Статья будет объемной с большим количеством фотографий. И очень интересная.
После изучения колонн Выборгского залива, чему у меня посвящены две статьи (
1 статья - основная и
вторая статья с дополнениями), оставался открытым вопрос об их возможной принадлежности к колоннам Мавзолея Павла Первого в городе Павловск Ленинградской области. И нужен был детальный анализ. Чему, собственно, я и посвятил исследовательский день. Однако, поскольку сам по себе Павловский парк весьма примечательный, я не ограничился одним Мавзолеем. Теперь всё по порядку.
Начну с главного. Колонны Мавзолея Павла I никаким образом не соотносятся с колонами Выборгского залива. Ни по паспорту гранита, ни по размерам. То есть, колонны Выборгского залива в своем роде уникальны. В Санкт-Петербурге и его окрестностях нет памятников, зданий и сооружений к которым данные колонны были бы тождественны.
И так, Мавзолей Павла I. Выглядит он вот так. Сразу отмечу, что все фото кликабельны. Кликните на фото и оно откроется в полном размере.
Это спереди.
А это сзади.
Высота гранитного подиума 142 см.
Я его измерил заранее предполагая возможный вариант того, что колонны уходят ниже подиума. Однако нет, колонны стоят на подиуме. Хорошо виден их нижний край.
Теперь что касаемо самих колонн. Во-первых хочется отметить тот факт, что они производят впечатление чего-то очень старого. Да, они полированы, но каверны очень глубокие. Кроме того все покрыты трещинами. Характер трещин говорит о том, что основание под колоннами не устойчивое. Трещины во всех осях, и в горизонтальных и в вертикальных.
У меня есть стойкое убеждение в том, что эти колонны очень долгое время находились где-то в другом месте, возможно так же валялись долгое время где-нибудь в Финском заливе или в окрестностях Петербурга. И были приспособлены к Мавзолею Павла I по факту. То есть по наличию. Имелось четыре одинаковые колонны и им нашли применение. А, возможно, и сам Мавзолей ни что иное как что-то восстановленное из древних руин. Косвенное указание на это есть в самом парке, все признаки поздней перестройки имеет и Павловский дворец (о нем ниже), и парк с его ландшафтом и коммуникациями, и содержимое парка.
Если колонны Выборгского залива отшлифовать и отполировать, то мы увидим что-то очень схожее.
Второе, что хочется отметить, это паспорт гранита. Он уникальный. Ближе всего к колоннам Казанского собора. Что-то среднее между колоннами Выборгского залива и Казанского собора. Колонны Мавзолея имеют ярко выраженную овоидную структуру близкую к правильной геометрической округлой форме. Количество рапы на единицу площади очень высокое. Рапа крупная. Средняя рапа имеет диаметр 3-7 см, при этом отмечается высокий процент рапы размером до 9 см и даже встречается рапа размером до 12-13 см.
А здесь совсем уникальный случай. Рапа размером в 30 см.
Третье, что хочется отметить, это размеры колонн. Высотой они 660-662 см, диаметр в нижней части (в основании) составляет 115,5 см, 115,0 см, 113,5 см и 113,0 см. Напомню что колонны Выборгского залива имеют следующие размеры:
- колонна ближняя к берегу - длина 928 см, толщина в торцах 112 см и 139 см.
- колонна дальняя от берега - длина 923 см, толщина в торцах 131 и 135 см.
Высота от подиума до потолка портика 710 см.
Капители колонн так же гранитные.
Мавзолей имеет цокольный вентилируемый этаж. На трех сторонах по три вентиляционных отверстия, то есть всего их девять. Что внутри цоколя я не знаю. Мавзолей закрыт для посещения.
Стены из известняка. Чего то древнего на вид известняк впечатления не производит. Очень похоже на то, что он действительно имеет возраст указанный официально для Мавзолея. То есть ему два с копейками века (постройка 1805-1810 гг).
Ладно, с Мавзолеем закончим.
Теперь сделаем прогулку по парку. Она очень увлекательная будет.
