колонны выборгского залива

Jun 01, 2020 18:34

Волею провидения в компании очень приятных женщин судьба занесла меня в окрестности города Выборг на поиск и изучение колонн. Сам я туда не собирался, и если бы не безудержная активность Лидии Соловьевой наверное вряд ли бы вообще когда-нибудь там оказался.  За что ей большое спасибо. А так же отдельное спасибо за подобранную команду в лице ТатьяныRead more... )

колонны, гранит, история, Казанский собор, Исаакиевский собор

Leave a comment

niraudit June 18 2020, 18:32:32 UTC
диаметр колонны можно принять при высчитывании массы или при композиции пропорций (проект). При определении возможности заготовки к конкретному изделию (колонны определенной формы) правильно брать в расчет максимальные геометрические параметры, которые в торцах колонны.

В этом случае да. Но это если мы уверены в том что колонны ИС являются монолитами и принимаем версию им. Монферрана, что обработка колонн в каменоломне до круглой формы требовалась для "перекатки" по бревнам до плавсредства и затем до строительной площадки, и только потом им предавался окончательный вид, когда колонна была уже в вертикальном положении (как в случае с АК). Но такая последовательность работ необязательна если мы сомневаемся в официальной версии.

Визуального сходства может и не достаточно, но визуального отличия в некоторых случаях может и хватить, например, чтоб поставить под сомнение происхождение гранита из конкретных каменоломен, хотя официоз будет извиваться в любом случае.

Интересно было бы посмотреть на текстуру гранита в тех местах где при определенном освещении видна неоднородность колонн, примерно как на этой фотографии, но наверно это затруднительно будет сделать.


Reply

zodchi1 June 18 2020, 18:53:03 UTC
то что выделяется сегментами на колоннах это следы шага шлифовальной и (или) полировальной машины. Я об этом в своих статьях писал много. Это легко подтверждается опытным путем. Возьмите шлифовальный диск на болгарке и любой гранитный булыжник. Изменяя зерно образива, скорость вращения диска, силу нажима, угол диска к обрабатываемой поверхности вы получите разные оттенки камня.

В ряде случаев визуально камень так же легко отличим, без всякого дополнительного измерения. Пород гранита много. Есть серые, черные и прочие виды гранитов. Кроме того есть переходные формы к диабазам и базальтам.

Да и граниты одной породы очень часто так же легко отличимы без всяких дополнительных измерений. Достаточно пройтись по питерским набережным, там полно разных сортов розового рапакиви. Если сравнивать например колонны Казанского собора и Исакия, то они отличаются очень сильно, все различимо издалека и даже при плохом освещении. Посмотрите например вот на это фото Старо-Калинкина моста. Это всё рапакиви. Разные породы камня при разных эпохах переделки моста. Разные оттенки камня, разная овоидная структура, качество, размер и форма рапы и так далее. Парапет из серого рапакиви карьера Возрождение.

Кликабельно.




Reply

niraudit June 18 2020, 22:25:09 UTC
Версия шлифовки кажется перспективной, но все равно любопытно взглянуть вблизи. В таком случае и другие монолиты вроде колонн дворца Безбородко или КС должны выглядеть схожим образом.

Рапакиви, да, разнообразие налицо. Именно поэтому интересно, выдержаны ли все колонны ИС, которые добывали в течение нескольких лет в разных каменоломнях, в едином стиле. А термин «рапакиви» применяется по всему миру, даже по отношению к некоторым видам гранита Оклахомы и Гренландии.

Reply

zodchi1 June 19 2020, 08:24:05 UTC
Версия шлифовки единственно верная :) Сходите в любую мастерскую где готовят могильные памятники, вам там наглядно все покажут и расскажут. И это применимо не обязательно к гранитам. К любой обрабатываемой поверхности. Я в сфере отделки квартир и строительства уже 16 лет, ежедневно этим занимаюсь, режу и шлифую камень, кирпич, плитку, газобетон, пазогребень и тому подобное. Всё одинаково. На мягких материалах разные оттенки получаются даже после того, в какую строну последний раз провел тряпкой или губкой, например при оклейке обоев. И при покраске, ход кисточки или валика так же оставляет определенный оттенок. И чем больше глянца на поверхности, тем всё это сильнее заметно. На глубоко матовых поверхностях практически не различимо.

Что касаемо гранита (колонн) Исакия, то разные источники дают разные данные. По одним данным он весь из Пютерлакса, по некоторым в том числе и из других карьеров. Это то что описано в беллетристике 19 века. Здесь нужно делать "паспорт" гранита всего Исакия, как я уже писал я это обязательно сделаю.

Reply

niraudit June 19 2020, 12:07:07 UTC
Не сомневаюсь в справедливости того что вы говорите, но искусство качественного шлифования и полировки в том и заключается, чтобы такие сегменты были как можно менее заметны и колонна выглядела полноценным монолитом. И мой вопрос касательно других колонн-монолитов (да и не только колонн, шлифуют и обелиски, и другие крупные блоки) остается в силе. Понятно, что многое зависит от ракурса и освещения, но аналогичные следы должны быть заметны. Возможно, ваша версия в итоге подтвердится, но верификация требуется, слишком уж спорный вопрос, немало копий сломано.

Паспорт гранита - хорошая идея. Надеюсь, вам удастся с ней справиться и порадовать читателей интересным материалом.

Reply

plan_pu July 21 2020, 04:56:58 UTC
проблема в том что вот это предложение " Возьмите шлифовальный диск на болгарке" для изготовителей тех колонн было заведомо невыполнимо...

тут любопытные наблюдения и вопросы по поводу "первого в России памятника"

Reply


Leave a comment

Up