - середина 14 века, оно было планетарного масштаба. Потом были различной силы афтершоки. Эти афтершоки были локальными и растянутыми по времени. Последние из них прошли в 19 веке. Собственно, как выясняется, именно в 19 веке и установился тот уровень топографии и уровня мирового океана в которых мы сейчас и живем. На примере Староладожского канала я сейчас и покажу как это происходило в 18-19 вв.

Когда  царь Петр I давал указание на создание проекта под постройку канала была одна топография. То есть условия задачки были вполне конкретными. И тогдашние инженеры сделали проект под условия которые имелись по факту. Не надо думать что старые инженеры были дурачками. Нет. Не были. Тем более под такой масштабный проект. Это вам не песочницу выкопать. Нет, это огромнейшее технологическое сооружение с огромными финансовыми и иными затратами. Там не только миллионы КАМАЗов грунта нужно выбрать в отвалы, но еще и выкорчевать поросли, укрепить берега, сделать отводы в озеро, включая каналы в самом озере, ведь там у берега очень мелко на километры. А еще нужна инфраструктура, дороги, харч, места для проживания рабочих и обслуживающего персонала, в том числе зимой. Только вдумайтесь! И не забывайте что совсем рядом еще и город строится. И прямоезжей дороги с Москвой и прочей материковой Россией еще не было. Ладно, это отдельная история, не буду углубляться.

В общем когда начали  строить канал в 1718-1719 гг была своя топографическая карта. Какая она была я выяснить не смог. Нет подробных карт того периода. Однако есть очень подробная карта периода когда канал уже был построен, и даже частично зашлюзован. Карта датируется 1742 годом и это похоже на правду. Во всяком случае датировать её периодом ранее 1731-32 года точно не получается. Ибо присутствуют шлюзы и имеется отвод вверх по руслу Волхова на 1,3 км. Но нам и этого будет достаточно для решения задачки.

Вот эта карта  в масштабе. Кликабельно.



А вот её увеличенный фрагмент в интересующем нас месте.



Правой границей картинки я указал устье Волхова. В левой - устье Невы. То есть весь участок Староладожского канала. Он обозначен на карте. Обратите внимание на острова вдоль берега. Запомните их.

Теперь для привязки я покажу современную спутниковую карту.



 К сожалению формат гугл карт и карт яндекса таков, что шаг масштабирования слишком большой и пропорционально карту на экран вывести не получается. Как я не пытался. А по сему правую часть фрагмента карты я взял как в карте 1742 года, это устье Волхова, а левую границу обрезал как получилось по размеру экрана монитора. Но для привязки по точкам нам и этого достаточно. Тем более что какие-то участки с необходимой мне детализацией я брал с навионикса. Это такая карта для рыбаков. На ней и берег показан намного точнее и глубины показаны с шагом изобат в пол метра. Но эта карта у меня на телефоне и она очень большого масштаба, слишком детализована, так что показать её аналогичным образом не получится никак.

В общем я все современные координаты береговой линии спроецировал на карту 1742 года. Конечно эта карта с искажениями, все таки это 1742 год, а не 2021. И я это учел насколько возможно. Нам сантиметры ловить и подгонять нет надобности, нам важна примерная граница берега. И вот я её нарисовал.




Красная линия - современная береговая линия.
Синяя линия - Новоладожский канал.
Зеленая стрелка вниз - остров который стал материком. Рядом голубая стрелка  - этот остров остался ныне как полуостров.
Цифры 1, 2 и 3 - деревни Дубно, Лигово и Чёрное.
Красные звезды - отмели которые раньше были островами. Левая звезда показывает обширную отмель глубиной до 1 метра. Я её хорошо знаю, да и вообще её все рыбаки местные знают.  Это сплошное поле камышей сейчас. Правая звезда это так же обширная отмель, но уже на глубине порядка 2,5 метров. Это так называемые Варецкие банки, так же хорошо известные всем местным рыбакам. По Навиониксу там глубина показана в 2,5 метра. Однако, я там за многие годы всё очень детально прошелся с эхолотом и он рисовал местами глубины всего в 1,5 метра. К сожалению мой эхолот не имеет возможности передачи карт. Они в памяти эхолота. Но, поверьте мне, это действительно так. Между звездами острым носом торчит полуостров, он именуется сегодня как остров Птинов. На самом деле там несколько мелких островков обросших камышами. Некоторые даже собственные названия имеют. А на карте 1742 года он подписан как остров Тиный. Эти острова представляют собой насыпи гранитных камней. И еще из примечательного. От острого носа Птинова под углами как лучи звезды расходятся две каменные гряды и они тянутся на километры в глубь озера. На спутниковых картах их не видно, и ни на каких картах, даже у Навионикса, они не показаны. Но все местные рыбаки их знают, там винтов побито без счета. Очень опасное место. Если в волну туда понесет - капец. Когда швартуются к острову, эти каменные гряды обходят с поднятым мотором минимум метров за 200. Эхолот показывает что эти гряды шириной  порядка 8-10 метров. Явно что-то рукотворное. Вопрос без ответа - когда, кем и зачем они созданы? Еще раз повторю, длиной километры, тянутся в глубину.