Начну пожалуй с флоры. В парке много разной ботаники, причем весьма примечательной. В частности меня очень удивили некоторые породы деревьев не характерные для местной локации. В частности лиственница и кедр. В целом парк ухоженный, идет активная санация деревьев, по периферии парка густой подлесок от чего парк очень сильно похож на дикий лес. Птички-синички, уточки, а так же белочки присутствуют. Так что всем кто будет в Питере летом очень рекомендую посетить сие чудное место. Но только после Екатерининского парка в Пушкине, тот парк просто обязателен к просмотру. Тем более сейчас, когда нет китайцев. Так же хочу предупредить, что парк в Павловске очень большой, если захотите обойти все закоулки, то готовьтесь намотать порядка 10 км, так что обувь берите удобную. Лавочек на посидеть и отдохнуть имеется в наличии достаточно.
Как я уже сказал, в парке идет активная санация деревьев. Что мне как исследователю просто бальзам. Я выбрал для анализа толстую ель и толстую сосну. Интересовал их возраст. Начнем с сосны. Прямо у Мавзолея имеется куча поленьев от спиленной сосны.
Диаметр ствола был никак не менее 63 см.
Чтобы легче было считать кольца, помазюкал древесину землицей.
Сосне оказалось 145 лет. Примечательно то, что за последние 40 лет радиус увеличился всего на 2 см, то есть диаметр лишь на 4 см. Очень тонкие кольца. Можно сказать что рост дерева почти прекратился достигнув определенного размера. При этом первые 100 лет, а особенно первые 30 лет, дерево росло очень быстро. Этот факт нужно взять в копилочку.
Следующим для анализа был взят пень ёлки. Нашел большой пень, в диаметре аж 120 см.
Дереву оказалось всего 64 года. Обратите внимание что расстояние между кольцами до 1,5 см. Так что всем кто захочет у себя на дачном участке посадить ёлочку советую учесть, что вас ждет через условные 50 лет. Будет дерево с девятиэтажный дом и более метра в диаметре.
Дубов спиленных в парке не нашлось. Как минимум мне не попалось таких пней. Вообще дубов там мало. Был один старый дуб, сердцевина отсутствовала, зашита листовым железом. На удивление дуб живой, зеленый. В целом по спиленной сосне и характеру имеющейся флоры можно судить о возрасте парка. Ему вряд ли более полутора веков. То есть когда строился Дворец и Мавзолей данная местность была голой. Или почти голой.
В парке имеется ряд ручьев, канав и запруд. По берегам произрастают удивительного размера листочки непонятной породы. Я даже попросил проходящую мимо симпатичную девушку запечатлеть меня для истории. Не каждый день встретишь такой "лопушок", тем более в Питере.
Недалеко от Мавзолея я увидел останцы ворот. Меня привлекла языческая символика.
Вообще тут нужно отметить то, что в Питере и его окрестностях сплошь одно язычество. Куда не сунься. Сейчас я это воспринимаю как норму, но несколько лет назад, когда я только окунулся в историю чуть глубже чем предписывают рамки учебников, для меня это было большой неожиданностью и никак не поддавалось хоть какому-то объяснению. Пока не изучил суть религии. Сейчас мне всё ясно и понятно. Что касаемо Санкт-Петербурга, то, к примеру, в нем нет ни одной церкви с так называемыми
православными крестами постройки ранее 1905 года. Кому интересно рекомендую к прочтению мою
статью о религии. В ней 5 частей, там все подробно. Почему разная архитектура церквей, разная форма и цвет куполов, крестов, что это всё означает, как работает и так далее.
Вернемся к воротам.
Мне стало интересно, из какого они металла. Вдруг бронза. Нет, оказался чугуний.
Под стойками ворот гранитные блоки. В блоках вмурованы "болты". Скорее всего залиты свинцом. К этим блокам стойки прикручены гайками.
Далее гуляя по парку в сторону Дворца я приметил статую. Уже несколько лет такого рода статуи у меня вызывают жуткий интерес. Внимательное изучение статуй обычно дарит массу позитивного настроения, не говоря уже о новой полезной информации. И ожидания меня не подвели.
Во-первых меня прильнула поза статуи. Не каждый день увидишь женщину так раскорячившуюся. То ли спина жутко чешется, то ли за спиной мешок с грузом..
Думаю, надо прочитать табличку, кто такая. Оказалась Ниобида.
Сзади статуи гравировка, чьих рук дело, с датой. Корявенько правда как-то.
Не найдя ответа от чего бабу так раскорячило двинулся далее и увидел еще одну статую. Тоже баба и тоже раскорячилась. И снова за спиной то ли мешок, то ли стая блох. Подхожу читаю. Тоже Ниобида. О как.
