Несмотря на растущее число фотопроектов, снятых иностранными журналистами о Беларуси, на визуальной карте Европы для многих страна все еще представляется белым пятном. Помимо бюрократических формальностей и всем известных сложностей, возникающих при попытках уличной съемки в Беларуси, важной проблемой остается нахождение адекватного и честного концептуального ракурса проекта. Многие из тех, кто в разное время снимал Беларусь, часто попадали в ловушку популярных стереотипов и, в чем-то играя на целевую аудиторию, делали в своих сериях акценты на политическую жизнь страны, доступную красоту беларусских девушек или «зону отчуждения». Однако, как считает тандем влюбленных в «восточный блок» бельгийский фотографов Жюли Давид Де Лосси (Julie David De Lossy) и Колина Дельфосса (Сolin Delfosse), беларусская идентичность - понятие намного более тонкое и многоликое. И в этом они убеждаются каждый день на собственном опыте.
Фотографии Жюли Давид Де Лосси из проекта «Кадеты черноморского флота - Крым»
Жюли и Колин приехали в Беларусь впервые, вписав страну в свой маршрут более масштабного многолетнего проекта о советском наследии. Первыми геополитическими остановками в нем стали страны Центральной Азии (Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан), куда фотографы ездили не один десяток раз, чтобы исследовать значимые для сегодняшнего понимания этих стран осколки советского. Беларусь в проекте «20 лет спустя» появилась неслучайно. Жюли признается, что военные действия в Украине заставили Европу обратить внимание на соседствующие с ней страны, среди которых и оказалась Беларусь - регион, который в Бельгии сегодня многие считают частью России.
Встретившись с Жюли и Колином в минской столовой за борщом и шашлыком с черным хлебом, я расспросила молодых фотографов об их неожиданном для Европы интересе к региону Центральной Азии и обширном опыте работы в этих странах, о том, каким образом в съемке чужой страны можно избежать стереотипов и насколько это удалось сделать в первых частях проекта «20 лет спустя».
Читать дальше >>