Вот этот бывший остров на карте Навионикса. Современные Варецкие банки. Самую мелководную область я выделил синим цветом. Глубины так же подписал.  Контур изобаты в 3 м выделил пунктиром.




Теперь ответ на вопрос, как так получилось. Ну в смысле, береговая линия изменилась.  Ответ такой. Есть так называемый Балтийский глинт. Это уступ, который тянется от Таллина до устья Свири. На картинке он показан пунктирной линией.



 Но, это так называемый большой глинт. Есть ещё малый глинт, который официальной наукой не описывается. Но он есть и тянется параллельно большому ближе к берегу. Я его охарактеризовал и впервые ввел в публичное обращение в 2016 году. На этом самом малом глинте стоят пригороды Санкт-Петербурга - Сосновая Поляна, Стрельна, Петергоф, Ломоносов и пр.. Вы были в Петергофе, видели большой каскад? Вот это и есть тот самый малый глинт.



По моим расчетам большой глинт образовался единомоментно в краткосрочный период. Это то самое событие, при котором крепости Кингисепп, Ивангород и Копорье отодвинулись от берега моря на несколько километров и возвысились над уровнем моря на десятки метров. При этом крепость Копорье потеряла свою функциональную значимость так как более других отодвинулась вдаль и ввысь, а речка на которой она стояла превратилась в ручеек. Это то самое событие в результате которого Великий Новгород был разрушен и засыпан слоем селя. Это был первый или один из первых афтершоков после грандиозного убийственного катаклизма погубившего античность. Это конец 30-х годов 13 века по официальной хронологии. Или середина 14 века по Новой хронологии. Эпоха Батыя и Александра Невского.

А вот малый глинт поднимался в долгосрочной перспективе. Постепенно. И подъем его пришелся на период с середины 17 по начало 19 века. Возможно он и ранее поднимался, просто изменения береговой линии не фиксировались картографами из-за того, что ввиду угла уступа они не сильно меняли топографию. Именно благодаря поднятию малого глинта и всплыли руины древнего города на останцах которого Петр I и стал строить Санкт-Петербург.

Поднятие малого глинта не было линейным.  Глинт проходит по стыку Русской платформы и Скандинавского щита. В глубине земной коры огромные разломы, считается что их аж 4 штуки и тянутся они на тысячи километров. Так вот, глинт не линейно поднимался.  Он формировал уступ, при котором верх поднимался, а низ опускался.  Это от давления одной тектонической плиты на другую. Всё просто. Вот мы и видим, что одни части опустились, это бывшие острова, а ныне отмели, а другие части поднялись.

Когда при Петре I начали строить канал были одни условия и одна топографическая карта. Когда построили, ситуация изменилась. Начали ломать голову, что делать. Сперва шлюзы построили, не помогло. Потом воду из речек стали собирать. Дало эффект, но кратковременный. Именно по-этому и подрядчиков на то чтобы углубить канал не было. Дураков нет, все прекрасно знали что берег ушел далеко и земля поднимается. И не известно как долго и далеко это все зайдет. А когда в середине 19 века появилось понимание того, что процесс поднятия суши и ухода воды закончился, быстренько (за 5 лет!) выкопали Новоладожский канал. Вот и всё. Логично, ясно и понятно.

Правда просто?

Надеюсь рассказал убедительно и понятно. Всем спасибо.

Староладожский канал, Ладога, альтернативная история, Новоладожский канал, история, Ладожское озеро, Новая Ладога, Нева, Дубно, Волхов

Previous post Next post
Up