Посмотрел вокруг, где еще есть статуи, заприметил. Иду к ней. Подхожу и... Офигеваю. Тоже Ниобида.
Правда в этот раз без блох и раскорячек.
Тут у меня уже появился спортивный интерес. Думаю раз такое дело, чтобы никого не обидеть, обойду всех Ниобид. Во что бы то ни стало. Огляделся, увидел в обозримом азимуте площадь с кучей статуэток. Туда и двинулся.
Как оказалось, там присутствовали и девочки и мальчики. Естественно бронзовые. Начал смотреть всех подряд. Первым оказался мальчик.
Очень странный мальчик. Прежде всего предметами которые у него в руках. Читаем табличку.
Оказывается это Меркурий. А в руках у него жезл кадуцей и мешочек с деньгами. А теперь для примера фото как выглядит этот самый
кадуцей на самом деле.
Правда не похоже? И мешочек для денег какой-то слишком маленький. А теперь если соразмерить то что у мальчика в руках, то мы прекрасно увидим что "палочка" прекрасно подойдет под мешочек. Знаете что это? Не удивляйтесь. Это мобильник. Мобильник античной эпохи. Видимо они тогда были в форме цилиндров. И носились в мешочках. При этом эти мобильники были разных моделей, то есть размеров и форм. Всё как сейчас. После того как я это вам сказал, посмотрите еще раз на фото статуи мальчика. И не говорите мне что он не читает смс-ку.
Всё еще не верите в мобильник? Вот вам еще один мальчик. Тоже смс-ку читает. Или пишет. Правда мобильник из рук у него уже вытащили. Видимо сильно похож на современный был. Это правда не Павловский парк, а Екатерининский в Пушкине.
Добавлено 23.08.2020 г.
Вот я вложил ему в руку мобильник и сфоткал для наглядности.
Продолжение.
Там же еще один мальчик, тоже зачитался смс-ками. Притомился и опёрся рукой на ногу. Видимо список продуктов которые купить нужно.
Вернемся в Павловский парк. Посмотрите еще раз на статую второй Ниобиды. Она явно что-то прочитала в мобильнике, который был у нее в левой руке.
Смотрим следующую статую. И не говорите мне что у неё в руке тоже не было мобильника.
Думаете Ниобида? Не угадали. Это Флора. Если баба с венком на голове, значит Флора.
Следующая статуя.
Тоже с венком на голове. Думаете Флора? Не угадали. Это Полигимния. Как вы думаете, если у этих двух статуй поменять таблички, будет разница? Я вижу только одно отличие. Одна с мобильником, другая без.
Смотрим далее. Тоже с мобильником. Но без венка на голове. Может Ниобида?
Нет, это Каллиопа.
Как отличить? Оказывается вот эта толстая согнутая штуковина это восковая табличка. А в другой руке она держит палочку для письма. А теперь посмотрим на руку статуи и представим диаметр палочки для письма. Представили? Правильно, держак от лопаты. А по мне так всё просто. В руке у неё тоже был мобильник. И читает она смс-ку.
Смотрим дальше.
По мне так это просто Ниобида. Ничем кроме красивых сандалий (специально сфоткал в таком ракурсе) от первых трёх Ниобид она не отличается. При этом на статуе кто-то нацарапал что это какая-то Клио, а табличка нас уверяет что это Эвтерпа.
Далее.
Ниобида с бубном называется Талией.
Обратите внимание что рядом с ней какая-то маска. Табличка уверяет что это маска комическая. Хотя лично я ничего комического в ней не нахожу.
А вот еще статуя с маской. Якобы трагической. Что в ней трагического я тоже не понимаю.
По мне так все эти версии с масками и их интерпретациями не более чем вольная фантазия. Собственно как и все версии с именами статуй. Так кто там с трагической маской? Оказывается Мельпомена.
И чтобы никто не сомневался, имя гвоздем нацарапано. Написано на заборе, значит...
Баба с мобильником и детским мячиком это Урания. И не важно что мобильник мало похож на небесный циркуль.
А это якобы правильная Клио. С пергаментом свернутым. Ну-ну. При таких сандалиях и одеждах, но с пегаментом. Хорошо хоть не с берестой. Хотя была тут одна с восковой табличкой. Ладно. Что у неё должно быть в правой руке я думаю вы уже и без меня поняли.
Ну и на закуску немного эротики.
Запомните, если у Ниобиды расстегнулась пуговичка на балахоне и оголились прелести, она автоматически становится Венерой.
