Фотожурналистика сегодня: любовь или смерти? По итогам World Press Photo 2015

Mar 10, 2015 23:31


Лучшей фотографией ушедшего года на конкурсе World Press Photo был признан снимок гомосексуальной пары из Санкт-Петербурга, сделанный датским фотографом Мадсом Ниссеном (Mads Nissen). Как визуальная  выразительность, так и сам выбор темы явственно контрастируют с работами-победителями прошлых лет, которые часто вызывали в адрес жюри обвинения в пропаганде жестокости и насилия. Здесь не поднимаются актуальные в 2014 году темы Украины или Ближнего Востока,  беспорядков в Фергюсоне или падения самолета «Малазийских Авиалиний». Эмпатию зрителя автор пытается вызвать не открытой демонстрацией последствий человеческой жесткости, а разговором на простые и знакомые всем темы приватных отношений с близким человеком.

Комментируя выбор сюжета о повседневной жизни влюбленной пары, жюри приводит в описании снимка такие эмоциональные эпитеты как «эстетически мощный», «красивый» и «нежный». Но какова реакция на подобное смещение критериев выбора фотографий в мировом и беларусском фотожурналистском сообществе? Готовы ли те, кто, часто даже рискуя жизнью, посещает горячие точки планеты с фотоаппаратом вместо оружия, согласиться с исторической важностью простого, почти бытового снимка, сделанного ночью в квартире, в спокойной безопасной обстановке? Являются ли приватные вопросы чувственной сферы отдельных людей темой, которую фотографы захотят снимать, а зрители, рассматривая такие снимки - узнавать?



Фотография Мадса Ниссена из серии «Гомофобия в России», ставшая победителем World Press Photo-2015
Мадс Ниссен: «Это похоже на современную историю Ромео и Джульетты»

Фотография, ставшая победителем World Press Photo, входит в серию «Гомофобия в России», которую Мадс Ниссен снимал на протяжении двух лет. В интервью British Journal of Photography, рассказывая историю, которая стояла за снимком, он вспоминает свой шок от откровенной агрессии по отношению к сексуальным меньшинствам, считающейся в сегодняшней России нормой. В чем-то именно этот парадокс между «естественной» ненавистью людей и тем фактом, что средой для его проявления является развитая страна в XXI веке, и стал стимулом для документации датчанином историй обыкновенных людей.

Читать дальше >>

Previous post Next post
Up