И ни в коем случае не Аполлоном! Смотрите не перепутайте! Аполлон мальчик!
Правда пуговичка у него не расстегивалась. Он просто эксгибиционист. Но сандалии дорогие и на застёжках-липучках.
И в руке всё тот же мобильник.
Стоит отметить и тот факт, что гранит постаментов отличен от колонн Мавзолея. Это серый рапакиви. Колонны Мавзолея из розового рапакиви.
В парке много пустых постаментов. На них установлена разная ерунда.
Присутствуют и мраморные скульптуры.
Пока не ушел далеко от бронзовых Ниобид разного формата, покажу памятник императрице Марии Федоровне.
Напомню что все фото кликабельны. Если кликнуть на фото, можно увидеть разницу технического исполнения памятников конца 18 и начала 20 века. По мне так разница колоссальная. Примерно такая же как между конем с наездником и змеёй на Медном всаднике. Змею делал явно "подмастерье".
На обратной стороне статуи имеется запись, кто и когда.
Сам памятник императрице ветшает.
Колонны с армированием, рельеф - штукатурка.
Теперь еще раз вернемся к статуям. Мраморным. Меня позабавили кентавры. Папа и сыночек.
А этому мужику имя дали лишь предположительное.
Теперь дворец Павла.
Одно язычество. И классическая античность.
Очень своеобразный гранитный балкон. Интересно, если сейчас такой заказать, смог бы кто-нибудь сделать и если да, то сколько стоит.
Дворец имеет явные признаки перестройки. Боковые крылья - пределы. Обратите внимание, что пристройка шла прямо по окнам.
Главное здание производит впечатление чего то старого, возможно древнего. Или воссозданного на останцах чего-то древнего. Как и полагается такого рода зданиям оно имеет утопленные этажи так называемого цоколя.
Ступени главного входа имеют признаки переделок и реставрации. Гранит разной породы.
Верхний элемент (козырек) выглядит очень эрозированным, очень старым.
Светлый гранит не просто другой породы, но и свежий.
Очень примечательно как в данном месте шла реставрация. Не поленились откромсать новый гранитный элемент по линии разлома старого блока.
С этого ракурса лучше видно, гранит разный.
А вот так современные реставраторы восстанавливают утраченные элементы. Берут окрашенный пигментом цементный состав смешанный с гранитной крошкой. Потом шлифовка болгаркой. Кстати такой алгоритм реставрации имеют все питерские памятники. Например колонны Исаакиевского собора реставрировались и реставрируются именно по такой технологии.
Колоннада крыльев выглядит так.
Наверху классические языческие урны. Я склонен к версии о том, что когда-то они были с прахом усопших. Как сейчас Кремлевская стена в Москве, разве что в ней урны не по верху, а вмурованы.
Здесь хорошо видно как сохраняется в одинаковых условиях известняк и мрамор.
При этом на срезе болгаркой видно что мрамор внутри вполне хороший, можно и отполировать при желании.
Сохранность мраморных львов так же вполне хорошая. Правда не понятно сколько они тут стоят.
Дворец расположен на холме, под холмом ручей. Высота холма по ощущениям порядка 30 метров.
Обходя дворец сзади можно увидеть заброшенную мраморную колонну. У кустика справа виднеется.
Я не поленился, подошел и измерил её. Даже пришлось подкопать слегка. Длина 2,55 метра, диаметр 55 см.
Видимо этого добра когда-то валялось много. И мраморного, и гранитного и Бог знает какого ещё.
Потом я прошел мимо вот такого милого мостика.
Увидел вот такую имитацию старины в формате "я его слепила из того что было". Это известняк, очень эрозированный.
Внутри современная кирпичная кладка.
На боках следы от деревянной опалубки по цементному раствору.
А это другой мостик. Отводы из современного армированного бетона (арматуру видно в торце внизу).
При этом быки мостика гранитные и вполне могут быть древним наследием.
Как я уже писал за парком ухаживают.
Имеются признаки мелиорации, канального и коллекторного водоотведения.
Еще немного античности. Храм Дружбы.
Еще одна языческая усыпальница. На этот раз сёстрам императрицы Марии Федоровны. Так написано на стенах усыпальницы. Официально именуется как "памятник любезным родителям" после того как умерли и родители императрицы.
И еще.
На этом буду заканчивать. Выводов в заключении делать не буду, они были по ходу статьи.
Всем спасибо.